Право

Вопрос №4

Тип работы: Вопрос-ответ
(Время чтения: 1 - 2 минуты)

User Rating: 0 / 5

Раскройте путь формирования воззрений на государство и право в Древнем Китае и выявите отличия в данных течениях.

Наиболее влиятельными политическими учениями Древнего Китая являлись даосизм, конфуцианство, моизм и легизм.

Основатели даосизма стремились развенчать идеологию правящих кругов и в первую очередь официальный религиозный культ с его догмами о "небесной воле" и "государе — сыне неба", дарующих законы дао народу.

Социально-политическая концепция даосизма представляла собой реакционную утопию.

Наиболее влиятельной доктриной в истории политической и правовой мысли Китая являлось конфуцианство. Управлять государством, согласно Конфуцию, призваны благородные мужи во главе с государем — "сыном неба". Вслед за сторонниками правления знатных Конфуций утверждал, что деление людей на "высших" и "низших" не может быть устранено.

Конфуций выделял благородных не по признакам происхождения, а по моральным качествам и знаниям.

Конфуций был решительным противником управления на основе законов. Он осуждал правителей, делавших ставку на устрашающие правовые запреты, и выступал за сохранение традиционных религиозно-моральных методов воздействия на поведение китайцев. Политическая программа раннего конфуцианства в целом являлась консервативной, хотя в ней содержались и прогрессивные идеи. Проведенная на практике, она способствовала закреплению патриархальных отношений, утверждению господства наследственной аристократии. Вместе с тем отдельные положения доктрины, как было сказано, имели прогрессивное значение. К ним следует отнести прежде всего идеи распространения моральных знаний и обучения людей независимо от их сословной принадлежности.

В противовес конфуцианскому принципу человеколюбия моизм выдвинул принцип всеобщей любви. Идеальной организацией власти Мо-цзы – основатель учения – считал государство с мудрым правителем во главе и отлаженной исполнительской службой. В единообразном исполнении чиновниками воли государя он видел залог и основу прочности власти. Для установления же полного единства государства предлагалось насаждать единомыслие, искоренять вредные учения и поощрять доносы. Таким образом, в концепции моизма идеи равенства были фактически отброшены; концепция завершалась восхвалением деспотически-бюрократического государства, исключавшего всякую возможность не только участия народа в управлении, но и обсуждения им государственных дел.

Сторонники легизма отказались от традиционных моральных трактовок политики и разрабатывали учение о технике отправления власти. От политической теории они меньше всего ждали наставлений в добродетели.

В области управления предлагалось сосредоточить всю полноту власти в руках верховного правителя, лишить наместников властных полномочий и превратить их в обыкновенных чиновников. Предлагалось также установить единые для всего государства законы. Легизм содержал наиболее полную программу централизации государства, и его рекомендации были использованы при объединении страны под властью императора Цинь Шихуана (III в. до н.э.).