Филология

Поможем написать

Русский язык и культура речи 5

  • Тип работы: Ответы на тест
  • Цена: Скидка 50%

 

1. Поставьте ударения в следующих иностранных словах (если возможно двойное равноправное ударение, то укажите оба). Уточните значения незнакомых вам слов по словарю.

Арахис, апостроф, сабо, алкоголь, дефис, квартал, триптих, догмат, форзац, жалюзи, маркетинг, фортель, эксперт, фетиш, феномен, кедровый, генезис, дебет, факсимиле, сливовый, стенография, асимметрия, кремень, творог, договор, щавель, туфля, роженица, танцовщица, хвоя, страховщик, кухонный, петля, пригоршня, складчина, одновременно, зубчатый, гренки, досуг, домовый, дремота, знамение, изобретение, украинский, ломоть, мусоропровод, мышление, намерение, пиала, приданое, свекла, статуя, ходатайство, августовский, бюрократия, гастрономия, звонишь, иконопись, каучук, мизерный, мытарство, обеспечение, пасквиль, оптовый, созыв, тефтели, феерия, бензопровод, вероисповедание.

2. Образуйте краткие формы женского, мужского, среднего рода и множественного числа от приведенных прилагательных. Проставьте во всех формах ударение. Сделайте вывод о закономерностях постановки ударения в данных грамматических формах.

Бледный, близкий, редкий, жирный, дорогой, молодой, голодный, светлый, крепкий, тесный, пустой, холодный, тупой, вредный, глухой, свежий, полный, правый.

3. Исправьте предложения и напишите верные варианты.

1. В вузах города постоянно совершенствуется учебный процесс, растет контингент студентов. 2. Двадцать пять лет своей биографии она посвятила науке. 3. Древние города явились цитаделью русского национального зодчества. 4. Как показал отборочный турнир, финские спортсменки остаются самыми серьезными оппонентами нашим лыжницам. 5. Основное внимание в этой книге уделено ранним проявлениям, дебюту астмы. 6. Для нашего города характерна выставочная экспансия. 7. Современные условия способствуют появлению когорты мелкоплавающих музыкантов.

4. Найдите в предложениях иноязычные слова и замените их русскими синонимами без ущерба для смысла.

1. Этот человек жил на максимуме человеческих возможностей. 2. Каждый спортсмен имеет хорошие ресурсы для улучшения своей а спортивной формы. 3. Продавцы предлагают в большом ассортименте сувениры. 4. Гран-при за лучший сайт получил Эрмитаж.

5. От данных существительных образуйте форму именительного падежа множественного числа.

Доктор, выбор, контейнер, орден, адрес, герб, холод, промысел, шофер, парус, хутор, клевер, торт, вечер, жемчуг, погреб, автор, лектор, край, токарь, инженер, договор, тополь, волос, отпуск, сектор, хлеб, якорь, прожектор, трактор, месяц, редактор, инспектор, кузов, писарь, стог.

6. Раскройте скобки, поставив существительные в форму множественного числа.

1. (Вексель) предъявлен к оплате. 2. Все (директор) прибыли на совещание. 3. Па кафедре работают (профессор, кандидат наук). 4. Для воздвигающегося храма отливают (колокол). 5. Над городом возносятся золоченые (купол), б. Территория делится на отдельные (округ). 7. (Бухгалтер) заполняют приходные (ордер). 8. (Загранпаспорт) оформляются в ОВИРе. 9. На конвертах ставятся (штемпель).

7. Поставьте приведенные существительные в форму родительного падежа множественного числа. Выделите существительные, которые имеют в этой форме варианты окончаний.

Рельсы, баржи, чулки, носки, помидоры, рожки, саперы, ремесла, боты, заморозки, ходули, макароны, хоромы, будни, ясли, подмостки, грабли, розги, няни, калмыки, апельсины, дрязга, выкрутасы, дела, умения, болота, абрикосы, ананасы, баклажаны, бананы, барышни, басни, башни, бланки, гектары, грузины, зразы, мглы, килограммы, мандарины, оладьи, осетины, погоны, полотенца, простыни, сапоги, туфли, яблони.

8. В данных словосочетаниях подберите к выделенным словам антонимы. Придумайте предложения с антонимичными словосочетаниями.

Вершина горы, пологий берег, тихий город, глубокие знания, полезные навыки, время прилета, разнообразные примеры, появляться неожиданно, одаренный юноша, корыстный человек.

9. Составьте с ними словосочетания или предложения с: данными паронимами.

Безответный – безответственный, двойной – двойственный, осудить – обсудить, подпись – роспись, усвоить – освоить, боязливо – боязно, описка – отписка, сытый – сытный, поступок – проступок, контакт – контракт, гордыня – гордость, преемник – приемник, абонент – абонемент; адресат – адресант; верить – веровать; искусный – искусственный; командированный--командировочный: невежа – невежда; соседний – соседский; скрытый – скрытный; масленый – масляный; предоставить –- представить.

10. Выберите из слов, данных в скобках, те, которые обычно используются в составе приведенных фразеологизмов. Напишите полученные фразеологизмы и их значения.

Открыть (Африку, Америку, Австралию); (заяц, кот, козел) наплакал; (медвежья, собачья; волчья) услуга; как мертвому (банки, припарки, горчичники); (басня, притча, песня) во языцех: почивать на (траве сене, лаврах).

11. Замените выделенные слова синонимичными фразеологизмами (разрешается немного изменять предложения, но без ущерба для смысла).

1. Молодого художника не просто заметили, а стали хвалить чрезмерно. 2. С таким составом команда, конечно, проиграет. 3. В возрождении страны молодежь должна занять ведущее положение. 4. Нельзя обо всех школьниках судить совершенно одинаково. 5. После кризиса многие предприяп-ш разорились. 6. Эта мысль очень отчетливо выделяется во всех его произведениях. 7. Народу собралось много. 8. У него, говорят, денег много. 9. У меня много работы.

12. Найдите русские эквиваленты иностранным устойчивым выражениям Напишите значение фразеологизмов.

1. Дождь, идет кошками и собаками (англ:), дождь льет как на дохлую собаку (нем.).

2. Когда хвост верблюда коснется земли (киргиз.).

3. Попасть с дождя под водосточную трубу (польск.), попасть из грязи в лужу (чешек.), попасть из колючек в боярышник (болг.).

4. Натянуть на четыре булавки (франц.), как вытащенный из ящика (румын.).

5. Делать из комара верблюда (чешек.), делать из иглы вилы (польск.).

13. Устраните тавтологию, исправив предложения.

1. Он снова почувствовал, что его охватило болезненное чувство одиночества. 2. В своей работе руководители учреждений руководствуются новейшей методической литературой. 3. В прошлом году выдался неурожайный год. 4. В пищу животным стали добавлять, минеральные добавки. 5. Мы каждый месяц платим абонементную плату за радиоточку. 6. Из лекций по искусству общения мы узнали много новых и полезных знаний. 7. Они стали заниматься рисованием и нарисовали много картин.

14. Найдите плеоназм в предложениях. Исправьте ошибки.

1. Он привык беречь каждую минуту времени. 2. Открылось новое совместное предприятие, выпускающее 30 тысяч штук изделий в год. 3. Эти компьютеры просты по устройству и дешевы по стоимости. 4. На первый взгляд эта работа кажется простой и незамысловатой. 5. Деятельность центра будет способствовать дальнейшему совместному сотрудничеству между народами разных стран. 6. Писателя интересуют взаимоотношения участников движения друг с другом. 7. При такой обработке юного древесины преподает зря.

15. Найдите случаи нарушения лексической сочетаемости. Исправьте ошибки.

1. У дороги стоял низенький дряхлый домишко. 2. Папа, как я буду раскрашивать трех богатырей, если у меня нет гнедого карандаша? 3. Программа обеспечена на провал. 4. Это было в глубоком детстве. 5. Никто не ожидал, что этот юноша окажет на всех такое сильное впечатление. 6. Петь хочу до упаду. 7. На олимпиаде большое значение играет, умение собраться и вера в победу. 8. Детская палата предполагает контачить с представителями самых разных движений мира. 9. Критик кратенько рассматривает социальный фон драмы. 10 Все поэты уделяли особое значение этой теме. 11. Здесь остро ставится тема бюрократизма, актуальная и в наши дни. 12. Если ученик будет говорить стихотворение и не скажет автора, я его исправлю.

16. Подберите прилагательные к приведённым ниже именам существительным.

Например, сладкая фасоль.

Тюль, алиби, рояль, мышь, жабо, попурри, бигуди, такси, галифе, толь, вермишель, шампунь, колибри, факсимиле, цеце, эсперанто, шимпанзе, хинди, кофе, какао, пальто, киви, боа, пенальти, кредо, реноме, мозоль, табель, повидло, вуаль, рельс, полынь; музей-квартира, чудо-ребенок, галстук-бабочка, платье-костюм, роман-газета, кресло-качалка, диван-кровать, царь-пушка, горе-ученик, крепость-герой, плакун-трава.

17. Выберите правильный вариант. Если могут употребляться оба варианта, укажите их.

1. Жертва террористов (скончался / скончалась). 2. В журнале «Новый Мир» (появился / появилась) (новый / новая) автор П. Петрова. 3. Автор Н. Петрова, уже (известный известная) читателям, (предложил / предложила) новую статью. 4. (Предложивший предложившая) новую статью автор И. Петрова уже (известен / известна) читателям. 5. (Новый / новая) староста группы (внес / внесла) предложение. 6. (Маленький. маленькая) сирота у всех (вызывал / вызывала) жалость.

18. Составьте предложения с данными словосочетаниями, учитывая смысловую разницу между полными и краткими формами прилагательных.

Мальчик спокойный – мальчик спокоен; старик больной – старик болен; девушка счастливая – девушка счастлива; шкаф высокий –- шкаф высок; брюки короткие – брюки коротки; задача трудная – задача трудна; лицо спокойное – лицо спокойно.

19. Устраните в предложениях недочёты в употреблении местоимений.

1. Мы находились против его. 2. Мой брат моложе её. 3. Вокруг их разгорелся спор. 4. Благодаря ней мы смогли пойти на экскурсию 5. Этот вопрос не представляет интереса для их. 6. У него нет ни минуты свободного времени. 7. Впереди его мелкой рысцой бежала серая лошадка. 8. Над всем ним поднялся туман. 9. Возле его размещены декоративные кустарники и фруктовые деревья.

20. Просклоняйте числительные во всех надежах.

5679; 3 951 826; 665; одна тысяча семьсот восемьдесят девятый год; трое студентов; три студента; полтора килограмма; одна целая двадцать четыре сотых.

21. Выберите нужную форму – оба / обе или их падежные варианты.

По... сторонам улицы, на... берегах реки, у... сестёр, у.... братьев, на... стенах, между... странами, между... государствами,... руками,... ушами,... глазами, у... детей, к... ботинкам, приложит к... ушам, знаком с... братьями, с... сестрами.

22. Поставьте слово «сколько» в нужную форму.

До (сколько) часов работает магазин?

Со (сколько) часов открывается библиотека? I

(Сколько) ученикам пришлось переписывать работу? I

(Сколько) учениками доволен учитель?

(Сколько) студентов не было на занятии?

24. Попытайтесь образовать формы первого лица единственного числа от приведенных ниже, глаголов. В разделах В и Д попробуйте передать значение отсутствующих форм другими языковыми средствами.

А. Телиться, колоситься, осыпаться, гаснуть, ржаветь, горчить, мерцать, зеленеть, кипеть, щетиниться, сквозить, цвести.

Б. Толпиться, сбегать, сползать, скапливаться, перепадать, набегать, померзнуть,

В. галдеть, убедить, победить, ерундить, дудеть, ощутить, шелестеть,  чудить, колесить, грезить, затмить.

Г. Светать, смеркаться, знобить.

Д. Бузить, дерзить, тузить.

Еще статьи

Поможем с курсовой, контрольной, дипломной
1500+ квалифицированных специалистов готовы вам помочь