Филология

Метафора в творчестве Сергея Есенина (курсовая работа)

Тип работы: Курсовая работа
Цена: Скидка 50%
(Время чтения: 3 - 6 минуты)

User Rating: 0 / 5

Введение

В языке существует множество средств, которые используются для построения образов, для образований новых лексических значений. Способы образования значений слов различны. Новое значение слова может возникнуть, например, путем переноса названия по сходству предметов или их признаков, в результате сходства выполняемых функций, появления ассоциаций по смежности. Таким образом, значения являются переносимыми.

Лексико-семантические варианты многозначного слова по-разному зависят один от другого и различно связаны между собой. В учебной литературе называется разное количество традиционных типов переносных значений слов. В одних случаях выделяют только метафору и метонимию, в других — метафору, метонимию, синекдоху и функциональный перенос. Традиционные виды переносных значений слова (метафора, метонимия, синекдоха, функциональный перенос значения) связаны с диахронией семантической структуры и относятся к фигурам образной речи (тропам). Различия в числе переносных значений объясняются тем, что синекдоху считают разновидностью метонимии, а функциональный перенос — разновидностью метафоры.

Метафора — один из основных приемов познания объектов действительности, их наименования, создания художественных образов и порождения новых значений

Метафора используется в бытовой и художественной речи. Поэтическая метафора отличается от примелькавшейся бытовой метафоры своей свежестью и новизной. В поэзии и прозе метафора не только средство лексической выразительности, но способ построения образов.

Сергей Есенин — самый популярный, самый читаемый в России поэт. Есенинскому творчеству посвящено большое количество критических статей, литературоведческих работ

В научных работах о творчестве С.А. Есенина своего рода « общим местом « является утверждение о подражании фольклору, об учебе у народа, об использовании фольклорных сюжетов. При этом все авторы ссылаются на свидетельство самого поэта, данное в «Автобиографии»: «Стихи начал слагать рано. Толчки давала бабка. Она рассказывала сказки. Некоторые сказки с плохими концами мне не нравились, и я их переделывал на свой лад. Стихи начал писать подражая частушкам». Восприятие жизни природы роднит Есенина и с народной, и с классической поэтической традицией. Картины природы сливаются в единый образ России. Широкое обобщение в стихах поэта приобретает русская деревня, недаром его зовут «крестьянским поэтом».

Почти все литературоведы и исследователи его творчества отмечали, что природа изображена в единстве с человеком. Ее описание — не самоцель, а путь к воссозданию ее духовного мира.

Другой исследователь творчества С. Есенина П.Юшин, в своей работе «Проблемы творчества» (1978 г.) писал о том, что «если учесть насыщенность произведений С.Есенина метафорами, напоминающими загадки, а также большое количество параллелей между его поэзией, и этим фольклорным жанром, то станет очевидным, что поэтическая структура загадки была ему близка и понятна, что с ней связана в значительной степени образная система его творчества».

Другой исследователь творчества С.Есенина — Юрий Прокушев — замечает, что «Эпитеты, сравнения, метафоры в лирике Есенина существуют не сами по себе, ради красоты формы, а для того, чтобы полнее и глубже выразить себя»

Есенин замечал между сопоставляемыми предметами и явлениями такие связи, которые до него никто не видел. Он создает свои эпитеты, образы, метафоры. В «Ключах Марии» Есенин писал: «Образ…есть, уподобление одного предмета другому или крещение воздуха именами близких нам предметов».

Известно, что становление большого поэта происходит постепенно. И путь в литературу для Сергея Есенина оказался трудным.

Цель данной работы — проследить использование метафоры в дореволюционном творчестве Сергея Есенина, что позволит понять, с чем шел в литературу великий русский поэт.

І. Метафора как средство поэтической речи

1.1. Понятие метафоры

Метафорой — (от греч. metaphora — перенос.) — называется троп или механизм речи, состоящий в употреблении слова, обозначающего некоторый класс предметов, явлений и т. д., для характеризации или наименования объекта, входящего в другой класс, либо наименования другого класса объектов, аналогичного данному в каком-либо отношении. В расширительном смысле термин метафора применяется к любым видам употребления слов в непрямом значении[6].
Метафора — наиболее распространенное средство образования новых значений, большая часть наших обыденных понятий по своей сути метафорична. Наша бытовая речь пестрит метафорой: идет дождь, он потерял голову, кружится голова, торговая сеть, встает солнце.

 

1.2. Типы метафоры

Метафора, характеризуя тот или иной предмет, явление, понятие, делится на несколько типов: индивидуально-авторская, антропоморфная, генитивная, зооморфная, синестезия (кинестезия).
Индивидуально-авторская метафора — ассоциативная семиляция по субъективным семам:
Твое солнце когтистыми лапами
Прокогтялось в душу как нож...;

 

ІІ. Метафора в поэзии Сергея Есенина

 

Заключение

В данной работе нами рассмотрены примеры использования Сергеем Есениным такого наиболее распространенного средства образования новых значений слов, как метафора.

Приведены примеры употребления поэтом разных видов метафоры. Мы отметили следующие особенности метафоры в стихах Сергея Есенина 1915-1916 годов.

Благодаря использованию метафоры природа в стихах Есенина живет богатой поэтической жизнью: она вся в вечном движении, в бесконечном развитии и изменении. Поэт неустанно метафорически переосмысливает движение Луны и Солнца, состояния неба, смену времени суток. Он наделяет эти явления качествами и свойствами человека и живой природы. Оригинальность Есенина как творца метафор проявляется в первую очередь в неожиданных и ярких олицетворениях, одушевлении жизни природы.

Поэтику Есенина отличает тяготение к вещности и конкретности — поэтому Поэт часто прибегает к приему олицетворения: он берет для образа материал из того же деревенского мира и из мира природы и стремиться охарактеризовать одно явление природы другим. Совершенно свободно, используется поэтом и зооморфная метафора.

Эпитеты, сравнения, метафоры в лирике Есенина существуют не сами по себе, не ради красивой формы,- они составляют органическое единство в составе стихотворения, помогают поэту полнее и глубже выразить себя.

 

Список использованной литературы

  1. В мире Есенина: Сборник статей.— М.: Советский писатель, 1986.—656 с.
  2. Волгина Н.С., Розенталь Д.Э. Современный русский язык. М.: «Высшая школа» — 1971 г.
  3. Волков А.А Художественные искания Есенина. М.: «Советский писатель», — 1976 г.
  4. Глазунова О. И. Логика метафорических преобразований СПб., 2000.
  5. Зелинский К.Л. Сергей Александрович Есенин (Критико-библиографический очерк) в книге Сергей Есенин Собрание сочинений в пяти томах — М.: Художественная литература, 1966
  6. История русской советской литературы. В 4-х томах. Под редакцией А.Т. Дементьева. Том 1., М. «Наука» — 1967 г.
  7. Лингвистический энциклопедический словарь /Гл. ред. В. Н. Ярцева,— М.: Сов. энциклопедия, 1990. — 685 с.
  8. Лингвистический энциклопедический словарь. Под ред. профессора В.Н. Ярцева. М.: «Советская энциклопедия» — 1990 г.
  9. Марченко А.М. Поэтический мир Есенина — М.: Советский писатель, 1972. — 308 с.
  10. Прокушев Ю.Л. Сергей Есенин: Образ. Стихи. Эпоха. М.: «Молодая гвардия», — 1989 г.
  11. Сергей Есенин Собрание сочинений в пяти томах — М.: Художественная литература, 1966
  12. Сергей Есенин. Проблемы творчества. Сборник статей. Составил П.Ф. Юшин. М.:»Современник» — 1978 г.
  13. Словарь русского языка: В 4-х т./АН СССР. Ин-т рус. яз.; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 3-е изд. стереотип,— М.: Русский язык, 1985—1988.
  14. Современный русский язык. Теория. Анализ языковых единиц. В 3-х частях, часть 1. Под редакцией Е.И. Дибровой. г. Ростов на Дону. «Феникс», 1997 г.
  15. Теоретическая поэтика: понятия и определения. Хрестоматия для студентов филологических факультетов./ Автор-составитель Н.Д.Тамарченко. - М.: РГГУ, 1999.
  16. Эпштейн М. «Природа, мир, тайник вселенной...» Система пейзажных образов в русской поэзии. М., Высшая школа, 1990.

Приложение

2 страницы - таблицы найденных в тексте поэта метафор