Тестовое задание по философии

Тип работы: Тестовое задание
Цена: Скидка 50%
(Время чтения: 6 - 11 минуты)

User Rating: 0 / 5

Содержание:

Раздел 1. История философии

Отметьте правильные утверждения.

1. Понятие философия переводится как:

а)     наука о мудрости;

б)     любовь к мудрости:

в)     обладание мудростью;

г)     освоение мудрости.

2. Предмет философии:

а) бытие в целом и смысл его существования;

б) развитие природы;

в) законы общественного развития;

г) взаимодействие природы и человека.

3. Выделите правильное утверждение:

а) философия и мировоззрение существуют самостоятельно;

б) философия – наиболее ранняя форма мировоззрения;

в) мировоззрение не может существовать без философии;

г) философия – высшая форма мировоззрения.

4. Мифология – это:

а) учение о мифах;

б) научная теория:

в) литературное течение;

г) фантастические представления древних о мироздании.

5. Принцип сыновьей и братской добродетели в конфуцианстве связан с понятием:

а) сяо ти;

б) жень;

в) ли;

г) дэ.

6. В даосизме дао:

а) энергия:

б) мужское начало;

в) женское начало;

г) естественный путь вещей.

7. Брахма в ведизме – это:

а) мировая душа;

б) индивидуальная душа;

в) колесо жизни;

г) закон воздаяния.

8. Буддизм считает, что праведная жизнь человека завершается достижением состояния:

а) самсары;

б) кармы;

в) нирваны;

г) бодхи.

9. Локаята:

а) отвергает загробную жизнь;

б) признаёт цепь перерождений:

в) сомневается в возможности последующего возрождения;

г) не поднимает эту проблему.

10. Античная философия возникла:

а) на территории собственно Греции;

б) на Древнем Востоке;

в) в Италии;

г) в греческих колониях на западном побережье Малой Азии.

11. Милетские философы были:

а) софистами;

б) объективными идеалистами;

в) субъективными идеалистами;

г) стихийными материалистами.

12. Принцип «панта реи» у Гераклита связан с:

а) метафизикой;

б) солипсизмом;

в) диалектикой;

г) агностицизмом.

13. Демокрит считал, что жизнь возникла:

а) естественным образом, по законам природы;

б) в результате божественного вмешательства;

в) в результате развития идеальной первоосновы;

г) в результате случайного столкновения атомов.

14. Согласно Платону идеальным государством должны управлять:

а) воины;

б) земледельцы;

в) ремесленники:

г) философы.

15. Философия Сократа является по преимуществу:

а) космологией;

б) гносеологией;

в) антропологией;

г) эсхатологией.

16. В учении о человеческой душе Аристотель выделяет:

а) 2 вида души;

б) 3 вида души;

в) 4 вида души;

г) считает её нерасчленимой.

17. Господствующий метод философствования в Cредние века:

а) диалектика;

б) эмпиризм;

в) схоластика;

г) рационализм.

18. Философское творчество Августина относится к периоду:

а) патристики;

б) схоластики;

в) софистики;

г) апологетики.

19. Томизм – это религиозно-философское учение:

а) Ансельма Кентерберийского;

б) Фомы Аквинского;

в) Томаса Уэльсского;

г) Климента Александрийского.

20. Философия Возрождения:

а) стояла на позициях полного атеизма;

б) продолжала оставаться «служанкой богословия»;

в) развивала идеи пантеизма;

г) вообще не обращалась к религиозным проблемам.

21. Говоря об «идолах театра», Фрэнсис Бэкон выступает прежде всего против:

а) языческого идолопоклонства;

б) христианской священной истории;

в) античного театрального искусства;

г) безграничного доверия к ученым авторитетам.

22. Эволюция первоначального хаоса у Рене Декарта завершается образова¬нием:

а) четырех видов корпускул;

б) трёх видов корпускул;

в) двух видов корпускул;

г) единой материи.

23. Человек в философии Т. Гоббса – это:

а) божественное творение;

б) чисто природное существо;

в) результат общественного развития;

г) существо, занимающее промежуточное положение между природой и обществом.

24. Джон Локк развивает концепцию:

а) прагматизма;

б) утилитаризма:

в) гилозоизма;

г) конформизма.

25. Французские просветители выступали:

а) за сохранение существующих социальных отношений:

б) за сохранение абсолютизма;

в) против буржуазии;

г) против господства религиозной идеологии.

26. С точки зрения И. Канта, проникновение в мир «вещей в себе» возможно с помощью:

а) опытного знания;

б) теоретических расчётов;

в) религии;

г) воображения.

27. Завершающая стадия саморазвития абсолютной идеи у Гегеля приводит к формированию:

а) абсолютного тела;

б) абсолютного мира;

в) абсолютного разума;

г) абсолютного духа.

28. В основе философского мировоззрения Фейербаха лежит:

а) натурализм;

б) эмпиризм;

в) рационализм;

г) утилитаризм.

29. Центральное расхождение между западниками и славянофилами связано с проблемой:

а) выбора исторического пути развития России в целом;

б) определения только характера культурного развития;

в) выбора исключительно экономических принципов развития;

г) определения характера государственного устройства.

30. С точки зрения B. C. Соловьева, разобщённость между людьми может быть преодолена с помощью:

а) экономики:

б) политики;

в) культуры;

г) нравственности.

31. Основу бытия мира, по мнению С. Н. Булгакова, составляют:

а) атомы;

б) корпускулы;

в) божественные энергии;

г) материя.

32. Н. А. Бердяев считал первичным:

а) свободу;

б) Бога;

в) материю;

г) космический хаос.

33. Выделите философа, не принадлежащего к философскому направлению «космизм»:

а) Н. А. Умов;

б) Н. Г. Холодный;

в) Н. Ф. Фёдоров:

г) П.Л. Чаадаев.

34. Марксизм основным критерием истинности считает:

а) мнение большинства;

б) чувственные данные;

в) логически непротиворечивое умозаключение;

г) практику.

35. «Философия жизни» относится к:

а) европейской философии XVIII века;

б) классической философии:

в) восточной философии;

г) неклассической философии.

36. Для философских взглядов А. Шопенгауэра характерен:

а) прагматизм;

б) оптимизм;

в) скептицизм;

г) пессимизм.

37. Свехчеловек Ф. Ницше – это:

а) Бог;

б) существо, обладающее выдающимися физическими способностями;

в) существо, обладающее волей;

г) результат исторического развития.

38. По мнению 3. Фрейда, психический аппарат выступает как:

а) ОНО;

б) Я;

в) Сверх-Я;

г) совокупность этих начал.

39. Экзистенция – это:

а) материальное первоначало мира;

б) рождение чего-то из ничего;

в) индивидуальное существование:

г) божественный замысел.

40. Сциентизм и антисциентизм в центр своего внимания ставят такое явле¬ние, как:

а) наука;

б) природа;

в) космос;

г) человек.

Раздел 2. Философские проблемы

1. Бытие в философии – это:

а) то, что вечно меняется;

б) то, что рождается и умирает;

в) то, что должно быть;

г) то, что существует.

2. В современном представлении материя – это:

а) однородное мировое вещество;

б) всё объективное и чувственно воспринимаемое;

в) единственная реальность;

г) первоначало мира.

3. Движение в философском понимании – это:

а) любое взаимодействие;

б) перемещение в пространстве;

в) только качественные изменения;

г) только количественные изменения.

4. Пространство и время:

а) существуют независимо друг от друга;

б) существуют в единстве и самостоятельно;

в) существовали до материи;

г) формы существования и координации материальных объектов.

5. С точки зрения метафизики развитие – это:

а) движение по спирали;

б) необратимые качественные изменения;

в) только количественные изменения;

г) регресс.

6. С точки зрения диалектики развитие – это:

а) только прогресс;

б) только регресс;

в) движение по кругу;

г) необратимые качественные изменения.

7. Категории – это:

а) названия объектов;

б) научные термины;

в) наиболее общие абстрактные понятия;

г) понятия, отражающие конкретные свойства.

8. С точки зрения диалектики;

а) общее породило единичное;

б) общее существует только в понятиях;

в) общее и единичное существуют независимо друг от друга;

г) общее и единичное – стороны конкретного объекта.

9. Что верно:

а) существует содержание без формы;

б) существует форма без содержания;

в) форма и содержание существуют вместе, но независимо друг от друга;

г) форма – способ существования содержания.

10. Фатализм утверждает, что всё предопределено:

а) роком;

б) божественным предопределением;

в) судьбой;

г) всем вышеперечисленным.

11. Телеология рассматривает течение событий как результат действия:

а) стечения обстоятельств;

б) божественного предопределения;

в) объективных законов;

г) человеческой воли.

12. Выделите диалектико-материалистическую оценку необходимости и случайности:

а) случайность – это непознанная необходимость;

б) одни явления в мире случайны, другие – необходимы;

в) всякое явление и необходимо и случайно в одном и том же отношении;

г) всякое событие и случайно и необходимо, но в разных отношениях.

13. Индетерминизм единственной основой процесса развития признаёт:

а) законы;

б) случайность;

в) человеческие желания;

г) действие сверхъестественных сил.

14. Сущность и явление:

а) полностью совпадают;

б) существуют независимо друг от друга;

в) совпадают частично;

г) не предполагают друг друга.

15. Проблема человека является предметом рассмотрения такой философской отрасли, как:

а) гносеология:

б) онтология;

в) телеология;

г) антропология.

16. Сведение общественной составляющей человека к природным механизмам наблюдается в:

а) социобиологии:

б) марксизме;

в) сциентизме;

г) неопозитивизме.

17. Общественный договор как источник формирования государства и общества называли:

а) Ж. Ж. Руссо;

б) Т. Гоббс;

в) Дж. Локк;

г) все вышеназванные философы.

18. Концепцию локальных обществ (цивилизаций) не развивал:

а) К. Ясперс;

б) А. Тойнби;

в) Н. Я. Данилевский;

г) О. Шпенглер.

19. Человеческие ценности:

а) полностью меняются с наступлением новой исторической эпохи;

б) всегда полностью сохраняют свою иерархию;

в) механически меняют свои позиции в системе приоритетов по воле общества;

г) их значимость меняется в зависимости не только от установок общества, но и от жизненных позиций отдельного индивида.

20. К ведению эстетики относятся:

а) критерии нравственности;

б) критерии истинности;

в) критерии красоты;

г) критерии объективности.

21. С точки зрения современной науки сознание:

а) возникает одновременно с рождением человека;

б) закономерно возникает на этапе младенчества;

в) формируется в первые годы жизни под влиянием общественной среды;

г) генетически передаётся от родителей.

22. Язык и мышление:

а) связаны между собой и тождественны друг другу;

б) связаны между собой, но не тождественны друг другу;

в) не связаны между собой;

г) частично пересекаются между собой.

23. С точки зрения диалектического материализма критерием истины выступает:

а) практика;

б) логичность рассуждений;

в) мнение большинства;

г) рациональная интуиция.

24. Анализом понимания познанного занимается философское направление, называемое:

а) неопозитивизм;

б) прагматизм;

в) герменевтика;

г) гносеология.

25. К методам научного познания не относятся:

а) методы получения знаний;

б) методы дополнения знаний;

в) методы развития знаний;

г) методы воплощения знаний в практику.

26. Научное познание:

а) заменяет обыденное познание;

б) является формой обыденного познания;

в) продолжает обыденное познание как его этап;

г) является более высокой стадией познания.

27. Что верно?

а) все, что объективно истинно, то нравственно;

б) нравственная оценка относится только к использованию научных положений;

в) научные теории могут быть как нравственными, так и безнравственными;

г) достижения науки не могут быть безнравственными.

28. Цивилизация с точки зрения цивилизационного подхода:

а) не связана с понятием культура;

б) тождественна понятию культура;

в) одна из ступеней в развитии культуры;

г) более широкое понятие, чем культура.

29. Опираясь на теорию постиндустриального общества, отметьте правильный ответ:

а) в мировой цивилизации полностью сформировалось информационное общество;

б) информационное общество – отдалённая перспектива развития цивилизации;

в) для формирования информационного общества нет никаких предпосылок;

г) на современном этапе сформировалась база для создания информационного общества.

30. Глобальные проблемы развития человечества возникли в:

а) период Нового времени;

б) в конце XIX века;

в) первой половине ХХ века;

г) второй половине ХХ века.

31. Международная организация, занимавшаяся глобальным моделированием мирового развития:

а) Стокгольмский клуб;

б) Римский клуб;

в) Нью-Йоркский клуб;

г) Токийский клуб.

Раздел 3. Практические задания

1. Расположите явления по степени сложности, опираясь на их принадлежность к соответствующей форме движения материи:

1) замерзание воды;
2) вращение Солнечной системы вокруг галактического центра;
3) оползень;
4) освободительное движение;
5) физическое развитие ребенка.

2. Какие из перечисленных ниже явлений материальны?

а) головная боль;

б) мираж;

в) тень человека;

г) абсолютный вакуум;

д) отражение в зеркале;

е) галлюцинации;

ж) производственные отношения;

з) сновидения;

и) созвездие;

к) события прошлого.

3. Где в перечисленных примерах отдельного на первое место выдвигаются признаки а) единичного, б) особенного, в) всеобщего:

1) собака;

2) студент;

3) тополь, посаженный учащимся Петровым;

4) Сталинградская битва;

5) бытие;

6) выдающаяся личность;

7) кольца Сатурна;

8) культ личности;

9) Северный полюс.

4. В каких суждениях выражается правильная причинно-следственная связь между явлениями:

1) если треугольник прямоугольный, то в нем квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов;

2) если дыня жёлтая, она спелая;

3) если число делится на 12, оно делится на 6;

4) существо, умеющее летать, является птицей;

5) если у человека повышена температура, то он болен;

6) трудовая деятельность людей способствовала формированию языка и мышления.

5. В приведенных примерах процесса отрицания определите, где имеет место диалектическое, а где метафизическое отрицание:

1) повторное выполнение письменной работы;

2) ликвидация неперспективных деревень;

3) преобразование предприятия в акционерное общество;

4) закрытие предприятия;

5) вымирание мамонтов;

6) получение высшего образования;

7) критика Энгельсом философии Е. Дюринга;

8) распространение передовых технологий в производстве;

9) ликвидация кулачества как класса в 30-е годы в СССР;

10) смерть человека от несчастного случая;

11) уничтожение возбудителей тифа;

12) переход к новой стадии исторического развития.

6. Что относится к 1) чувственному, а что к 2) рациональному познанию?

а) умозаключение;

б) представление;

в) суждение;

г) восприятие;

д) ощущение;

е) понятие.

7. Выделите группы а) методов получения знаний; б) методов развития знаний; в) методов, относящихся к обеим группам:

1) анализ;

2) моделирование;

3) эксперимент;

4) абстрагирование;

5) дедукция;

6) синтез;

7) наблюдение;

8) индукция.

8. Среди указанных методов познания выделите такие, которые относятся только к а) теоретическому уровню; б) эмпирическому (опытному) уровню; в) используются на обоих уровнях:

1) эксперимент;

2) абстрагирование;

3) дедукция;

4) измерение;

5) наблюдение;

6) анализ;

7) индукция;

8) синтез;

9) сравнение;

10) моделирование.

9. Укажите, для получения каких выводов, перечисленных ниже, требуется практическое расчленение объекта или явления на части, а в каких достаточно мысленного анализа:

1) рациональное познание включает в себя понятия, суждения, умозаключения;

2) полноценное питание должно включать в себя жиры, белки и углеводы;

3) белый свет содержит в своем составе семь цветов;

4) предложение «Весной все деревья зеленеют» состоит из четырех членов.

10. Какие из следующих положений являются результатом наблюдения, а какие – эксперимента?

1) Марс имеет два спутника;

2) осенью многие птицы улетают на юг;

3) одноимённые полюса магнита отталкивают друг друга;

4) избыток микроэлементов вреден для здоровья человека;

5) воздушный шар способен летать;

6) у изолированного с раннего возраста ребенка не возникает сознания.