Философия

Поможем написать

Основные темы просветительской философии в Беларуси

  • Тип работы: Вопрос - ответ

Для белорусских земель времен Киевской Руси характерно мощное движение христианского просвещения, начало которому было положено полоцкой княжной, женой Великого князя киевского Владимира – Рогнедой (960 (?) – 1000), принявшей в 990, после высылки из Киева вместе с сыном Изяславом в Полоцкую землю, христианство, постригшейся в монахини (под именем Анастасии) и основавшей первый на территории Беларуси монастырь.

Развитие общественно-политической мысли в Беларуси ХΙ-ХΙΙΙ вв. сопровождалось распространением просветительских идей. Возникло движение «нехтивцев», представители которого посвящали всю свою деятельность и жизнь просветительству общества К. Смолятич (ум. после 1164), Кирилл Туровский (ок. 1130 – не позднее 1182), Е. Полоцкая (1110 (?) – 1173).

Просветительские идеи отражены в таких памятниках ХΙΙ в., как «Послание Климента Смолятича», «Сочинение» Кириллы Туровского, «Сказание о Христе и Антихристе» и др.

Кирилл Туровский, епископ, духовный писатель, которого современники называли »Златоустом, паче всех воссиявших на Руси«. Кирилл прилежно изучал божественные книги и был начитан в них. По просьбе князя и народа в 1169 стал епископом в г. Турове. Кирилл активно участвовал в политической и идеологической борьбе своего времени, возможно, в теологических спорах. В »Сказании» (XIII в.) сообщается, что он обличал лжеучение Федора, поставленного епископом кн. Андреем Боголюбским без санкции Киевского митрополита. Толкование притчи о Слепце и Хромце (»Притча о душе и теле») является обличительным памфлетом против ростовского еп. Федора. Кроме того, Кириллу принадлежат »слова« на церковные праздники, каноны, молитвы, похвалы святым. В своих произведениях он опирался на византийские образцы знаменитых проповедников Иоанна Златоуста, Григория Богослова, Симеона Логофета, Епифания Кипрского и др., в его »словах» ораторское красноречие Древней Руси достигло расцвета. Кириллу Туровскому приписываются многочисленные произведения, из которых бесспорно ему принадлежат уже упомянутая »Притча о душе и теле«, »Повесть о белоризце и о мнишестве», »Сказание о черноризском чине« Его творения, поражающие своей духовной красотой, показывают блестящее знание святителем греческого языка и святоотеческой литературы. Они составляли излюбленное чтение наших предков и были широко известны в других славянских странах.

В середине XII в. большим авторитетом на Руси пользовалось творчество митрополита Климента Смолятича, про которого летопись сообщала, что он «бысть книжник и философ», подобного какому не было еще в Русской земле. Однако известно о Клименте очень мало. Бесспорно принадлежащим ему можно считать начало «Послания Фоме прозвитеру». Поводом для его написания явилось следующее обстоятельство. Климент, переписываясь со смоленским князем Ростиславом, чем-то задел пресвитера (священника) Фому. Тот укорил митрополита в тщеславии, в стремлении представить себя «философом» и в том, что Климент пишет «от Омира, и от Аристоля (Аристотеля), и от Платона», а не опираясь на церковные авторитеты. Послание своего оппонента Климент прочитал публично перед князем и обратился к Фоме с ответным посланием, которое и дошло до нас. Климент защищает в нем право толкования священного писания с помощью притч – коротких аллегорических рассказов. Этот спор свидетельствует и об эрудиции Климента, которого упрекают в ссылках на античных философов и Гомера, и о несомненной интенсивности культурной и литературной жизни Руси середины XII в.

Культовой фигурой для Беларуси явилась полоцкая княжна Предслава, принявшая монашество под именем Ефросинья и причисленная к лику святых как Ефросинья Полоцкая (1110 (?) – 1173), широко известная своей милосердно-организационной и христианско-просветительской деятельностью.

Еще статьи

Поможем с курсовой, контрольной, дипломной
1500+ квалифицированных специалистов готовы вам помочь