Филология

Риторический анализ текста

Тип работы: Контрольная работа
Цена: Скидка 50%
(Время чтения: 2 - 4 минуты)

User Rating: 0 / 5

Задание 1.

Произведите риторический анализ предложенного текста по схеме.

Здравствуйте, люди добрые и мудрые!

Простите, что не могу обратиться к Вам по имени-отчеству... Все так делают, но это незаконно, потому что является вторжением в Вашу личную жизнь. Верю, что Вы прочитаете мое письмо по своей доброй воле и отнесетесь к нему с благосклонностью.

Я, Ирина Черепанова, обращаюсь к Вам за пониманием и поддержкой. Отлично знаю, что женщинам в нашей стране дорога в политику закрыта, И тому причин много. Но нас, женщин, больше на миллионы. И президент Путин заявил накануне 8-го марта, что не будет у нас хороших законов, пока не придут в Думу 20% женщин. Значит, не будет их никогда?

Выхожу на эту неравную битву только оттого, что не вижу иного исхода. Возглавляя более десяти лет уникальную научную лабораторию, занимаясь исследованиями языка творческого бессознательного, я вплотную подошла к разгадке Тайны национальной идеи, без которой невозможен подъем экономики и процветание России. Но попытки обеспечить реальную психологическую защиту людей, вызвали такое яростное сопротивление нечистоплотных политиканов, что пришлось вступить в открытый бой с ними. Тем более, что, изучая деятельность многих публичных деятелей, я окончательно убедилась, что они готовы пускать в воздух миллионы, лишь бы удовлетворить свои собственные амбиции и защитить капиталы, а проблемы государства и простых людей их мало трогают. И верно: это ведь наши дети остаются без перспектив, работы и защиты сильной страны. Именно им выгодны многозначные законы, оставляющие лазейки для увеличения капитала. Обратите внимание: в Думе постоянно идут споры о верном законодательном Слове, но нет специалистов в этой области. Принимают законы, а потом судятся. Пермских депутатов видно и слышно только в заказных материалах, а правительство остается равнодушным к проблемам нашего края.

Верю, что не всех и не всё можно купить. Рассчитываю на поддержку исключительно самоотверженных и честных земляков, заинтересованных в правильных законах и процветании нашей многострадальной России. Не знаю – сколько нас, таких. Возможно, очень мало. Что ж, тогда мы достойны того, что имеем. И можем дальше роптать в своих малогабаритных кухнях, ругая правительство и жизнь в целом...

За моей спиной нет сделанного на крови капитала, криминальных авторитетов или административного ресурса. Зато есть верное Знание и реальная Сила донести до Кремля истинную народную волю моих земляков. Потому что точно знаю: через 20 лет Россия может превратиться в сырьевой придаток Запада. Я должна защитить наших детей, родителей, науку и культуру от полного исчезновения. И верю в мудрость и справедливость своих земляков. Великий народ не должен жить на подаяния. А шоу-концертами стариков не накормишь и детей не спасешь...

Не хочу отрывать людей от работы, устраивая многочисленные формальные встречи, но готова явиться в любой коллектив по взаимной доброй воле. И приглашаю Вас испытать со-радость от народной песни на вечере арт-терапии, который состоится 2 декабря в 18 часов в клубе МВД по адресу: ул. Сибирская, д. 20.

Желаю Вам и всем, кого Вы любите, здоровья, счастья и благоденствия в достойной нас, великой России.

Здравствуйте всегда!

Ирина Черепанова

Для справок

Автор текста Черепанова И. Ю., пермячка, филолог (030 филологический факультет ПГУ. в 1992 г защитила кандидатскую диссертацию, в 1996 – докторскую). Черепанова Ирина Юрьевна занимается суггестивной лингвистикой.

Возможная схема анализа

  1. Определите вид и род красноречия данного текста.
  2. Выявите риторический идеал, на который ориентирован текст. Аргументируйте свое предположение.
  3. Определите логическую схему речи (тезис, аргументы, способы доказательства).
  4. Определите виды аргументов, способы аргументации, правила и приемы аффективной аргументации, применяемые в данном тексте.
  5. Выявите композиционные особенности текста.
  6. Определите приемы и методы стимулирования внимания и интереса аудитории.
  7. Выявите риторические фигуры и тропы, их значимость в речи.
  8. Определите речевые стратегии и тактики. Какие стратегии и тактики, на Ваш взгляд, являются эффективными, а какие нет?
  9. На основе Вашего анализа определите тип аудитории, к которой обращена настоящая речь. Аргументируйте свое предположение.
  10. Попробуйте определить отношение автора речи к аудитории.

Анализ речи

1. "В современной практике публичного общения выделяют следующие роды красноречия: социально-политическое, академическое, судебное, социально-бытовое, духовное (церковно-богословское).

Результатом дальнейшей дифференциации на основании более конкретных признаков, являются виды или жанры. Эта классификация носит ситуативно-тематический характер, так как, во-первых, учитывается ситуация выступления, во-вторых, тема и цель выступления"[7 с.214].

Данная речь по форме относится к социально-политическому красноречию: это, как, казалось бы, выступление на социально-политическую тему. Если же обратить внимание на то, чем завершается речь – приглашением на концерт народной песни, то становится ясно, что разговоры о социально-политических проблемах – это лишь уловка оратора, чтобы, с ложным пафосом говоря о проблемах, которые у всех на слуху, привлечь внимание аудитории.