Понимание материи в науке ХVΙΙ-ХΙХ вв.

Тип работы: Вопрос - ответ
(Время чтения: 1 - 2 минуты)

User Rating: 0 / 5

Эпоха Нового времени, период зарождения классической науки является этапом становления категории материи. Для познающего разума этого времени объекты природы представлялись в качестве малых систем как своеобразные механические устройства. Такие системы состояли из относительно небольшого количества элементов и характеризовались силовыми взаимодействиями и жестко детерминированными связями. В результате вещь стала представляться как относительно устойчивое тело, перемещающееся в пространстве с течением времени, поведение которого можно предсказать, зная его начальные условия (т. е. координаты и силы, действующие на тело). Таким образом, наука Нового времени качественно не изменила субстанционального представления о матери, она его лишь несколько углубила, ибо материю, равную субстанции наделила атрибутивными свойствами, которые были выявлены в ходе научных исследований. В данном случае всеобщая сущность вещей видится не столько в наличии у них единого субстрата, сколько некоторых атрибутивных свойств – массы, протяженности, непроницаемости и т. д. Реальным же носителем этих атрибутов выступает та или иная структура первовещества («начало», «элементы": «корпускулы», «атомы» и т. п.). В этот период было выработано представление о матери, которая может быть количественно определена как масса. Такое понятие материи обнаруживается в работах у Галилея и в «Математических началах натуральной философии» Ньютона, где излагаются основы первой научной теории природы. Таким образом, особое механическое свойство макротел – масса – становится определяющим признаком материи. В связи с этим особое значение приобретает вес как признак материальности тела, поскольку масса проявляется в виде веса. Отсюда и сформулированный впоследствии М. В. Ломоносовым и Лавуазье закон сохранения материи как закон сохранения массы, или веса, тел. В свою очередь, Д. И. Менделеев в «Основах химии» выдвигает понятие вещества с его признаком весомости как тожественное категории матери: «Вещество или материя есть то, что, наполняя пространство, имеет вес, то есть представляет массы, то – из чего состоят тела природы и с чем совершаются движения и явления природы». Таким образом, для второго этапа характерно то, что: во-первых, материя интерпретируется в границах механистического мышления как первичная субстанция, первооснова вещей; во-вторых, она определяется, прежде всего, «сама по себе» вне ее отношения к сознанию; в-третьих, понятие материи обозначает только природный мир, а социальный остается за скобками данного понимания.

Вместе с тем и новоевропейская цивилизация была насыщена разнообразными взглядами, которые пытались преодолеть телесность как определяющий признак материи. В результате это приводило к выходу за границы традиционного понимания материи, в том случае, когда, например, Локк или Гольбах определяли материю на основе фиксации отношения субъекта и объекта.