Кейс и тестовое задание по философии

Тип работы: Тестовое задание
Цена: Бесплатно
(Время чтения: 5 - 9 минуты)

User Rating: 0 / 5

Содержание:

1. В каких суждениях выражается причинная связь между явлениями?

  • Если яблоко красное, то оно сладкое.
  • Если число делится на 6, то оно делится на 3.
  • Материя первична, а сознание вторично.
  • Трудовая деятельность людей способствовала формированию языка и мышления.

2. От приведенных ниже понятий образуйте особенное и единичное.

  • экономика;
  • государство.

Ответ:

а) экономика – плановая экономика – экономика Вьетнама.

б) государство – африканское государство – Нигерия.

3. Докажите приведенное ниже высказывание на примерах.

Соотношение качества и количества можно выразить следующим образом: ни качества, как такового, ни чистого количества в природе не существует, ибо все существующее представляет собой единство качества и количества.

Ответ: Качество и количество — взаимопроникающие противоположности. В качественных определениях необходимо присутствует количественный момент. Так, мы говорим о качествах различной степени общности. Мы говорим также о качественном многообразии реальных объектов. Например, качество меди — это не только ее качество как данного элемента, отличного от других элементов; оно включает в себя и качество металла, поскольку медь является металлом, и качество химического элемента, поскольку медь является химическим элементом, и качество вещества, поскольку медь является веществом, и качество материи, поскольку медь является материальным образованием.

Количество и качество противоположны друг другу как стороны материи и в то же время суть одно, поскольку их общей основой, носителем является материя.

4. Какие из перечисленных ниже явлений материальны? Аргументируйте свой ответ.

Головная боль. Болезнь. Мираж. Галлюцинации. Сновидения. Отражение в зеркале. Тень человека. Производственные отношения. События прошлого. Абсолютный вакуум. Созвездия. Информация.

Ответ: Материальные явления – это те явления, которые существуют независимо от сознания, не сотворены сознанием, находятся вне сознания. В данном списке присутствуют такие материальные явления как:

– болезнь (сам человек может и не чувствовать никакой боли, но это состояние организма, выраженное в нарушении его нормальной жизнедеятельности, продолжительности жизни, и его способности поддерживать свой гомеостаз).

– мираж (оптическое явление, возникающее реально, что и может быть зафиксировано оптическими приборами).

– отражение в зеркале (как свойство материи, заключающееся в воспроизведении, фиксировании того, что принадлежит отражаемому предмету).

– тень человека – как некий объем пространства, куда не проникают прямые солнечные лучи.

– абсолютный вакуум – пусть и не поддающееся возможности как-либо зафиксировать состояние материи, но все же существующее независимо от сознания.

– созвездия материальны, независимы от сознания, оказывают гравитационные воздействия и т.д.

5. Эквивалентны ли суждения? Обоснуйте свой ответ.

  • Все объекты материальны.
  • Все объекты состоят из материи.

Ответ: Суждения не эквивалентны, так как материя - это объективный мир в целом, а не то, из чего он состоит, отдельные предметы, явления не состоят из материи, выступают конкретными видами ее существования, как, например, неживая, живая и социально организованная материя, элементарные части, клетки, живые организмы, производственные отношения и т.д. Все эти виды существования материи изучаются различными естественными, общественными и техническими науками.

6. Что из перечисленного ниже входит в философское понятие сознания?

Ощущение. Язык. Биотоки мозга. Мышление. Воля. Представление. Воображение. Эмоции. Темперамент. Память. Понятие. Нервные импульсы. Инстинкты. Мировоззрение. Желания и цели. Нейроны. Рефлексы.

Ответ: Ощущение. Язык. Мышление. Воля. Представление. Воображение. Эмоции. Память. Мировоззрение. Желания и цели.

7. Что значит мыслить диалектически, метафизически, логически, исторически, догматически?

Ответ: Мыслить диалектически – значит мыслить в такой форме мышления, которая позволяет вскрывать противоречия действительности, связи в природе, обществе и самой личности. Такая возможность диалектического мышления основывается на усвоенных законах и категориях диалектики (единство и борьба противоположностей, переход количества в качество, отрицание отрицания, причина и следствие, сущность и явление, общее, особенное, единичное и др.), а также опыта, навыков и умений диалектического мышления.

Метафизический метод мышления – это такое представление о мире, когда он рисуется простым набором изолированных друг от друга видов бытия, где возможны лишь повторения уже бывшего ранее; источник самого движения и частичных изменений остается за бортом внимания.

Мыслить логически – значит руководствоваться в процессе мышления законами логики.

Мыслить исторически – значит уметь описать общественное явление или событие, правильно отобрав характерные для него черты и факты, выяснение причин возникновения любого общественного явления, сознание переходящего характера всякого исторического явления, их исторического значения, осознание многообразия конкретного проявления закономерностей истории и т.д.

Догматическое мышление рассматривает знание как нечто застывшее, неизменное (как догмы). Для Д.м. характерны авторитарность, антиисторичность, схематичность мышления, его оторванность от реальности. Такое мышление выполняет, при отсутствии абсолютизации, и положительные функции, закрепляя достигнутые знания, характеризуя их некоторое постоянство.

8. Назовите направления гносеологии, принципами которых являются следующие высказывания:

  • Все абсолютно, нет ничего относительного.
  • Все относительно, нет ничего абсолютного.
  • Есть абсолютное и относительное, но они присущи разным вещам.
  • Все абсолютно и относительно в разных аспектах.

Ответ: соответственно

• Догматизм

• Релятивизм.

• Метафизика.

• Философия Нового времени

9. Чем объяснить, что такие области знания, как народная медицина, приметы земледельца или охотника, искусство стеклодува или тайны мастеров, изготавливающих скрипки, не считаются научными и не включаются в систему науки?

Ответ: Наука — сфера человеческой деятельности, направленная на выработку и теоретическую систематизацию объективных знаний о действительности. Основой этой деятельности является сбор фактов, их постоянное обновление и систематизация, критический анализ и, на этой базе, синтез новых знаний или обобщений, которые не только описывают наблюдаемые природные или общественные явления, но и позволяют построить причинно-следственные связи и, как следствие, — прогнозировать. Те теории и гипотезы, которые подтверждаются фактами или опытами, формулируются в виде законов природы или общества.

Система науки в широком смысле включает в себя все условия и компоненты соответствующей деятельности, (в которую никоим образом не вписываются перечисленные в вопросе знания и навыки):

– разделение и кооперацию научного труда;

– научные учреждения, экспериментальное и лабораторное оборудование;

– методы научно-исследовательской работы;

– понятийный и категориальный аппарат;

– систему научной информации;

– всю сумму накопленных ранее научных знаний.

10. Дайте философский анализ высказывания о том, что свобода есть познанная необходимость.

Почему Н. А. Бердяев подверг критике это положение?

Ответ: Нидерландский мыслитель-материалист XVII века Б. Спиноза считал, что в природе господствует необходимость. Человек же, обладая разумом, в состоянии познать эту необходимость. Благодаря этому он становится свободным. Свобода, согласно Спинозе,— познанная необходимость.

Марксистское понимание свободы не сводит ее к одному лишь познанию необходимости, оно связывает ее с практической деятельностью людей. Быть свободным — значит уметь познавать объективную необходимость и, опираясь на это познание, вырабатывать правильные цели, принимать и выбирать обоснованные решения и на практике воплощать эти решения в действительность. Ф. Энгельс поэтому подчеркивал, что свобода состоит не в воображаемой независимости от объективной необходимости, а в умении принимать решения со знанием дела.

Бердяев же считал, что в человеке заложен нравственный закон, учит об «абсолютности и вечности нравственного закона», о том, что он дан «для мира сего», но что «он не от мира сего». Свобода в человеке совсем и никак не связана с необходимостью («нравственный закон принадлежит царству свободы, а не царству необходимости».

Сам Бердяев писал: "Не свобода есть результат необходимости, как думают очень многие мыслители, а необходимость есть результат свободы, есть последствие известной направленности свободы".

Тест по философии

№ п/п

Содержание вопроса

Варианты ответа

1

Предметом философии как науки являются:

а) доступные рациональному пониманию и передаче в качестве знания законы и принципы, в соответствии с которыми устроен мир в целом и его части;

б) социально-организованная вера в священное, которая обеспечивает группу людей решением вопросов, относящихся к сферам внутреннего и запредельного;

в) осознанное, преднамеренное отражение социальной действительности посредством активно-деятельностного мышления.

2

Учение о бытии как таковом, независимо от частных его разновидностей:

а) аксиология;

б) гносеология;

в) онтология.

3

Первый, теоретически сформулированный, тип мировоззрения:

а) жизненно-практическое;

б) мифологическое;

в) религиозное;

г) философское.

4

Что такое «форма» в философии Аристотеля:

а) внешний вид предмета, явления;

б) идея;

в) объект целеполагания.

5

"Идолы рынка», по мнению Ф. Бэкона, это:

а) заблуждения, возникающие в результате неправильного выбора слов;

б) заблуждения, возникающие в результате несовершенства человеческого разума;

в) заблуждения, возникающие в результате преклонения перед устаревшими идеями и концепциями.

6

Панлогизм – это:

а) определение воззрений И. Фихте;

б) мировоззренческая основа эпохи Возрождения;

в) закономерный вывод из теории К. Маркса;

г) философская доктрина Г. В. Ф. Гегеля.

7

Возникновение логического позитивизма связывают с именем:

а) Карла Маркса;

б) Луция Анния Сенеки;

в) Людвига Витгенштейна;

г) Бенедикта Спинозы.

8

Какие термины характеризуют философию эпохи постмодернизма:

а) субстанция;

б) деконструкция;

в) апперцепция;

г) системность;

д) трансцендентность;

е) ризома;

ж) симулякр.

9

Кто призывал жить «не для себя и не для других, но со всеми и для всех":

а) Н. Ф. Федоров;

б) В. С. Соловьев;

в) К. Э. Циолковский;

г) Л. Н. Толстой.

10

Какая из философских школ впервые разработала концепцию бытия:

а) киники;

б) эпикурейцы;

в) неоплатонисты;

г) элеаты.

11

Представители объективного идеализма:

а) К. Э. Циолковский;

б) Платон;

в) Аристотель;

г) Л. Фейербах;

д) Г. В. Ф. Гегель;

е) Дж. Беркли.

12

Кому принадлежит высказывание: «Все течет":

а) Демокриту;

б) Аврелию Августину;

в) Гераклиту;

г) Платону.

13

Что понимал под термином «диалектика» Сократ:

а) теорию развития;

б) закон тождества противоположностей;

в) логику посторения силлогизмов;

г) искусство спора.

14

Категории диалектики (выбрать нужное):

а) коварство и любовь;

б) униженные и оскорбленные;

в) часть и целое;

г) теплое и мягкое;

д) общее и особенное;

е) количество и качество.

15

Кто из перечисленных философов является агностиком:

а) Д. Юм;

б) Р. Декарт;

в) И. Кант;

г) К. Э. Циолковский;

д) Г. В. Ф. Гегель;

е) Дж. Беркли.

16

Гипотеза о всеобщей одушевленности природы – это:

а) гилозоизм;

б) материализм;

в) экзистенциализм.

17

По мнению Б. Спинозы, истина, которая интуитивно зрима и не зависит ни от какого опыта постигается:

а) рассудком;

б) чувственным восприятием;

в) разумом.

18

Высказывание: «Истина – это полезность, эффективность знания» – относится к концепции:

а) соответствия;

б) когеренции;

в) прагматичности.

19

Каковы параметры лженауки:

а) ориентация на поиск истины;

б) ориентация на достижение прибыли;

в) плагиат;

г) опора на разум, как на высшую познавательную способность человека;

д) объяснение действительности;

е) нетерпимость к опровергающим доводам;

ж) системный характер знания.

20

Учение, говорящее о сотворенной природе мира и человека, называется:

а) креационизм;

б) эволюционизм;

в) антропоморфизм.

21

Пантеизм был характерен для философского мировоззрения:

а) Нового времени;

б) Просвещения;

в) Возрождения;

г) Средних веков.

22

Основные феномены человеческого бытия (выбрать из списка):

а) веселье;

б) любовь;

в) свобода;

г) одиночество;

д) ярость;

е) страх;

ж) смерть.

23

По убеждению И. Канта, человек может быть абсолютно свободен:

а) в мире феноменальном;

б) в мире социальном;

в) в мире ноуменальном.

24

Ковариантная модель развития общества, воплощенная в концепции «осевого времени», принадлежит:

а) С. В. Соловьеву;

б) К. Ясперсу;

в) Н. А. Бердяеву;

г) О. Шпенглеру.

25

Одним из современных процессов глобализации является:

а) объединение национальных культур в общечеловеческую;

б) объединение мировой экономики в единую промышленную систему;

в) создание единой религии.