Культурология

Поможем написать

Подвиги Геракла в античном искусстве

  • Тип работы: Реферат
  • Цена: Бесплатно

Введение

В греческой мифологии Геракл был полубогом и героической фигурой, которой очень восхищались. Римляне называли его Геркулесом, и он был внесен в их мифологическую историю основания Рима. В мифологии Геракл выполнил двенадцать подвигов, серию изнурительных испытаний, которые повлекли за собой страдания и борьбу. Совершая эти ужасные подвиги, он встретил множество греческих городов и ландшафтов. Хотя он не был основателем конкретных городов, его присутствие в искусстве, особенно в скульптуре, связывает его с этими местами.

Геракл стал заметной силой в древней культуре. Он достиг бессмертия после смерти, потому что его подвиги были предприняты на благо человечества. Поскольку спортивные достижения были одной из высших наград в Древней Греции, Геракл был идеальным образцом для подражания. Его атлетизм проявился во время двенадцати трудов, и он продемонстрировал как умственную, так и физическую доблесть.

Учеными давно признано, что образ Геракла во многом противоречив, потому что является собирательным образом. Цель данной работы – изучить как образ Геракла отражался в античном искусстве.

Образ Геракла (Геркулеса)

Греческий Геракл (он же – римский Геркулес), несомненно, один из самых известных героев античного мира.

Герой – это полубог в греческой мифологии, дитя бога и смертного (редко богини и смертного). Так было и с Гераклом. Его матерью была фиванская принцесса Алкмена, а отцом – сам Зевс, величайший из олимпийских богов.

Образ героя древнегреческого мифа Геракла полон явных противоречий. Он работал рабом, совершал почти невозможные подвиги, в неистовстве убивал и защищал слабых. Римские императоры страстно обращались к нему при планировании своей политики.

Феномен включения в римский пантеон божеств и мифических фигур других народов был, как известно, очень распространенным явлением. Однако особую роль в этом процессе играет Геркулес. Не только его образ был принят в римские верования, но он и претерпел при этом очень серьезные изменения. Странствующий по миру герой, защищающий слабых и заботящийся о животных, стал особенным элементом римской религии и имперской идеологии. Его культ распространился также на далекие провинции империи.

Культ Геркулеса возник очень рано в римской религии, потому что еще в 399 г. до н. э. этот герой был связан с Римом одним из своих 12 подвигов. Возвращаясь из экспедиции, целью которой было похищение коров Гериона, Геракл должен был остаться в Италии на Тибре, где он победил чудовище Какуса.

На месте этих событий гораздо позже был построен Великий алтарь Геркулеса (лат. Herculis Invicti Ara Maxima), и располагался он на Бычьем форуме Древнего Рима – старейшем римском форуме и торговой площади. Это было самым ранним культовым центром Геракла в Риме.

Расположение культа в таком месте означало, что Геракл быстро завоевал сердца купцов и торговцев. Поэтому он быстро стал их опекать и получил прозвище Custos – хранитель.

Геракл в римском мире получил несколько измененное имя – Геркулес.

Во время Самнитских войн (343 до н. э. – 290 до н. э.) все больше и больше внимания уделялось военной стороне образа Геркулеса. За это время он получил следующие прозвища Виктор – Победоносец и Инвиктус – Непобедимый. Поэтому Бог стал совмещать два противоположных аспекта – покровительствовал купцам и военной деятельности.

Об особенностях почитания Геракла в римской армии можно прочесть в одноименной работе Н. И. Соловьянова [6].

Hercules Invictus также получил свой праздник по римскому календарю, который приходится на 12 августа. Во время празднования богу приносили жертвы в его честь и устраивали ежегодный бесплатный пир, который, скорее всего, финансировался за счет пожертвований населения.

Геракл был божеством, благосклонности которого было очень легко добиться. Он принимал в жертву буквально все. Пиршество, сопровождающее жертвоприношения, также было характерно для его культа, потому что ничего, посвященное ему, нельзя было выносить за пределы священного места. Это было связано с тем, что часть жертв, не обгоревших на алтаре, приходилось съедать на месте.

Роль Геракла росла, и его личность все чаще появлялась в политической деятельности римских императоров. В конце концов он стал покровителем императорской семьи. Он начал завоевывать расположение императоров во время династии Флавиев, особенно во время правления Домициана. Однако своего пика популярности герой достиг во время правления Траяна и его преемников. Именно в этот период Геракл стал хранителем императорского дома и получил свое новое прозвище Hercules domus Augusti.

Обращение к фигуре знаменитого героя быстро стало элементом имперской пропаганды. Плиний Младший сравнил Траяна с этим героем, странствующим по свету и помогающим более слабым. Дион Златоуст, с другой стороны, описал его как сильного лидера, который для своего народа является тем же, что пастырь для стада. Одетый только в львиную шкуру, этот герой заботится о благополучии всех. Разве это не изображение идеального правителя?

Самым большим поклонником Геркулеса оказался Коммод, который, желая доказать свое божественное право пользоваться властью, провозгласил себя «новым Геркулесом». Он считал себя воплощением бога на земле. В честь императора чеканили монеты с его изображением в образе Геракла или в компании героя. Такое изображение появлялось и на статуях, которые в римские времена были носителями идеологии правителей.

Коммод не остановился на изображении Геракла. Он часто одевался, как этот бог, и появлялся на публике, и даже сражался в такой одежде, как гладиатор. Таким образом, он хотел показать своему народу, насколько он похож на героя, защищающего мир от хаоса и опасностей.

Культ Геракла и связанная с ним имперская идеология быстро распространилась по империи. В провинции культ этого героя очень охотно принимался и часто ассоциировался с местными божествами.

В частности, о существовании в Северном Причерноморье культа Геракла пишет в своей работе Е. А. Акимова [4].

Вместе с тем, ученые давно определили, что образ Геракла (Геркулеса) – это собирательный образ. «Свод сказаний о деяниях Геракла сложился из самых разнообразных элементов», – пишет в своей работе П. Г. Агафонов [3].

Основным источником мифом и преданий о Геракле, считаются сочинения древнегреческого историка и мифографа Диодора Сицилийского, жившего в I веке до нашей эры. Но даже в его работах, сообщается о трех Гераклах. В текстах Цицерона героев с таким именем шесть. В трудах Марка Теренций Варрона число Гераклов доходит до сорока трех.

Как бы там ни было, целью данной работы не является выяснение, какой из Гераклов был подлинным. Важно отобразить, как деяния этого античного героя отразились в античном искусстве.

Образ Геракла (Геркулеса) в античном искусстве

Согласно греческой мифологии, Геракл был сыном Зевса и Алкмены – жены царя Фив. Его зачатие связано с божественной уловкой: Зевс, желая завладеть Алкменой, явился в покоях царицы в образе ее мужа Амфитриона за день до возвращения царя из победоносного военного похода. В результате этих визитов и последующего за ними возвращения царя Алкмена родила близнецов – Геракла и Ификла, более слабого, чем он.

Геракл голыми руками задушил змей, которых ревнивая Гера послала к его колыбели. Этот античный сюжет известен по хранящейся в Эрмитаже картине Джошуа Рейнолдса (1786−1788) «Младенец Геракл, удушающий змей, подосланных Герой”. Источником является мифология и статуя I века нашей эры, которая так же хранится сейчас в Эрмитаже. (См Приложение. Рисунок 1).

О почитании Геракла сообщают многочисленные остатки храмов, посвященных культу этого героя.

Так, храм искусства Геркулеса – невероятное и древнее место, расположенное в столице Иордании Аммане. (См Приложение. Рисунок 2).

У этих руин необычайно богатая история. По мнению историков, храм был построен во II веке нашей эры во время правления Марка Аврелия. Однако довести его до конца местным архитекторам не удалось, в тот момент шли войны.

Храм считался главным святилищем города и, вероятно, был возведен в честь Геракла в искусстве. Также была воздвигнута гигантская статуя, от которой современные люди оставили огромные пальцы и локоть.

О том, что храм римлян посвящен древнему Гераклу-полубогу, археологам рассказали найденные здесь в большом количестве монеты с изображением этого мифического героя и, соответственно, фрагменты гигантской мраморной руки.

Археологам и историкам известно о многочисленных статуях Геркулеса, которые чрезвычайно почиталась древними жителями, особенно воинами. И греки, и римляне считали это божество олицетворением силы и бесстрашия. Поэтому нет ничего странного в том, что в его честь была вылеплена фигура такого огромного размера.

Фарнезский Геркулес – одна из самых известных скульптур античности (См Приложение. Рисунок 3).

Статуя представляет собой римскую (или, возможно, сделанную в афинской мастерской Гликона) копию III века с греческого оригинала IV века до нашей эры, не сохранившегося до нашего времени. э., авторство которой принадлежит Лисиппу или кому-то из скульпторов его круга.

Геракл опирается на свою дубинку, покрытую непроницаемой шкурой немейского льва, которого он убил во время своего первого подвига. Стоя на впечатляющих 3,15 м, он демонстрирует за спиной еще один трофей – легендарные золотые яблоки, которые он украл из сада Гесперид. Это был один из последних подвигов Геракла, и его сдержанная фигура и опущенные глаза показывают нам, что, несмотря на его героические заслуги, он по-прежнему остается человеческим героем. Зрителя привлекает его артикулированное телосложение, приятное для глаз и подчеркивающее чистую силу и отвагу, которые были основой для преодоления его трудов.

Статуя была популярна у римлян, а ее копии украшали многие древнеримские дворцы и спортивные залы.

В наше время, когда гравюры и рисунки были единственным способом познакомить публику с выдающимся произведением изобразительного искусства, многие гравюры с изображением Фарнезского Геракла циркулировали по всей Европе. Эскизы статуи с разных ракурсов сделал молодой Рубенс.

В XVII – XVIII веках копии Фарнезского Геркулеса украшали парки по всей Европе.

Двенадцать подвигов Геракла

Уже в самой статуе Фарнезского Геркулеса сообщается о двух (из двенадцати) подвигов героя, благодаря которым он стал таким знаменитым на весь античный мир.

Разумеется, все эти деяния героя стали сюжетами произведений античной культуры: литературы, живописи, пластического искусства.

Совсем недавно – в 2010 году – был найден ценнейший экспонат времен Римской империи – саркофаг Геракла. Период изготовления саркофага датируется II веком до нашей эры. Саркофаг украшен барельефами, описывающими 12 подвигов Геракла. (См Приложение. Рисунок 4).

Подобные барельефы, на которых изображены все двенадцать подвигов Геракла известны давно. Существует и немало изображений всех подвигов или их части в общей композиции, но сами подвиги Геракла у разных авторов античности имели разный порядок, но канонической принято считать схему и порядок двенадцати подвигов, которые привел в своей поэме «Гераклея” Писандр Родосский – древнегреческий эпический поэт из города Камир на острове Родос, живший примерно в 640 годы до н. э.

Поэма Писандра пользовалась в древности большим распространением и высоко ценилась. Александрийские ученые высоко ценили эту поэму и ставили автора вслед за Гомером и Гесиодом.

Согласно Писандру знаменитые двенадцать подвигов Геракла совершались античным героем в следующем порядке.

Удушение Немейского льва.

Желая избавиться от Геракла, Еврисфей приказал ему убить ужасного льва, разорявшего окрестности близлежащего города Немея. В доказательство победы он должен был принести свою шкуру. Этот зверь, как и многие другие монстры, был потомком Тифона, сына Геи, рожденного для борьбы с богами Олимпа. Никакое оружие не могло повредить льву.

Поэтому, когда монстр напал на него, герой схватил его за горло и задушил после долгой драки. По приказу царя он снял со льва шкуру. Он сделал себе доспехи, устойчивые ко всем видам оружия, и в нем прибыл в Микены.

Убийство лернейской гидры

Правитель Микен приказал Гераклу отправиться на болота у города Лер-на, где страшная гидра пожирала людей. Это был еще один выводок Тифона, гигантский девятиглавый змей. Герой выпустил внутрь пылающие стрелы и заставил монстра выйти на улицу. Он не испугался появления гидры и смело атаковал ее своим мечом, отрубая одну голову за другой. Однако через некоторое время он увидел, что на месте отрезанного сразу же прорастают два новых.

Богиня Афина подсказала молодому человеку, что делать. Он зажег огонь и приготовил факелы. Как только герой отрубил гидре голову, помощник Геракла прижег рану. Головы перестали расти.

Поимка керинейской лани

Другой приказ от Еврисфея – поймать лань, живущую около Керинии. Это красивое животное с золотыми рогами было посвящено Артемиде, поэтому Геракл не мог причинить ему вреда. Самка могла очень быстро бегать, и царь Микен надеялся, что герой никогда ее не догонит. Геракл несколько дней искал животное. Когда нашел, он пустился в погоню. Быстроногая лань убежала, пока Геракл не погнался за ней на самый дальний север, к таинственному гиперборейскому народу. Наконец животное сдалось.

Эриманфский вепрь и битва с кентаврами

Следующей задачей Геракла было поймать кабана, живущего у Эриманфской горы. Он разрушал окрестные сельхозугодья, и был настолько огромным и сильным, что никто не осмеливался встретиться с ним лицом к лицу.

Странствуя в поисках кабана, герой посетил кентавра Фолоса. В отличие от большинства своих собратьев, тот был нежным и дружелюбным к людям. Он взял Геракла на пир, но отказал ему в вине, объяснив это пророчеством, что открытие кувшина с вином будет гибелью для кентавров. Однако герой убедил его, что в его присутствии он в безопасности. Фолос принес кувшин вина, но запах ликера привлек других кентавров. Они пошли в дом Фолоса, чтобы убить его как предателя. Геракл легко отбил атаку, поразив получеловека-полуконя отравленными стрелами.

После этих печальных событий главный герой снова отправился по следу эриманфского кабана. Он долго гнался за могучим зверем, пока, наконец, не загнал его в глубокий снег в горах. Кабан обрушился на него, и Геракл схватил его и понес живым на спине в Микены.

Истребление стимфалийских птиц

Следующей миссией героя стало преследование кровожадных птиц с болот близ города Стимфалос. У этих монстров были металлические крылья, клювы и когти, и они метали свои металлические перья, как стрелы. Вся местность была безлюдной, так как птицы убили многих жителей, а остальные прятались. Путешественники обогнули Стимфал. Геракл подошел к болоту и задумался, как бороться с монстрами. Их было слишком много, чтобы стрелять из лука. Именно тогда ему помогла богиня Афина, которая была самым благосклонным к героям. Она подарила герою огромные погремушки, сделанные Гефестом. Геракл начал их трясти, и они издавали такие ужасные и невыносимые звуки, что чудовищные птицы вскочили, испугавшись. Затем герой начал стрелять из лука, убив многих из них. Остальные были слишком напуганы шумом, чтобы драться.

Уборка авгиевых конюшен

Эврисфей был труслив, но умен. У него была идея дать гордому герою унизительное задание. За один день он приказал ему очистить никогда не убираемые конюшни короля Элиды, у которого были огромные стада рогатого скота. Однако Геракл смиренно принял эту работу. Когда он пришел к Элиде и сказал, что хочет очистить конюшни за один день, Авгий насмешливо пообещал ему за это десятую часть стада, думая, что даже Геракл этого не сделает. Герой понял, что на самом деле одному человеку невозможно все расчистить. Однако он быстро нашел решение – вырыл канал, по которому направил воды близлежащих рек Алфея и Пенея к конюшням. Загрязнения смыты. Авгий не сдержал своего слова и не хотел отдавать часть стада, за что Геракл убил неверного. Затем он вернулся в Микены, вызвав страх и гнев их правителя.

Укрощение критского быка.

Другая идея Эврисфея убить Геракла заключалась в том, чтобы отправить его на Крит, чтобы поймать могущественного быка, опустошающего остров. Царь надеялся, что герой погибнет в пути, когда на его корабль напали морские чудовища. Однако герой расправился с ними, поражая зверей стрелами, как только они появлялись. Геракл прибыл на Крит, и его царь рассказал, как однажды пожалел о прекрасном быке, принесенном в жертву Посейдону, за что разгневанный бог заставил животное обрести чудовищную силу и стало дышать огнем из ноздрей. Бык стал топтать поля и сады, превратив богатый остров в пустыню. Герой быстро нашел быка, и его вид произвел на него огромное впечатление. Он подумал, что даже ему, возможно, будет трудно поймать огромное животное. Однако работа в Авгиевых конюшнях научила его, что там, где сила не помогает, можно справиться с умом. Он сделал большую сеть и накинул ее на быка.

Похищение лошадей Диомеда

Задача, которую, по мысли Еврисфея, не мог выполнить Геракл, заключалась в том, чтобы доставить живых кобыл Диомеда в Микены. Это были необычные лошади - они бегали со скоростью ветра, били камни ударами копыт и ели человеческое мясо. Жестокий и подлый царь Фракии Диомед бросал им в пищу мертвые тела пришедших в его страну иностранцев. Царя сначала испугал силач, но потом он стал издеваться над его намерением. Он заявил, что если Геракл был настолько глуп и торо-пился умирать, он мог попытаться забрать кобыл. Разгневанный полубог сбил Диомеда ударом кулака и бросил его в хищных лошадей. Король Фракии оказался таким же, как и его жертвы. Геракл двинулся к своему кораблю, но затем на него напали люди убитого правителя. Герой приказал своему товарищу Абдеросу сопровождать кобыл, а сам сразился с фракийцами и победил их.

Похищение пояса Ипполиты, царицы амазонок

Геракл собрал группу героев, включая Тесея, и отплыл в страну амазонок. К их великому удивлению, Ипполит и ее подданные оказались дружелюбными. Они слышали об удивительных деяниях Геракла и многих его соратников. Отвращение к мужчинам сменилось восхищением героями. Амазонки устроили пир в их честь. Геракл собирался рассказать королеве, зачем он пришел, когда женщины-воины неожиданно взяли оружие и напали на его людей. Это была неблагосклонная к герою Гера, пославшая на них безумие. Несмотря на неожиданность, герои защищались. Ипполита погибла в бою. Геракл взял ее за пояс, затем вернулся со своими товарищами на корабль. Они ушли быстро, потому что жаждущие мести амазонки могли вернуться в большем количестве. На обратном пути они оказались в Трое.

Похищение коров Гериона

Эврисфей приказал Гераклу вернуть стадо быков, охраняемое чудовищем Герионом, у которого было три головы и три пары рук. Чудовище обитало на острове Эрифии, куда добрались немногие смертные. Гераклу помог бог солнца Гелиос, одолжив ему свою лодку. По пути в Эрифию герой добрался до Гибралтарского пролива и установил там огромные скалы, названные Геркулесовыми столбами. Добравшись до острова, он сразу увидел стадо красивых быков. Однако сразу же ему пришлось столкнуться с их охраной. Сначала на него напали пастух - великан Эвритион и огромный пес Ортрос. Герой пронзил собаку стрелой и убил гиганта дубинкой. Затем подошел сам Герион и бросился на Геракла, схватив его шестью могучими руками. Поединок длился долго, и герой понял, что ему будет сложно победить. Пока две пары рук Гериона сражались, одна всегда отдыхала, и Геракл все больше утомлялся. Наконец он вырвался из рук монстра, схватил его лук и ударил его отравленной стрелой. Преодолев множество опасностей (включая убийство гиганта, бросающего камни Порфириона), Геракл вернулся к царю Микен с добычей.

Похищение золотых яблок из сада Гесперид

Еще одна задача, придуманная царем Еврисфеем, заключалась в том, чтобы принести золотые яблоки, растущие в далекой, неизвестной стране. За ними ухаживали нимфы Гесперид и охранял стоглавый дракон, потомок Тифона. Ни один смертный не знал дороги в это место. Чтобы узнать ее, герой отправился к морскому божеству Протею. Он сказал, что откроет путь, если Геракл победит его в битве. Главный герой был удивлен, что неприметный старик хотел встретиться с ним лицом к лицу, но оказалось, что Протей мог принимать любую форму. Он превратился в лань и убежал от Геракла, попытавшись укусить его в виде змеи. В конце концов он принял форму льва и бросился ему в горло. Тогда герой схватил его и стал душить. Протею пришлось наконец раскрыть секрет.

Когда Геракл прибыл в страну Гесперид, он столкнулся с гигантским Атлантом, держащим небесный свод на своих плечах. Он предложил занять его место на время, если Атлант принесет ему золотые яблоки. Атлант принес золотые яблоки, но решил, что больше не хочет держаться за небесный свод, и теперь его заменит герой. Герой сказал, что согласен, но только хотел, чтобы Атлант показал ему, как лучше удерживать небо. Когда великан встал рядом с ним и поддержал небо, Геракл наклонился, поднял золотые яблоки и ушел.

Укрощение хранителя Аида – пса Цербера

Последняя, двенадцатая работа должна была быть, по мнению царя Микен, невозможной. Эврисфей послал Геракла в Аид, чтобы тот принес ему живого Цербера, хранителя темного царства. Цербер был чудовищным трехголовым псом, охранявшим души мертвых от побега обратно в мир живых.

Последняя, двенадцатая работа должна была быть, по мнению царя Микен, невозможной. Эврисфей послал Геракла в Аид, чтобы тот принес ему живого Цербера, хранителя темного царства. Цербер был чудовищным трехголовым псом, охранявшим души мертвых от побега обратно в мир живых. Чтобы иметь возможность войти в Аид при жизни, Геракл принял участие в таинствах в Элевсине. Затем он ушел в подполье в одном из мест, где были врата в мрачное царство. Харон не посмел требовать оплаты и выгнал героя на другой берег Стикса. Геракл не испугался теней, окружавших его со всех сторон, и храбро пересек страну мертвых. Наконец он нашел Цербера, но затем появился сам Аид. Повелитель теней был очень зол, что кто-то пытался отнять у него охрану. Геракл даже не испугался его и ранил мрачного бога стрелой. Аид, конечно, был бессмертен, но пуля, отравленная ядом гидры, причинила ему сильную боль. Он поспешил на гору Олимп, чтобы исцелиться, а герой забрал Цербер.

 Все сюжеты двенадцати подвигов Геракла нашли отражения в изображениях, скульптурах, литературных произведениях. В приложении – два примера (Рисунки 5 и 6) изображений первого и двенадцатого подвига Геракла, которые сохранились на росписях античных ваз.

Список использованной литературы

1. Lopes A. O. D. Heracles's weariness and apotheosis in Classical Greek art //Synthesis. – 2018. – Т. 25. – №. 2.

2. Luce S. B., Luce S. Studies of the Exploits of Heracles on Vases. – Gorgias Press, 2009. – С. 296-325.

3. Аграфонов П. Г. Многоликий Геракл // Ярославский педагогический вестник. 1998. №3. URL: https://cyberleninka. ru/article/n/mnogolikiy-gerakl (дата обращения: 13.10.2021).

4. Акимова, Е. А. Об особенностях культа Геракла в Северном Причерноморье / Е. А. Акимова // Мнемон: Исследования и публикации по истории античного мира. – 2006. – № 5. – С. 389-396.

5. Алымова Е. В., Караваева С. В. Геракл как протагонист кинической литературы // Вестник РХГА. 2018. №4. URL: https://cyberleninka. ru/article/n/gerakl-kak-protagonist-kinicheskoy-literatury (дата обращения: 13.10.2021).

6. Соловьянов Н. И. Об особенностях почитания Геракла в римской армии // Проблемы истории, филологии, культуры. 2016. №2 (52). URL: https://cyberleninka. ru/article/n/ob-osobennostyah-pochitaniya-gerakla-v-rimskoy-armii (дата обращения: 13.10.2021).

7. Штоль Г. Мифы классической древности. – Aegitas, 2014. – Т. 1.

Еще статьи

Поможем с курсовой, контрольной, дипломной
1500+ квалифицированных специалистов готовы вам помочь