Культурология

Поможем написать

Тестовое задание по культурологии

  • Тип работы: Тестовое задание
  • Цена: Скидка 50%

 

1. Античность

Тема: Трагедия Софокла «Эдип-царь»

Вопрос 1

1. Подумайте и напишите, предопределен ли Эдип к той трагедии, что происходит в его жизни. Иными словами, мог ли Эдип избежать всех ужасов, которые с ним произошли. Для древнего грека существует ли свобода воли, либо вся жизнь представляется исключительно властью рока, судьбы. Приветствуются ваши размышления.

 Ответ.

Трагедия Эдипа у Софокла предопределена.

Из текста трагедии, мы видим, что Эдип старается избежать тех ужасов, которые были ему предначертаны свыше. Именно с этой целью он покидает родную страну, уходит от своих родителей. Но злой рок настигает его, ибо изначально он духовно слеп, потому, что многого в своей жизни он просто не знает. [9, с.121].

 

Вопрос 2

2. Как вы думаете, кто виноват в трагедии Эдипа? Есть ли виновные, если есть, кто они? Если нет, то за что страдает Эдип?

Ответ.

Эдип неповинен в своей трагедии.

Эдип - человек, попавший в западню. Западня подстроена Богами, которых он чтит, Богами, заставившими его совершить преступления, вменяемые им же ему в вину.

Более того, совершение этих преступлений было предопределено Эдипу еще до его рождения. Вот и получается, Боги карают его за преступления, которые еще до появления его на свет ему было предопределено совершить.


Вопрос 3

3. Сравните концепцию Софокла и П.П.Пазолини (фильм «Царь Эдип», 1967), укажите, в чем разница подходов в трактовке мифа об Эдипе у этих двух авторов.

Ответ.

Эдип у Софокла всячески пытается избежать предначертанных ему заранее несчастий. Все свои преступления он совершает по незнанию. Несмотря на это он принимает волю Богов, считает себя виновным в полной мере. Он сам наказывает себя и всячески ищет примирения с Богами, их прощения.

Две сюжетные линии фильма Пазолини протекают в современное время и древней Греции.

В основе трактовки образа Эдипа Пазолини лежит фрейдовское определение понятия «эдипов комплекс».


2. Возрождение

Прочтите «Гамлета» У.Шекспира (желателен перевод М.Лозинского или Б.Пастернака) и ответьте на вопросы.

1. Предание о Гамлете, впрочем, как и повествование о соперничестве дяди с племянником, достаточно древнее, сюжет встречается уже в рукописи XII века, в т.н. «Деяниях датчан» датского историка и писателя Саксона Грамматика. В «Саге об Амлете» главный герой, узнав об убийстве собственного отца, не колеблясь хладнокровно мстит виновнику, выполняя свой сыновий долг. Почему так долго колеблется Гамлет у Шекспира? Почему появляется трагедия главного героя? Почему он не может просто отомстить как его прообраз в 12 веке? Что мешает Гамлету? Что изменилось за 4 века существования предания о Гамлете.

Подсказка: ключом (одним из возможных!) к пониманию гамлетовских страданий может послужить фраза главного героя: «Распалась цепь времен» (в оригинале точнее: «Время вывихнуло свой сустав»), найдите место в тексте, где звучит эта фраза, подумайте, может ли Гамлет жить по законам средневекового общества, если нет, почему? Почему конфликт со временем является основным?

Ответ.

Загадка душевных метаний Гамлета – мстить или не мстить – привлекала писателей, критиков, ученых разных национальностей в течении несколько столетий. Например, И. В. Гёте видел причину этого парадокса в силе интеллекта и слабости воли Гамлета. Сходную точку зрения развивает В. Г. Белинский, добавляя: «Идея Гамлета: слабость воли, но только вследствие распадения, а не по его природе». И. С. Тургенев в статье «Гамлет и Дон Кихот» отдает предпочтение испанскому идальго, критикуя Гамлета за бездеятельность и бесплодную рефлексию.


Вопрос 2

2. Знаете ли Вы, какие-либо другие трактовки образа Гамлета, кто обращался к этому сюжету в европейской и русской литературах, музыке, изобразительных искусствах? Вспомните, русских и английских исполнителей роли Гамлета, кто из русских актеров был похоронен в костюме Гамлета? 

Ответ.

Образ Гамлета нашел свое отражение и в музыкальных произведениях.

Берлиоз создал балладу для женского хора с оркестром «Смерть Офелии», первоначально для сопрано или тенора и фортепиано, сл. Э. Легуве, op. 18 «Tristia», № 2 (1847), и «Похоронный марш» из последней сцены трагендии для хора и оркестра, op. 18 «Tristia», № 3 (1847–1848).

Амбруаз Тома (1811–1896) написал оперу «Гамлет» по Шекспиру со счастливым концом. Во французской традиции трагедия «Гамлет» исполнялась в свободной переработке А. Дюма-отца, и это никого не смущало.


3. Эпоха XVII века

Прочитайте комедию Ж.Б.Мольера «Дон Жуан», текст можно заменить: Тирсо де Молина «Cевильский озорник», Байрон Д. Дон Жуан, при отсутствии этих текстов воспользуйтесь «Каменным гостем» А.С.Пушкина из его «Маленьких трагедий» или любым текстом о Дон Жуане, можно и не текстом, а например, оперой (С.Рахманинова) или статьей в энциклопедии.

Вопрос 1

1. Подумайте, почему Дон Жуан стремится соблазнять женщин? Это простое стремление к победам, выстраивание своего «самцового» имиджа (если да, зачем?), стремление убежать от брака (если да, почему), поиск идеала, поиск понимания, комплекс мести женщинам (за недостаток внимания со стороны матери в детстве) и связанный с ним обостренный «эдипов комплекс», если несколько причин – укажите, приведите собственные мотивации поступков этого героя. Любит ли Дон Жуан кого-либо? Может ли он любить? Любит ли он себя?

Ответ.

Дон Жуан —сластолюбец, посвятивший жизнь поискам чувственных наслаждений. Одним из существеннейших элементов в наслаждении для него является момент утверждения своего господства, момент борьбы с препятствиями, стоящими на пути.

Специфика его поведения — он переходит от женщины к женщине, соблазняя их и разбивая им сердца. 

 

Вопрос 2

2. Легенды о любовниках, бросающих своих возлюбленных, известны по крайней мере с античности, но они не становились культовыми героями эпохи. Почему неверный любовник становится культурным символом. Какие черты Дон Жуана способствуют этому. Подсказка: подумайте по поводу отношения к свободе у этого героя, свободен ли он. Каково понимание свободы у героя, верит ли он в Бога, обоснуйте ответ.

 Ответ.

Дон Жуан — надменный аристократ, одержимый поисками чувственных наслаждений. Он, не задумываясь, нарушает все моральные и религиозные нормы общества, и даже находит в этом особенную прелесть.

Дон Жуан восстает против социальных условностей. Его поступки – это вызов обществу. Он проповедует философию личной свободы и независимости от общества. Своими поступками он восстает против порядков общества своего времени.

Вопрос 3.

3. Почему только вмешательство загробного мира останавливает Дон Жуана, есть ли земные силы, которые могли бы его вразумить? Прокомментируйте ответ.

 Ответ.

Он аристократ - и в силу знатности своего происхождения имеет возможность не считаться с законами морали и общественными установлениями, писанными лишь для людей простого звания. Именно поэтому остается уповать на божественное провидение.

 4. В каком веке и где был написан текст И.-В.Гете «Фауст»? Укажите даты жизни Гете. Что объединяет образы Фауста и Дон Жуна, в чем их сходство и различие? Почему, Фауст популярен в северной Европе, а Дон Жуан в южной? Подумайте о причинах популярности этих двух героев, найдите в словаре, кто такой Джакомо Казанова, какие трактовки двух образов в европейском искусстве Вы знаете?

 Ответ.

 Дата создания 1774 —1831 – конец XVIII — начало XIX века.

Германия.

Иога́нн Во́льфганг фон Гёте – 28 августа 1749— 22 марта 1832 [3, с.416].


Список использованной литературы:

  1. Аверинцев С. С. К истолкованию символики мифа о Эдипе //Античность и современность. - М.: Наука, 1972. - с. 90-102.

  2. Аникст А. Творческий путь Гете. - М.: Художественная литература, 2006. – 543 с.

  3. Артамонов С.Д. История зарубежной литературы XVII-XVIII вв. – М.: Просвещение, 1978. – 608 с.

  4. Бабанов И. Е. Апология Дон Жуана // Звезда.- 1996. -№ 10. - С. 162—178.

  5. Боннар А. Греческая цивилизация. От Антигоны до Сократа. –М.: Искусство, 1991. - 456 с.

  6. Выготский Л. С. Психология искусства. - М.: Искусство, 1968. – 576 с.

  7. Гете И.Ф. Фауст. /Перевод Б. Пастернака. - М.: Прогресс, 2002. – 158 с.

  8. Ильина Т.В. Культура эпохи Просвещения. - М.: Высшая школа, 2002. – 432 с.

  9. Лосев А.Ф. Античная литература. - М.: Мысль, 1988. – 689 с.

  10. Луков В.А. Гамлет, трагедия У. Шекспира. - М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2006. – 100 с.

  11. Мольер Жан-Батист. Комедии. - М.: Художественная литература, 1972.- 664 с.

  12. Пушкин А.С. Каменный гость. – М.: Художественная литература, 1986. – 123 с.

  13. Шекспир У. Гамлет. /. Пер. М. Лозинского. - М.: Художественная литература, 1985. -231 с.

Еще статьи

Поможем с курсовой, контрольной, дипломной
1500+ квалифицированных специалистов готовы вам помочь