Философия

Поможем написать

Философские концепции личности (контрольная работа)

  • Тип работы: Контрольная работа
  • Цена: Бесплатно

Введение

На протяжении многих столетий духовного развития человечества проблема человека, а вместе с нею проблема человеческой индивидуальности была одной из самых важных. Философские знания – это прежде всего знания о человеке.

Понятно, что философское учение о человеке выступает относительно самостоятельной частью философии. Философия становится философией в определенном смысле слова тогда, когда человек обращает внимание на «самого себя», на формы своей личной жизнедеятельности, свой личный духовный мир, его наполненность жизнью, страданиями и невзгодами, радостью и счастьем.

Философия, верная своему предназначению, рассматривает человека в мире и мир в человеке. Она говорит о его реальном, фактическом положении в этом реальном, практическом мире, о его жизненном предназначении. При этом стремится понять не только, что он есть, но и кем он должен быть, ибо проблема сущности и бытия человека является одной из главных вечных философских проблем [1].

I. Индивид, личность, индивидуальность


Понятие «личность» многопланово. Личность является объектом изучения многих наук: философии, социологии, психологии, этики, эстетики, педагогики и т.д. Каждая из этих наук изучает личность в своем специфическом аспекте.

Для социально-психологического анализа личности следует четко разграничить понятия «личность», «индивид», «индивидуальность», «человек» [2,с.86].
Исходя из различных определений, данных философией, психологией, и другими науками, человека можно определить, как биосоциальное существо, обладающее речью, сознанием, мышлением, являющееся частью природы и общества, а также способное создавать материальные и духовные ценности.

Человеческие способности и свойства, такие как речь, сознание, мышление, являются результатом культурного развития, а не врожденными качествами, передающимися по наследству. Человек – это высшее существо, отличающееся от животных способностью к труду, результатом которого являются создаваемые блага, используемые в целях удовлетворения потребностей.

Жизнь и деятельность человека обусловлены единством и взаимодействием биологического и социального факторов, при ведущей роли социального фактора. Поскольку сознание, речь и пр. не передаются людям в порядке биологической наследственности, а формируются у них прижизненно, то используют понятие «индивид» – как биологический организм, носитель общих генотипических наследственных свойств биологического вида[2].

То есть отсюда следует сделать вывод, что индивидами мы рождаемся.

Мы рождаемся как индивидом, так и человеком, и, безусловно, изначально являемся частью природы и общества. Природа когда-то была дикой, а общества не было вообще, но в процессе эволюции было создано общество, которое оказало существенно влияние на природу. В результате наш мир можно назвать цивилизацией.
Точно так же, подвергаясь стороннему воздействию, эволюционирует индивид и в конечно счете становится личностью.

«Личность есть понятие социальное, она выражает все, что есть в человеке неприродного, исторического. Личность не врожденна, но возникает в результате культурного и социального развития»[2, с.88].

Индивид, становясь личностью, занимает определенное место в так называемых социальных группах. Следует отметить, что личность не только объект общественных отношений, не только испытывает социальные воздействия, но преобразует, изменяет их. Таким образом, личность начинает выступать носителем комплекса внутренних условий и посредством них изменяет воздействия общества. Эти внутренние условия можно определить как совокупность врожденных, переданных по наследству качеств, так и приобретенных, сформированных под влиянием социальных отношений. По мере формирования личности внутренние условия становятся более глубокими, в результате одно и то же внешнее воздействие может оказывать на разных людей разное влияние. Таким образом, личность не только объект, но и активный субъект деятельности, общения, сознания, самосознания [3,с.88].

Личность – это самоорганизующаяся система. Объектом ее внимания и деятельности служит не только внешний мир, но и она сама, так как каждая личность включает в себя представление о себе и самооценку.

Что значит быть личностью? Быть личностью – это значит иметь активную жизненную позицию, с которой можно сказать так: «На том стою и не могу иначе».Быть личностью – это значит осуществлять выборы, возникающие в силу внутренней необходимости, оценивать последствия принятого решения и держать ответ за них перед собой и обществом, в котором живешь[2.с,86].

«Особая и не похожая на других личность с индивидуальным набором духовных и физических свойств характеризуется понятием «индивидуальность».
Индивидуальность – это личность данного человека в конкретном ее варианте, как неповторимое сочетание его психологических особенностей»[4,с.116].

II Концепции личности: философские, психологические

Философских знаний на сущность человека, предназначение и смысл его бытия существует очень много. Начало им положили концепции древнегреческих философов, понимали человека как существо разумное. Человек – полностью самостоятельное существо, он сохраняет свою человеческую особенность, сознание своего «Я» [2.с,92].
Еще в античной философии заложены основные основы натуралистического антропологизма, а затем и эволюционизма, а также разнообразные концепции человека, основанные на дуалистических и идеалистических принципах. Для первых характерно представление о человеке как наивысшем и совершенном создании природы, познание которого дает ключ к тайнам человеческого бытия. Подчеркивание единства человека и природы совсем не снимает проблему дуализма, души и тела, а в какой-то степени даже содействует утверждению натуралистических представлений о природе и человеке. Их сторонники считают, что все люди имеют одинаковую психологическую или психофизическую структуру, общую для всех, которая отличает человека от животных.

Напрашивается вывод о непосредственном влиянии субъектно-психологических особенностей «природного индивида» на всю сферу общественного поведения, действий, социальных процессов [5].

В 30-40-е годы XIX века осуществился поворот философской мысли к конкретному человеку. Одно из направлений связано с датским философом Кьеркегором, который создал своеобразную религиозно-философскую концепцию человека.

Ее существенной чертой является то, что именно через познание самого себя, которое он осуществляет в определенной изоляции от других людей, замкнувшись только на личном «Я», человек понимает свою зависимость от Бога.

В этот период формировался и совсем иной поход к проблеме человека. Он связан с именем немецкого философа Л. Фейербаха, который отрицал идеалистическую концепцию человека и тезис о приоритете общества перед отдельным индивидом. Он утверждал, что человек есть психофизическое существо, в котором душа и тело не могут быть отделены друг от друга.

Человеческая сущность рассматривается как «род», как внутренняя всеобщность, которая связывает множество индивидов природными связями. Разнообразные общественные отношения, по Фейербаху, появляются благодаря чувствам и разуму людей.

Абсолютизация индивидуального бытия разрывает две важнейшие стороны характеристики человека: существование и сущность. Это неизбежно приводит к антиисторической концепции человека – философии индивидуализма.

Согласно данной концепции, человек обособлен от общества, не имеет связей с объективным миром. Но это невозможно, так как изначально индивид – это часть природы, и он не может быть изолирован от социальных отношений.

«Для того чтобы получить целостную концепцию человека, нужно прежде всего обозначить методологические принципы, опираясь на которые только и можно решить вопросы о его природе, сущности и существовании» [1.с.378].

Ни одно направление не приобрело столь громкую известность за пределами психологии, как фрейдизм. На основе многолетних клинических наблюдений Фрейд сформулировал психологическую концепцию, согласно которой психика человека состоит из 3-х компонентов, уровней: «Оно», «Я», «Сверх-Я». «Оно» - бессознательная часть психики, бурлящий котел биологических врожденных инстинктивных влечений: агрессивных и сексуальных[2,с.89].

«Я» - это сознательная часть психики, из отрой постоянно вытесняются инстинктивные влечения как позорные и недопустимые. «Я» всегда находится под давлением: с одной стороны, инстинкты, с другой – общественные ограничения («Сверх-Я»).

Одной из задач психологии признается выявление бессознательных «комплексов» (т.е. совокупности бессознательных инстинктивных влечений) и содействие осознанию их, что ведет к преодолению внутренних конфликтов личности[3].

Стремление Фрейда вывести всю активность личности из одних лишь сексуальных побуждений встречало возражения и у многих психологов, что стало одной из причин зарождения неофрейдизма. На первый план выдвигается зависимость личности от среды. Среда проецирует на личность свои важнейшие качества. Они становятся формами активности этой личности, например: после любви и одобрения, погоня за властью, престижем и обладанием, бегство от общества[3].

Гуманистическая психология в понимании личности кажется направлением, противоположным психоаналитическому направлению. Но они на самом деле смыкаются в своих характеристиках. Гуманистическая психология главным фактором активности личности считает устремленность к будущему, к максимальной самореализации (самоактуализации)[4,с.352].

Основателем топологической психологии стал К.Левин. Используя принятые в физико-математических науках понятие «поле», К. Левин объясняет поведение личности тем, что различные точки и районы жизненного пространства, в котором существует индивид, становятся мотивами его поведения в силу того, что он испытывает в них потребность. Когда потребность в них исчезает, то и значение объекта утрачивается[3].

В данной концепции речь о биологической предопределенности не ведется. Мотивами к действию каждой личности являются либо положительные, либо отрицательные качества, стороны объектов.

Наличие трех-четырех ведущих направлений в понимании личности, сложившихся в мировой психологической науке, и несовпадение их исходных принципов вполне закономерно порождало постоянную полемику.

Критике подвергался пансексуализм З.Фрейда, известная механистичность теории К Левина, тех или иных идеологических догм, выдвигались и в связи с концепциями гуманистической психологии, в частности по поводу одного из ее центральных понятий – самоактуализации личности[5,с.341].

III Формирование личности. Нравственные основы

Важнейшим аспектом проблемы человека предстает формирование его как активной личности, духовно богатой и гармонично развитой. Вопросы о том, что такое человеческая личность, каковы перспективы ее становления и воспитания в современном мире, остро дискуссионны. В русской религиозной философии господствовало убеждение, что суть личности может быть раскрыта только через ее отношение к Богу.

В западной философии в трактовке личности наиболее рельефно представлены две противоположные позиции (если оставить в стороне религиозную точку зрения): биологизаторски-индивидуалистическая и структуралистическая. Представители первой отрицают социальную обусловленность личности, объясняя ее исключительно действием наследственности и нейрофизиологических структур организма. Приверженцы же структуралистического воззрения, признавая социальную обусловленность личности, сводят, по существу социум к неким безличным и неизменным структурам общества и человеческого духа.

Понятие личности, конечно, связано с понятием индивида. Но если понятие индивида отражает целостность конкретного человеческого субъекта с момента рождения, то личность у новорожденного пребывает только в возможности, связанной с будущей деятельностью воспитателей. Поэтому правильно говорится, что личностью не рождаются, а становятся. Личность – всецело продукт общественно-исторического и онтогенетического развития человека[6,с.418-419].

Формирование личности происходит под воздействием социокультурных программ как систем функционирующих в обществе ценностей. Реализация таких программ составляет содержание воспитания как целенаправленного воздействия на человека, на его практическую деятельность, в которой личность изменяет социальную среду и тем самым себя[7].

Эрих Фром считает, что в решающей степени социальный характер обусловлен жизненной практикой соответствующей общности людей, усилиями школ, семьи, религии и т.д.[6,с.239-240].

Формирование личности происходит с момента рождения человека. В этот период жизни главное воздействие на ребенка оказывают родители. Формируется нравственный, моральный стержень, который постепенно совершенствуется или ухудшается под воздействием общества, религии, литературы и т.п. Начальный этап формирования личности является одним из главнейших, и очень важно, по моему мнению, не пропустить ни одного события в жизни человека.

Каждый индивид нуждается во внимании и помощи, даже если он это отрицает, не осознавая важности данного психологического аспекта.

Безусловно, важное значение в становлении личности играет общество. Человек всегда окружен людьми, которые оказывают негативное или позитивное влияние.
Важным фактором в формировании личности является созданная самими человеком картина мира, которая определяется и характеризируется нравственными признаками и критериями. Именно от этой картины мира, его восприятие зависит: станет человек личностью или нет.

По этому поводу можно приводить различные примеры и вспомнить известных людей. К примеру, я не могу назвать личностью Дж. Буша, нынешнего президента США. С одной стороны, это хорошо физически и интеллектуально развитый человек, которому присущи чувства любви, дружбы, взаимопомощи и др. Но они скорее всего проявляются в узком кругу людей, не доступном взглядам общественности.

Мы же со страниц СМИ и экранов телевизоров узнаем его как безнравственного, самоуверенного, жестокого человека без каких-либо признаков гуманности. И после всего вышеизложенного я не могу назвать этого человека сформировавшейся личностью.

Так что же является основой? Религия? Может быть, если дело не доходит до фанатизма. Искусство? Да, но человек ради материальных и духовных ценностей может идти на разрушения и лишения жизни других людей. Общественные нормы и правила? Но ведь никто не может быть уверен в их правильности. Однако, с другой стороны, они являются общепризнанными и не подлежащими нарушению.

«Общественная природа личности всегда имеет конкретное историческое содержание. Именно из конкретных социально-исторических отношений человека нужно выводить не только общие условия развития, но и исторические конкретную сущность личности. Специфика общественных условий жизни и образа деятельности человека определяет особенности его индивидуальных признаков и свойств. Все люди принимают определенные психические черты, взгляды, обычаи и чувства своего общества, того общества, к которому они принадлежат[8,с.312].

Личность воплощает в себе систему отношений, общественных по своей природе, которые вмещаются в сферу бытия индивида как его системное качество. Чтобы понять основания, на которых формируются те или иные свойства личности, нужно рассмотреть ее жизнь в обществе, ее движение в системе общественных отношений. Для личности общество – не просто некоторая внешняя среда. Как член общества она объективно, необходимым образом включена в систему общественных отношений[9].
Связь общественных отношений и психологических свойств личности опосредуется множеством факторов и условий. Вся совокупность общественных отношений определяет развитие и формирование конкретной личности[9].

Таким образом, понятие «формирования личности» употребляется в двух смыслах: формирование личности как ее развития, т.е. процесс и результат этого развития, и формирование личности как ее целенаправленного воспитания.

Заключение

Взаимодействуя и общаясь с людьми, человек выделяет сам себя из окружающей среды, ощущает себя субъектом своих физических и психических состояний, действия и процессов[4].

Человек становится личностью в результате совместной деятельности и общения. Все, что сложилось и отстоялось в личности, возможно благодаря совместной с другими людьми деятельности и в общении с ними. Человек включает в деятельность и общение существенно важные ориентиры для своего поведения, все сверяет то, что он делает, с тем, что ожидают от него окружающие, справляется с их мнениями, чувствами, требованиями.

Познавая качества другого человека, личность получает необходимые сведения, которые позволяют выработать собственную оценку.

Ядром личности выступают ценностно-мировоззренческие установки, которые складываются в процессе воспитания и жизненного опыта индивида. Вместе с тем свойственная человеку как разумному существу свобода воли позволяет ему осуществить сознательный выбор среди различных альтернатив и возможностей. Благодаря этому человек способен подняться над соответствующими условиями, детерминирующими направленность его личности и изменить характер своих действий.

Список литературы

1. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. – М.: Аспект Пресс, 2001. - 384 с.
2. Общая психология: Курс лекций для первой ступени психологического образования/ Сост. Е.И. Рогов.– М.: ВЛАДОС, 1995. – 448с.
3. Петровский А.В. Введение в психологию. М.: Издательский центр «Академия», 1996. – 496с.
4. Петровский А.В. Личность в психологии: парадигма субъектности. г.Ростов-на-Дону. Издательство «Феникс», 1996. –512с.
5. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учебник для студ. высш. пед. учебн. заведений. 2-е изд., стереотип. –М.: Издательский центр «Академия»., Высшая школа, 2001. –512с.
6. Столяренко Л.Д. Основы психологии. 5-е изд., перераб. и доп. – Ростов н/Д.: Феникс, 2002.. – 736с.
7. Философия: Учеб. Пособие для студентов вузов/ Ю.А. Харин, В.Ф. Берков, П.А. Водопьянов, и др. Под общ. Ред. Ю.А. Харина. 4-е изд., стереотип.- Мн Тетра Системс, 2001 - 416 с.
8. Философия: Справочник студента / Г.Г. Кириленко, Е.В. Шевцов. – М..: Издательство «АСТ»; Философское общество «Слово», 2000. – 672с.
9. Философия: Вопросы и ответы / М. И. Мартынов, Л. Г. Кравченко, С. А. Киселева . - Минск : ТетраСистемс, 2001. - 272 с

Еще статьи

Поможем с курсовой, контрольной, дипломной
1500+ квалифицированных специалистов готовы вам помочь