Особенности работы с семьей на примере сельской школы

Тип работы: Курсовая работа
Цена: Бесплатно
(Время чтения: 18 - 35 минуты)

User Rating: 0 / 5

Введение

Семья во все времена постоянно находилась в центре внимания передовой общественной мысли, прогрессивных деятелей и ученых, начиная от древних философов и заканчивая современными реформаторами. И это неудивительно. Семья представляет собой систему социального функционирования человека, один из основных институтов общества. Она находится в движении, меняется не только под воздействием социально-политических условий, но и в силу внутренних процессов своего развития.

Роль семьи в обществе не сравнима по своей значимости ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье формируется и развивается личность человека, происходит овладение социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации ребенка в обществе. Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни.

Именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрываются внутренний мир и индивидуальные качества личности. Семья способствует не только формированию личности, но и самоутверждению человека, стимулирует его социальную, творческую активность, раскрывает индивидуальность.

Семья является одним из важнейших институтов общества, поэтому, основываясь на том, в каком состоянии она находится, насколько эффективно способна выполнять свои основные функции, можно судить об общественном развитии и положении дел на общегосударственном уровне. Государство заинтересовано в создании здоровой и прочной семьи.

Вместе с тем, современный переходный этап развития белорусского общества характеризуется кардинальными преобразованиями в социально-экономической, общественно-политической и культурной сферах, а соответственно, и появлением сопутствующих им социальных проблем, которые, в первую очередь, повлияли на жизнь населения в сельской местности. Появление в сельском социуме большого количества педагогически несостоятельных семей, испытывающих острую потребность в социально-педагогической помощи, — вот основные социально-педагогические проблемы, требующие своевременного разрешения в условиях сельского социума.

Гипотеза: социально-педагогическая служба сельской школы может стать главным компонентом успешного взаимодействия семьи и школы и способствовать гармоничному развитию личности школьника, если будет учитывать особенности сельской социальной среды.

Объект исследования: общеобразовательная сельская школа и семья как субъекты формирования личности школьника.

Предмет исследования: процесс взаимодействия семьи и социально-педагогической службы, направленный на создание условий гармоничного развития личности школьника.

Целью данной работы является определение оптимальных форм взаимодействия сельской семьи и социально-педагогической службы.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

1. выявить специфические характеристики семьи как фактора воспитания;

2. определить условия, необходимые для успешного семейного воспитания;

3. охарактеризовать структурные компоненты семьи;

4. установить причины, препятствующие качественному семейному воспитанию;

5. выявить специфику коллективных и индивидуальных форм сотрудничества;

6. дать характеристику формам и методам сотрудничества сельской семьи и социально-педагогической службы школы;

7. определить условия эффективного взаимодействия педагогов и родителей.

Глава I Проблемы семейного воспитания в педагогических исследованиях

1.1 Сущность и специфика семейного воспитания

В истории развития общества проблема взаимодействия детей и родителей далеко не всегда решалась однозначно. Древние римляне считали, что только семья должна и может дать хорошее воспитание, а древние греки отдавали преимущество школе (древнегреческий философ Платон считал, что истинное воспитание ребенок может получить только в государственных школах, куда надо направлять его с семилетнего возраста. Дети с трех лет должны посещать государственные площадки, где под руководством специально назначенных лиц они занимаются играми).

Но данные археологии, этнографии свидетельствуют о том, что вместе с обществом на протяжении всех периодов его развития функцию воспитания постоянно осуществляла все-таки семья как первичная общественная ячейка, которая основана на браке, кровнородственных отношениях людей, на общности быта, взаимной моральной ответственности и социальной необходимости в физическом и духовном воспитании человека.

Воспитательная роль семьи как наидревнейшей формы семейной организации с момента зарождения основывалась и основывается на природных стремлениях и действиях человека. Естественность тесной семейной жизни, удовлетворение потребностей, общность интересов старших и младших членов семьи заключают в себе неограниченные и бесценнейшие возможности в воспитании подрастающего поколения.

Семейному воспитанию, в целом институту семьи как важнейшему структурному элементу общества и семейно-брачным отношениям, начиная с древнейших времен, пристальное внимание уделяли ученые, государственные и общественные деятели. Большинство теоретиков и практиков семейного воспитания, выдвигая свои концепции и идеи, занимали золотую середину. Анализ позволяет выделить четыре основные категории ученых.

Представители первой: Т. Мор, Я.А. Каменский, Ж-Ж. Руссо отдавали предпочтение семейному воспитанию, особенно для детей младенческого возраста и раннего детского.

Представители второй категории: М. Монтень, Д. Локк тоже были сторонниками семейного воспитания, полагая, чтобы оно осуществлялось с помощью специально подготовленных гувернеров, кормилиц, воспитателей, наставников, педагогов. Из функции они усматривали в гармоническом развитии ребенка, особенно нравственно-эстетическом и физическом.

Те, кто представляет третью категорию, хотя и не отрицали роли семейного воспитания, все же отдавали преимущество общественному воспитанию детей после 5-6 лет в разных типах государственных учреждений.

Наконец, представители четвертой категории: К.Д. Ушинский, П.Ф. Лесгаф, Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский отстаивали идею органического соединения взаимосвязи, взаимодействия семейного воспитания с общественным. Даже самая хорошая семья как ближайшая общественная среда не должна ограничивать воспитание ребенка узким кругом домашней жизни. В то же время общественное воспитание только тогда оказывается действенным, если его вопросы «становятся общественными вопросами для всех и семейными вопросами для каждого» (К.Д. Ушинский).

Известный украинский педагог А.С. Макаренко утверждал, что семья является ячейкой общества и что она представляет собой специфический коллектив, который объединен на основе общих интересов и стремлений. На его взгляд, нельзя отделить семейную деятельность от общественной: «Ваша активность в обществе или на работе должна иметь отражение в семье, семья должна видеть ваше политическое и гражданское лицо и не отделять его от лица родителей. Все, что совершается в стране, через вашу душу, вашу мысль должно приходить к детям».

Условием действенности семейного воспитания является целостность и единство семьи как коллектива. В той семье, где присутствуют родительский авторитет, взаимопонимание матери и отца, их постоянство, единство требований, уважение к семейной жизни, умение без ссор и конфликтов решать острые проблемы, семейное воспитание будет осуществляться успешно.

Таким образом, большинство ученых, которые исследовали проблемы семейного воспитания, его взаимосвязь с общественным, подчеркивали его специфичность, неповторимую уникальность и своеобразие.

Выделяются следующие основные характеристики специфики семейного воспитания:

1. В семье, как самой естественной альтруистической микросреде, основанной на кровных связях, семейное воспитание содействует осуществлению неразрывной связи поколений, единству их прошлого, настоящего и будущего, моральном единству членов семьи как людей и как представителей общества.

2. Способность семейного воспитания в отличие от общественного незаметно, но весьма действенно развивать у детей и формировать человеческие чувства к своим родственникам, через них ко всем другим людям, своему народу, всему человечеству.

3. Наличие естественной теплоты, любви и сердечности в семейном общении и в отношениях, что служит мощным фундаментом для нравственно-эмоционального воспитания детей. Это особенно важно, когда трудно сделать выбор между общечеловеческими качествами гуманистической морали и антиобщественными проявлениями. Как утверждал В.Г. Белинский, «орудием и посредником воспитания должна быть любовь, а целью человечность…»

4. Непревзойденность семейного воспитания по своему эмоциональному характеру, что содействует удовлетворению потребностей личности в уважении, признании, симпатии, психологической защите, сохраняет и укрепляет психофизическое здоровье каждого члена семьи, дает возможность правильно понимать духовный мир других людей.

5. Непрерывность, продолжительность и многообразие воспитательного влияния на детей разного пола и возраста, профессиональных интересов, жизненного опыта и человеческих ценностей.

6. Выполнение роли изначального звена в процессе воспитания, в который родители как воспитатели включаются еще задолго до рождения ребенка. Родители ответственны за полноценное воспитание детей.

7. Возможность глубокого и систематического «практического» изучения индивидуальности ребенка. Родители имеют возможность последовательного и более вдумчиво наблюдать за развитием интересов, наклонностей, потребностей, чувств, характера, формирования умений и навыков.

8. Возможность благополучной семьи как воспитательного коллектива выполнять роль организующего центра, который направляет на воспитание детей все воспитательные влияния, средства и силы – родственников, друзей, педагогов и воспитателей учебных заведений.

9. Ненормальность процесса воспитания в семье, основанного на положительных традициях родословной, семейных традициях, обычаях, привычках, укладе жизни. В силу этого имеется возможность осуществлять социализацию личности ребенка.

Итак, мы видим, что семья играет основную роль в воспитании ребенка, но, чтобы сделать его более эффективным, оно должно проходить параллельно с общественным, т.е. школьным.

1.2. Структура семьи и ее типология

На современном этапе постоянно происходит перестройка политического, экономического, социального и культурного укладов жизни общества и государства, что в значительной мере влияет на изменение семейного воспитания и непосредственного самой семьи, которая претерпевает значительные изменения.

В зависимости от количества детей современные семьи делятся на многодетные, молодежные, однодетные и бездетные. По своему составу они могут быть однопоколенные, (только супруги) двухпоколенные (родители и дети), межпоколенные, в составе которых проживают дети, их родители и родители родителей. Если в семье имеется только одни из родителей (мама или папа), семья называется неполной. Разновидностью неполной семьи является внебрачная семья, где женщина рождает ребенка, не зарегистрировав брак. В педагогике существует классификация семей не только по составу, но и по характеру взаимоотношений в них. Ю.П. Азаров делит семьи на три типа:

  • идеальная
  • средняя
  • негативная или скандально-раздражительная.

М.И Буянов, пользуясь исследованиями социологов, называет такие типы семей: гармоничная, распадающаяся, распавшаяся, неполная. [7 с.495]

У педагогов практиков принято деление семей на «благополучные» и «неблагополучные», хотя благополучие нередко носит только видимый характер и определяется по анкетным данным: есть ли родители, каково их образование, где работают, каково материальное положение в семье. Бесспорно, все эти показатели имеют определенное значение и влияние на семейное воспитание. Но часто так бывает, что за анкетным благополучием скрываются глубокие внутренние противоречия, раздирающие семью. Сплоченность и крепость ее существует только для показа. Это семьи псевдоблагополучные, псевдосолидарные.

Неблагополучными принято считать те семьи, в которых ясно просматриваются дефекты воспитания. Как правило, в неблагополучных семьях дети больные, т.к. за постоянную напряженность в семье ребенок расплачивается неврозами и другими болезнями, тесно связанными между собой. В неблагополучной семье приходится наблюдать явное или скрытое эмоциональное напряжение ребенка. В неблагополучной семье приходится наблюдать явное или скрытое эмоциональное напряжение ребенка, переходящее в отторжение. Частые наказания, окрики, недовольство со стороны родителей заставляют ребенка прийти к выводу, что его не любят, что он никому не нужен. В ответ на эту ситуацию ребенок замыкается в себе, уходит в свой узкий мирок. Все это создает надлом в душе ребенка, делает его ущербным. Ребенок не может найти свое место в семье, а затем в жизни. [7 с.496]

В связи с изменениями, происходящими в стране, нарождается новый тип семьи, принадлежащий к разряду «новых русских». Это, как правило, высокообразованные и сверхобеспеченные семьи. В этих семьях отношения как между родителями, так и между родителями и детьми складываются своеобразно. Родители постоянно испытывают страх за свое будущее, за свою жизнь и жизнь своих детей. В этих условиях они ни на минуту не отпускают от себя ребенка, опасаясь киднепинга. По этой причине дети из семей «новых русских» нередко учатся в частных школах, куда их сопровождают телохранители.

Жена, как правило, не работает. Муж постоянно занят работой и проводит мало времени с семьей. Социологи и психологи фиксируют наивысший кризис в семейных отношениях в подобных семьях. Таким образом, материально обеспеченная семья, в которой есть мать, отец, попадает в разряд «неблагополучных» для формирования личности ребенка. Тот же итог наблюдается в семьях с очень низким материальным уровнем, с маленькими доходами, не обеспечивающими прожиточный минимум. С этим обстоятельствами приходится считаться школе и учителям, строя свои отношения с семьей, планируя учебно-воспитательный процесс. В общей сложности кризисная ситуация в полярно противоположных семьях отрицательно влияет на детей, их воспитание в семье, затрудняет организацию обучения и воспитания детей в образовательных учреждениях. [7 с.497]

Сколько семей, столько особенностей воспитания. Но несмотря на их многообразие, можно выделить типичные модели отношений между взрослыми и детьми в семьях. Отношения определяются по степени напряженности и последствиям негативного влияния на воспитание детей.

1. Семьи, уважающие детей. Детей в таких семьях любят. Родители знают, чем они интересуются, что их беспокоит. Уважают их мнение, переживания, стараются тактично помочь. Развивают интересы детей. Это наиболее благополучные для воспитания детей семьи. Дети в таких семьях растут инициативными, независимыми, дружелюбными. Отношения в семье характеризуются порядочностью, откровенностью, взаимным доверием, равенством во взаимоотношениях.

2. Отзывчивые семьи. Отношения между взрослыми и детьми нормальные, но существует определенная дистанция, которую ни родители, ни дети стараются не нарушать. Дети повинуются родителям. Они растут послушными, вежливыми, дружелюбными, но недостаточно инициативными. Часто не имеют собственного мнения, зависимы от других. Внешне отношения благополучны, но некоторые глубинные связи могут нарушаться.

3. Материально-ориентированные семьи, где главное внимание уделяется материальному благополучию. Детей в таких семьях с раннего возраста приучают смотреть на мир жизнь прагматически, во всем видеть свою выгоду. Духовный мир родителей и детей беден. Интересы детей не учитываются, поощряется только «выгодная» инициативность. Отношения с родителями лишены духовной основы, могут развиваться непредсказуемо. [15 с.207]

4. Враждебные семьи. Детям здесь тяжело. Неуважение к ним, недоверие, слежка, телесные наказания. Дети в таких семьях растут скрытными, недружелюбными, они плохо относятся к своим родителям, не ладят меду собой и со сверстниками, не любят школу, могут уходить из семьи. Поведение, жизненные стремления детей вызывают в семьях конфликты, и при этом правы родители. Но при всей правоте родителям полезно знать, что существуют психологические барьеры.

5. Антисоциальные семьи. Это скорее, не семьи, а временные пристанища для детей, которых здесь не ждали, не любят, не приемлют. Родители, как правило, ведут аморальный образ жизни: пьянствуют, воруют, дерутся. Влияние таких семей крайне негативное. Родители, как правило, занимают конфликтную позицию. Непонимание между детьми и взрослыми ведет к обоюдному отчуждению. [15 с.209]

Таким образом, мы видим, что не так просто построить правильные, благоприятные отношения в семье, так как воспитание детей принадлежит к самым трудным сферам человеческой деятельности.

1.3 Основные условия успешного семейного воспитания

Успех воспитания в семье может быть обеспечен в том случае, когда созданы благоприятные условия для роста и всестороннего развития ребенка. Основными условиями успеха в воспитании детей в семье можно считать наличие нормальной семейной атмосферы, авторитета родителей, правильного режима дня, своевременного приобщения ребенка к труду.

Нормальная семейная атмосфера – это

  • сознание родителями своего долга и чувства ответственности за воспитание детей, основанного на взаимном уважении отца и матери, постоянном внимании к учебной, трудовой и общественной жизни, помощь и поддержка в больших и малых делах, постоянном проявлении такта к каждому члену семьи;
  • организация жизни и быта семьи, в основе которой лежит равенство всех членов семьи, привлечение детей к решению вопросов жизни семьи;
  • взаимная принципиальная требовательность, доброжелательный тон в обращении, задушевность, любовь и жизнерадостность в семье.
  • созданию высоконравственной атмосферы в семье способствуют семейные традиции. К ним относятся проведение общественных и семейных праздников, которые формируют духовную культуру семьи.

Важным условием успеха в воспитании является авторитете родителей и старших братьев и сестер. Что же такое авторитет родителей, и как он создается в семье?

А.С. Макаренко определяет авторитет как нормальное взаимоотношение между воспитателем и воспитанником, когда последний, уважая своего воспитателя и доверяя ему, подчиняется его воле, требованиям и указаниям[15 с.316]. В своей книге «Лекции о воспитании детей» А.С. Макаренко показал, из чего складывается авторитет. Он рассмотрел виды ложного авторитета и показал, какой вред причиняет неправильный подход к ним. Например, таким является «авторитет подавления», который А.С. Макаренко назвал самым страшным, так как он строится на угрозах, наказаниях, страхе, запугивании ребенка. Чаще всего такой путь создания себе авторитета выбирают отцы. Дети в подобных семьях вырастают забитыми, безвольными существами. [5 с.22]

Часто в семьях встречается «авторитет любви». Он основан на провальном предположении, что дети должны любить своих родителей, однако неправильное использование этого взаимоотношения приводят к тому, что из ребенка вырастает лицемер и эгоист.

Кроме этих есть еще много видов ложного авторитета (авторитет расстояния, чванства, педантизма, доброты, дружбы, подкупа), но возникает вопрос: а что такое настоящий авторитет, от чего он зависит?

Главным основанием родительского авторитета является гражданское лицо родителей, их участие в труде, их поведение. Родители во всех отношениях должны показывать детям пример.

Кроме того, родители должны знать, чем живет, интересуется, что любит и не любит, чего хочет и не хочет ваш ребенок. Родители должны знать все, что происходит в жизни ребенка, но добиваться этого не надоедливыми расспросами и постоянным шпионством. С самого начала родители должны так построить отношения, чтобы дети сами вам все рассказывали.

Авторитет знания необходимо приведет к авторитету помощи. Дети видят в родителях советчиков во всех своих делах, помощников в борьбе с разного рода трудностями, истинных друзей, с которыми можно поделиться и радостями и заботами. Но родительская помощь не должна быть навязчива, надоедлива, утомительна. В некоторых случаях ребенок сам должен выбираться из сложных ситуаций. [5 с.27]

Следующим этапом успешного воспитания детей в семье является наличие четкого режима дня для детей. Режим дня включает весь распорядок дня ребенка в течение суток (время на сон, на прием пищи, на все виды труда и на отдых). При этом нужно учитывать его возраст и состояние здоровья. Режим дня только тогда будет иметь воспитательное значение, когда ребенок привыкнет к его выполнению без напоминания взрослых. Хорошим стимулом для его выполнения является четко спланированная и организованная жизнь родителей, единство требований к ребенку со стороны всех членов семьи. Так как разноречия наталкивают ребенка на ошибочные действия, на неуважительное отношение к требованиям одного из родителей.

1.4 Специфика сельской семьи и причины неправильного семейного воспитания

Современные семьи переживают не лучшие времена. В большинстве нынешних семей основные силы и время родителей расходуются на материальное обеспечение, но не на духовное формирование и развитие детей. Духовное общение родителей с детьми, их совместные занятия, к сожалению, для большинства семей остаются непозволительной роскошью. Общение родителей с детьми в основном сводится к контролю за учебой ребенка в школе.

Среди наиболее веских причин неэффективного воспитания детей в семье выделяются следующие.

Невысокий экономический уровень большинства трудовых семей, когда основное время родителей тратится на добывание средств к существованию; социальные и экономические трудности; низкая заработная плата или несвоевременная ее выдача; полная или частичная безработица, необеспеченность в семьях прожиточного минимума. Все это снижает уровень внутрисемейного эмоционального настроя и не создает благоприятных условий в семье. [7 с.493]

Низкая культура общественной жизни, двойная мораль, лицемерие властей, социальная напряженность, неуверенность в завтрашнем дне, угроза потери работы, боязнь заболеть и другие причины, приводящие людей в состояние повышенного нервного напряжения, стресса.

Двойная нагрузка на женщину в семье – и на работу, и на семью. Обследование показало, что трудовая нагрузка горожанки в простых семьях с детьми составляет 77 часов в неделю, в том числе дома – 36 часов. Средний рабочий день матери, включая воскресенье, составляет 11 часов.

Высокий процент разводов, являющихся следствием многих социально-бытовых и моральных причин. Развод, а в итоге и неполная семья – это всегда проблема воспитания детей.

Бытующее общественное мнение, что муж лишь помогает жене в воспитании детей. Льготы по уходу за детьми имеет не семья, а женщина. Пока же законодательство закрепляет положение, при котором воспитание детей остается святой обязанностью матери. Объявленное законом равное право отца и матери в воспитании детей на практике нарушается.

Обострение конфликтов между поколениями, которые день от дня становятся напряженнее. Молодые семьи чаще всего отделяются от своих родителей, старшего поколения. Казалось бы, в этом есть определенное благо, но жизнь порознь со страшим поколением лишает молодые семьи возможности воспользоваться знанием и мудростью старших поколений в вопросах воспитания детей. В итоге влияние старшего поколения снижается и, кроме того, дети лишаются ласки и внимания бабушек и дедушек.

Однодетность или малодетность семьи уже во многих поколениях, особенно на протяжении последних пятидесяти лет. Воспитываясь в таких условиях, дети не получают практических навыков по уходу за своими младшими братьями и сестрами, которые затем можно использовать с появлением собственных детей.

Современный переходный этап развития белорусского общества характеризуется кардинальными преобразованиями в социально-экономической, общественно-политической и культурной сферах, а соответственно, и появлением сопутствующих им социальных проблем, которые, в первую очередь, повлияли на жизнь населения в сельской местности. Появление в сельском социуме большого количества педагогически несостоятельных семей, испытывающих острую потребность в социально-педагогической помощи, — вот основные социально-педагогические проблемы, требующие своевременного разрешения в условиях сельского социума.

Данные тенденции подтверждает и проведенное нами на базе учреждений образования и территориального центра социального обслуживания населения Пуховичского района Минской области исследование, которое позволило сделать вывод о том, что в современных условиях многообразие социально-педагогических трудностей дестабилизирует жизнедеятельность сельской семьи, препятствуя выполнению ее основной функции — воспитательной. Анализ результатов исследования позволил выявить целый ряд проблем, препятствующих успешному протеканию процесса семейного воспитания на селе:

  • недостаточный уровень родительской ответственности, психолого-педагогической культуры, неуверенность родителей в собственной педагогической позиции, семейная конфликтность, вызванная материальными и жилищно-бытовыми затруднениями, разногласиями взрослых членов семьи в вопросах воспитания детей, низкой культурой общения, пьянством кого-либо из родителей;
  • недостаток у родителей времени для общения с детьми, возможностей для организации семейного и детского досуга, развития интересов и способностей детей;
  • несформированность у многих детей целого ряда социально значимых качеств;
  • недостаточное участие в воспитании детей отца, других близких родственников;
  • практически отсутствие каких-либо традиций в области воспитания детей, постепенное разрушение, забвение народных традиций семейного воспитания; недостаточное использование родителями потенциала сельской социальной среды (в частности, помощи специалистов) и др.[10 с.42].

Обычная общеобразовательная школа вследствие многих причин ставшая непрестижной и малопривлекательной, почти устранилась от роли семейного помощника. А новые общественные институты хотя и появились, но еще не окрепли и не в состоянии оказать действенную помощь семье.

Для преодоления кризиса семьи и повышения ее воспитательного воздействия педагогика ничего нового в этом плане открыть не может: общие закономерности зависимости воспитания от уровня развития общественных, экономических отношений действуют неотвратимо. Вся надежда на учителя, его подвижническую деятельность. Он должен быть заинтересован в оказании помощи родителям в овладении содержанием и организацией воспитания детей в семье, в педагогическом просвещение родителей, установления между школой, родителями и учителями союзнических взаимоотношений. Только конкретная помощь учителя открывает сердца растерявшихся родителей и позволяет им опускать руки в борьбе за лучшее будущее своих детей.

Семья – это фундамент дальнейшего развития ребенка в обществе. Все зависит от того, насколько правильно построены отношения между всеми членами семьи, соблюдены ли условия эффективного воздействия на воспитание ребенка.

Глава II. Цели и формы оказания социально-педагогической поддержки сельской семье

2.1.Цели социально-педагогической поддержки

Социально-педагогическая поддержка сельской семьи, выступающая как деятельность по оказанию помощи в сфере воспитания детей, требует от специалиста разработки ее теоретической модели и практического механизма, с помощью которых она реализуется. К сельским семьям, которые, в первую очередь, на наш взгляд, нуждаются в социально-педагогической поддержке, относятся: семьи, где дети находятся в социально опасном положении и нуждаются в государственной защите; семьи группы риска: неполные, многодетные, замещающие, с детьми-инвалидами и другие семьи, имеющие социально-педагогические проблемы в сфере воспитания детей.

Целью социально-педагогической поддержки сельской семьи в сфере воспитания детей является создание условий для полноценного развития ребенка в семье, защита его законных прав и интересов; повышение воспитательного потенциала сельской семьи и решение имеющихся у нее социально-педагогических проблем в сфере воспитания детей, формирование здорового образа жизни семьи, профилактика ее социального неблагополучия и педагогической несостоятельности.

Достижение данной цели предполагает решение следующих задач:

  • диагностика воспитательного пространства сельских семей, нуждающихся в социально-педагогической поддержке, выявление социально-педагогических проблем в сфере воспитания детей;
  • оказание сельской семье своевременной квалифицированной социально-педагогической помощи в решении данных проблем, в первую очередь, в случае необходимости, защита законных прав и интересов детей;
  • внедрение комплекса социально-педагогических мер, направленных на реализацию государственной семейной политики на местном уровне, гуманизацию, педагогизацию сельской среды, на укрепление семьи, повышение ее престижа;
  • совершенствование существующей практики семейного воспитания в сельском социуме, развитие, активизация воспитательного потенциала через расширение педагогического влияния сельской социальной среды на педагогические установки родителей и семейный микроклимат, пропаганду позитивного опыта семейного воспитания, психолого-педагогических знаний, включение детей и родителей в социально значимую деятельность, укрепление социальной нормы благополучной семьи, создающей благоприятные условия для воспитания детей, формирование здорового образа жизни семьи.

Основными принципами социально-педагогической деятельности, направленной на эффективность семейного воспитания в сельском социуме, на наш взгляд, являются:

  • соблюдение приоритетов интересов ребенка, защита его прав;
  • гуманное отношение к взрослым и детям, создание зоны доверия, взаимопомощи, взаимоподдержки;
  • гарантированность социально-педагогической поддержки — принцип, предполагающий, что любая сельская семья, оказавшаяся перед лицом социально-педагогических проблем в процессе семейного воспитания, такую поддержку получит;
  • адресность и конфиденциальность;
  • комплексность — принцип, предполагающий формирование такой системы социально-педагогической поддержки сельской семьи, благодаря которой семья имеет возможность решить все имеющиеся у нее проблемы, связанные с воспитанием детей;
  • принцип научной и методической обеспеченности деятельности всех типов учреждений, служб и специалистов — субъектов социально-педагогической поддержки сельской семьи;
  • принцип превентивности, ориентированный на предупреждение появления социально-педагогических проблем в сфере семейного воспитания в сельском социуме, сохранение и укрепление нормальных, благоприятных для развития и социализации ребенка условий семейного воспитания;
  • принцип территориальности, означающий, что источники социально-педагогической помощи необходимо максимально приблизить к месту проживания семьи для того, чтобы она была оптимально доступной для каждой сельской семьи, испытывающей в ней потребность;
  • принцип социального партнерства, предполагающий межведомственный подход к решению социально-педагогических проблем сельских семей, активное сотрудничество субъектов социально-педагогического пространства сельского района в процессе оказания социально-педагогической помощи[10 ,с.42].

2.2 Формы, в которых осуществляется сотрудничество социальных педагогов с сельской семьей

Ключевой фактор становления и формирования личности – социальная среда, окружающая подрастающего ребенка. Она решающим образом влияет на становление его личностного мира как такового.

Социальный мир семьи – сильнейший фактор формирования личности ребенка. Его влияние нельзя исключить и не учитывать. Социальное поле отношений в семье, если оно противостоит в своем содержании и влиянии школьной воспитательной среде, становится разрушительным фактором, а ребенок вырастает маргинальной личностью, лишенной способности иметь собственные отношения, обладать устойчивым отношениями к миру вокруг себя.

Педагогическое взаимодействие с родителями воспитанников заключается в том, чтобы содействовать единому воспитательному полю, единой социальной среде, в которой высшие ценности являлись бы основой жизни, либо были признаны как основа жизни желаемой, достойной для человека.

Социальный педагог не может и не должен преобразовывать семью – это лежит за пределами его профессиональных полномочий. Но социальный педагог мог бы содействовать наиблагоприятнейшим условиям личностного становления ребенка путем педагогического влияния на семейное воспитание. Следует заметить, что объектом профессионального влияния выступает не сама семья и не родители, а семейное воспитание.

Первой составной частью такого взаимодействия является информационное педагогическое обеспечение родителей сведениями о воспитательной концепции школы, о педагогических позициях социального педагога, о методике воспитания, целях и задачах личностного развития школьника на данный учебный год; а также о ходе духовного развития ребенка, особенностях его школьной деятельности, взаимоотношениях в группе, выявляющихся способностях, успехах во всех сферах обучения. Реализуется функция педагогического просвещения. Информация такого плана чрезвычайно влияет на воспитательную семейную среду, вносит осознанность в действия родителей, придает их влиянию на детей целесообразный характер, повышает уровень положительного отношения к школе, вносит серьезность отношения родителей к своим родительским обязанностям.

Вторую составную часть взаимодействия социального педагога с родителями выполняет педагогическое корректирование семейного воспитания, а именно той его стороны, которая касается, прежде всего, отношения к ребенку, а далее режима жизни и деятельности ребенка.

Корректирование производится с позиции профессиональной необходимости, диктуемой ходом воспитательного процесса. Все, что скажет социальный педагог относительно необходимых изменений проистекать должно из целей воспитательных, из блага ребенка как растущей и развивающейся личности. Все, о чем просит педагог, должно быть крепко связано с делом воспитания ребенка, иметь точный воспитательный адресат. Педагог привносит невольно дополнительную мотивацию для устройства семейной жизни и некоторого переустройства ее, ссылаясь на то важное, без чего не может быть максимального развития личности ребенка. Коррекция семейного воспитания становится коррекцией личности родителей.

Единое воспитательное поле создается, если родители приобщаются к реальной практической жизнедеятельности детей в школе, проживая вместе с детьми определенные ценностные отношения. Ребенок в этот момент как бы не видит грани между семьей и школой, видит лишь некое единство мира, в котором наивысшие ценности носят общий характер, выступая основополагающими элементами этого мира.

Третья слагаемая часть взаимодействия педагога и семьи практическая совместная работа детей и родителей, которую организовывает педагог. Обретая вместе с детьми определенные отношения в ходе праздника, концерта, беседы, игры, трудового дела, спортивного состязания и других форм совместной деятельности, родители переносят данное отношение в дальнейшую историю семейной жизни, привносят невольно новые отношения, которых раньше не было в семье. Эти изменения принципиальны, так как положительно соотносятся с основными ценностными отношениями воспитательной среды.

Вместе с тем, как отмечают педагоги практики чаще всего работа с родителями (семьей) сводится педагогами к деятельности, при которой семья является лишь объектом воздействия. В результате обратная связь не устанавливается, а возможности семейного воспитания не используются в полной мере.

Интересные рекомендации, помогающие преодолеть эти недостатки, дает Е. Н. Коренюгина, рассказывая о результатах, достигнутых в ходе практической деятельности социально-психологической службы Центра воспитательной работы Могилевского облисполкома.

За время существования службы сложились определенные модели взаимодействия с семьей, которые тесно взаимосвязаны и взаимодополняемы (см. схему 1). Они направлены на организацию социально-психологической помощи и поддержку родителям - создании для ребенка атмосферы социальной защищенности и психологического комфорта, в воспитании свободной, творческой, миролюбивой личности.

Образовательная модель

Эти мероприятия ориентированы не только на повышение психолого-педагогической компетентности родителей, но и на формирование у них позитивного отношения к учреждению внешкольного воспитания и обучения.

В рамках этой модели используются следующие формы:

"Университет для родителей". Для родителей воспитанников, посещающих кружки и секции ЦВР, предлагается тематика встреч с социальными педагогами и психологами. Встречи проходят 1—2 раза в месяц и носят характер активного обсуждения наиболее актуальных вопросов воспитания: эмоциональные взаимоотношения в семье; развитие познавательных и коммуникативных способностей ребенка; нарушения эмоционально-волевой сферы личности ребенка и т. д. Тематика встреч, с которой можно ознакомиться на информационном стенде, определяется обращениями родителей за консультациями к специалистам социально-психологической службы; при помощи анкетирования и во время встреч с родителями. Состав родителей, посещающих "Университет", сменный.

Клуб "Молодая семья". Опыт показывает, что современные родители, воспитывая детей, все больше нуждаются в помощи специалистов. И помощь нужна не только родителям неблагополучных групп, она нужна и благополучным семьям. Тем более, что многие родители заинтересованы в более грамотном и эффективном подходе к воспитанию своих детей. Для этого необходимы педагогические и психологические знания.

Задача клуба — предоставить родителям возможность повысить уровень своей психолого-педагогической культуры путем апробации на занятиях новейших методик взаимодействия с ребенком; обогатить свой родительский опыт в решении тех или иных проблем воспитания.

Клуб объединяет молодых родителей, активно интересующихся проблемами воспитания. В основном, это родители дошкольников 4—6 лет, посещающих Школу развития.

Клуб имеет свои нормативные документы: устав, план работы, кодекс обязанностей члена клуба. Формы организации заседаний: практикумы, тренинги, дискуссии, деловые игры и т. д.

План работы клуба согласуется с его членами (родителями), которые вносят изменения и дополнения в деятельность клуба в течение года. Заседания проходят 1—2 раза в месяц, состав родителей постоянный.

Практикум "Азбука для родителей". Частые обращения родителей детей 4—6 лет за помощью по различным проблемам коррекционной и развивающей работы вызвали необходимость в создании коррекционно-развивающей группы "Ваш успешный малыш". Одним из направлений работы этой группы является практикум "Азбука для родителей".

Коррекционная работа с ребенком не может быть успешной без параллельной работы с его матерью и отцом. С этой целью проводятся индивидуальные, групповые и совместные занятия с родителями и детьми, направленные на развитие взаимопонимания между ними; оптимизацию межличностного общения; развитие навыков социального взаимодействия.

Информирование через рубрики стенда СПС; родительские собрания; издаваемые методические пособия; деятельность руководителей кружков.

Особо хотелось бы остановиться на обогащении психолого-педагогического опыта работы с семьей руководителей кружков, которое предполагает:

  • обучающие семинары по проблемам взаимодействия с родителями (семьей): "Психолого-педагогическое просвещение молодой семьи: проблемы, поиск, пути взаимодействия", "Особенности работы с детьми и их родителями, находящимися в социально опасном положении" и др.;
  • практикумы "Формы взаимодействия с воспитанниками и родителями" и др.;
  • индивидуальные и групповые консультации;
  • выступления на методических объединениях, методических советах.

Коммуникативная модель

Предполагается создание благоприятных условий для самовыражения, помогающих как взрослым, так и детям обрести уверенность в себе, научиться открыто и искренне выражать свои чувства, причем как позитивные, так и негативные. Это помогает человеку жить в гармонии с самими собой, а следовательно, и с окружающими. Для того чтобы это стало осуществимым, мы используем:

Совместные праздники и игры как планирование и проведение семейного досуга. При этом между родителями, детьми и педагогами происходит обмен идеями, практическими советами по поводу предстоящего праздника.

Такой подход побуждает всех участников к творческому сотрудничеству, позволяет устранить отчужденность, развивать уверенность в решении многих проблем. Ценность праздников состоит еще и в том, что они позволяют взрослым "доиграть" свое детство, в игре стать "равным" ребенку.

Установились определенные традиции и взаимосвязь с кружками "Флористика", "Путь к успеху", Школой развития и др., в которых специалисты социально-психологической службы проводят совместные праздники, игры с родителями, детьми и педагогами.

Гостиная "Приглашаем в гости мам".

Проведение этих встреч ко Дню матери стало традиционным. Их цель — создание доверительной атмосферы и эмоционального комфорта между детьми и родителями, активизация интереса родителей к жизнедеятельности детского коллектива (кружка), формирование уважения к матери.

Гостиная "Согреем детские сердца" предназначена для отцов, которые воспитывают детей одни. С целью оказания им социально-педагогической поддержки и помощи в формировании навыков и умений позитивного общения родителей и детей, создания комфортной обстановки.

Практикум "Праздник в вашем доме". Размышление о празднике, сопоставление детских и взрослых представлений о нем, проигрывание игр, которые затем родители используют на домашних праздниках — все это способствует осознанию важности семейных праздников в воспитании и развитии детей, правильной организации семейного досуга.

Тренинги общения — специальные групповые занятия с родителями (по запросам), основной целью которых является развитие у членов тренинговой группы определенных навыков общения.

Консультационная модель

Проведение консультаций позволяет решать основную задачу воспитания родителей — помочь им понять себя, что содействует пониманию своих детей, воспитывает самоуважение, поскольку только уверенные в себе люди могут воспитать уверенных в себе, психически здоровых детей.

Модель включает в себя индивидуальные и групповые консультации по темам, вызывающим наибольший интерес родителей; тренинги[2 ,с.42].

В индивидуальной работе с родителями большое место занимает создание необходимых домашних условий для учебных занятий и трудовой деятельности школьников, а также осуществление контроля в семье за их поведением и соблюдением режима дня. Некоторые родители не уделяют этим вопросам должного внимания, что отрицательно сказывается на успеваемости и нравственном развитии учащихся. В отдельных семьях родители не заботятся об организации досуга детей и воспитания у них здоровых духовных потребностей. Не изжиты также факты, когда отдельные родители стремятся снять с себя ответственность за воспитание детей и полностью переложить ее на учителей. Все это, естественно требует соответствующей индивидуальной работы с родителями.

К индивидуальным формам работы следует отнести беседы с родителями дома, консультации родителей по отдельным вопросам обучения и воспитания. Распространенной формой является посещение семьи учащегося. Это дает возможность знакомства с семейными условиями, составом семьи; выяснить характер будущего ученика, его интересы, склонности; отношение ребенка к родителям, сестрам, братьям; что умеет делать и каковы трудовые обязанности ребенка в семье. К каждому посещению нужно готовиться.

Плановые посещения семей учащихся создают атмосферу деловых взаимоотношений учителя с семьей, взаимную заинтересованность в успехе обучения и воспитания ребенка. Исключительно важно для педагога соблюдать при посещении некоторые правила: не идти не прошенным, а постараться любыми путями получить приглашение от родителей; проявлять высокий такт в разговоре с родителями; всегда начинать с похвалы и комплиментов; говорить о проблемах, подсказывая пути их решения; беседовать в присутствии учащегося только в исключительных случаях, все должно происходить конфиденциально. [2,с.42].

Анализ особенностей сельской социальной среды и возможностей ее влияния на процесс семейного воспитания позволил выделить и обосновать основные моменты социально-педагогической работы с семьей с учетом специфики и педагогических возможностей сельского социума:

1. Тесный и частый контакт социального педагога с семьей, осуществление постоянного наблюдения за ее жизнедеятельностью в социуме, чему способствует локальность сельской среды, небольшое количество, малая плотность населения и его стабильность.

2. Использование особенностей межличностных взаимоотношений (тесные родственные и соседские связи, естественное интенсивное межвозрастное общение, "публичность" жизни, открытость общения, особая близость отношений, большая роль общественного мнения) как социально-педагогического средства получения оперативной информации о положении ребенка в семье, имеющихся проблемах, связанных с его воспитанием, с целью выявления неблагополучных семей, а также воздействия ближайшего социального окружения семьи на педагогические установки родителей и характер внутрисемейных отношений.

3. Проведение работы (посредничество, информирование) по оказанию материальной помощи малообеспеченным семьям. Использование более развитой на селе (по сравнению с городом) системы неформальной семейной поддержки: родственной, соседской, дружеской для организации помощи семьям.

4. Возможность более широкого привлечения к процессу семейного воспитания ближайших родственников семьи (бабушек/ дедушек, старших детей и др.) ввиду большего, чем в городе, числа многопоколенных и многодетных семей.

5. Интенсивная, работа по оздоровлению окружающей среды, семейного социума, повышению культуры здорового образа жизни, бытовой культуры членов сельской семьи с обязательным использованием педагогических возможностей сельской социальной среды (местных учреждений образования, здравоохранения, Дома культуры, сельского Совета, органов правопорядка, производственных предприятий, общественности (в первую очередь, старшего поколения), семей, имеющих высокую жилищно-бытовую культуру, образцовую усадьбу и т.д.).

6. В связи с большим числом в сельской местности неблагополучных семей, доминирующими факторами неблагополучия которых являются пьянство родителей и уклонение их от выполнения родительских обязанностей, предполагается выделение в качестве одного из приоритетных направлений проведение реабилитационно-профилактических мероприятий с членами таких семей с максимальным использованием не только местного потенциала, но и обязательной организацией выездных групп специалистов районного уровня (органов охраны детства, правоохранительных органов, санитарно-гигиенических служб, наркологов, психотерапевтов, социальных педагогов, психологов, сотрудников общественных организаций, представителей религиозных конфессий и др.).

7. Более активное и широкое использование (в условиях практически отсутствия на селе культурно-досуговых учреждений) педагогического потенциала традиций общинной жизни, народной культуры, сохранение и развитие народных промыслов, ремесел, обычаев, обрядов для вовлечения членов семьи в общественно значимую культурно-творческую деятельность с целью организации семейного досуга, обогащения педагогического опыта родителей, повышения культуры межличностных отношений, формирования у членов семьи социально значимых ценностных ориентации, повышения ответственности за ее благополучие.

8. Проведение просветительской работы, направленной на восстановление, сохранение и развитие народных традиций семейного воспитания: воспитание "всем миром"; забота сельского сообщества о формировании у детей уважительного отношения к "малой родине", труду на земле, старшим, родителям (прежде всего, почитание матери), животным и природе, чувства дома, семейного очага; взаимопомощь, милосердное отношение к неимущим, немощным, детям-сиротам; активное участие членов сельской семьи в семейных и общественных обрядах белорусского народа, бережное отношение к обычаям, воспитание у детей с ранних лет трудолюбия, подготовка мальчиков и девочек к будущей семейной жизни (в соответствии с социальными ролями мужа и жены) и др.

9. В связи с большей потребностью у сельских жителей, по сравнению с городскими, в тесных межличностных связях, "публичных", общинных формах общения, в работе с сельскими родителями отдавать предпочтение групповым, открытым формам работы (родительские сходы, собрания, конференции, Советы общины и др.).

10. Уделять больше внимания решению проблемы соблюдения в работе с членами сельской семьи необходимого уровня конфиденциальности (ввиду локальности, открытости, прозрачности жизни семьи, в том числе и частной жизни самого социального педагога).

11. Учет специфики сельскохозяйственного труда, которым преимущественно заняты сельские родители (в первую очередь, его сезонность, ненормированность рабочего дня), а также особенностей их домашнего труда (уход за домашними животными, работа на приусадебном участке, сбор лесных ягод и грибов, заготовка дров и т.п.) при организации социально-педагогической работы (выбор форм и методов, установление сроков и графиков проведения).

12. Превращение школы в силу ее приоритетной роли в сельском социуме как центра духовной жизни села в общинный социально-педагогический семейный центр (с привлечением к его работе специалистов других социально-государственных, структур) для оказания своевременной социально-педагогической помощи семьям, испытывающим трудности в воспитании детей, а также для проведения профилактической работы с ними.

Заключение

Воспитательная роль семьи как наидревнейшей формы семейной организации с момента зарождения основывалась и основывается на природных стремлениях и действиях человека. Естественность тесной семейной жизни, удовлетворение потребностей, общность интересов старших и младших членов семьи заключают в себе неограниченные и бесценнейшие возможности в воспитании подрастающего поколения.

Успех воспитания в семье может быть обеспечен в том случае, когда созданы благоприятные условия для роста и всестороннего развития ребенка. Основными условиями успеха в воспитании детей в семье можно считать наличие нормальной семейной атмосферы, авторитета родителей, правильного режима дня, своевременного приобщения ребенка к труду.

Вместе с тем, на современном этапе постоянно происходит перестройка политического, экономического, социального и культурного укладов жизни общества и государства, что в значительной мере влияет на изменение семейного воспитания и непосредственного самой семьи, которая претерпевает значительные изменения.

Современные семьи переживают не лучшие времена. Сельские семьи, в частности, сталкиваются с целым рядом проблем, главные из которых - недостаточный уровень родительской ответственности, психолого-педагогической культуры, неуверенность родителей в собственной педагогической позиции, семейная конфликтность, вызванная материальными и жилищно-бытовыми затруднениями, разногласиями взрослых членов семьи в вопросах воспитания детей, низкой культурой общения, пьянством кого-либо из родителей; недостаток у родителей времени для общения с детьми, возможностей для организации семейного и детского досуга, развития интересов и способностей детей; несформированность у многих детей целого ряда социально значимых качеств; недостаточное участие в воспитании детей отца, других близких родственников; практически отсутствие каких-либо традиций в области воспитания детей, постепенное разрушение, забвение народных традиций семейного воспитания; недостаточное использование родителями потенциала сельской социальной среды (в частности, помощи специалистов) и др.

Решению этих проблем должна помочь социально-педагогическая служба. Принципы, формы и методы этой работы изложены в данной работе.

Важнейшим условием эффективности семейного воспитания в сельском социуме является использование в качестве одного из принципов социально-педагогической работы на селе принципа социального партнерства, который позволяет реализовывать в наибольшем объеме комплексный подход и принцип территориальности, способствует оказанию многосторонней помощи, направленной на создание благоприятных условий для семейного воспитания в сельском социуме.

Список использованной литературы

  1. Бордовская., Н.В. Реан А.А. Педагогика. (Учебник для вузов) СПб: Издательство “ Питер”,2000. – 304 с.
  2. Коренюгина Е. Н.. Модели сотрудничества социально-психологической службы с семьей// Сацыяльна-педагагiчная работа", № 10, 2007 с.с. 39-42
  3. Краснова В.Г. Педагогические аспекты в социальной работе: Учебное пособие. — Волгоград: Изд-во Волгогр. гос. ун-та, 2004.-60 с.
  4. Лодкина Т. В. Социальная педагогика. Защита семьи и детства : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Т. В.Лодкина. — 2-е изд., доп. и испр. — М. : Издательский центр «Академия», 2007. — 208 с.
  5. Макаренко А.С. Лекции о воспитании детей. –Мн., 1978. –20 с.
  6. Молодая семья: проблемы и перспективы социальной поддержки: монография / Краснояр. Гос. ун-т, Юрид. Ин-т, соц.-правовой факультет; под общей редакцией Е.В. Жижко и С.Д. Чигановой. – Красноярск: РУМЦ ЮО, 2005. – 300 с.
  7. Педагогика: Учебное пособие // Под ред. Пидкасистого П.И. – М., 1998 – 493с. 4
  8. Пидкасистый П.И. Педагогика. – М.; 1998. – 495с.
  9. Пыкша Е. В. Работа социального педагога с сельской молодежью// Сацыяльна-педагагiчная работа", № 3, 2007с.с.49-52
  10. Сазонова С. М. Методические аспекты социально-педагогической поддержки сельской семьи в сфере воспитания детей// Сацыяльна-педагагiчная работа", № 2, 2007 с.с.41-48
  11. Сарычева С. А. Социально-педагогическая и психологическая служба сельских учреждений образования Минской области: проблемы и пути их решения// Сацыяльна-педагагiчная работа", № 2, 2007 с.с. 9-12
  12. Соловцова, II. А. Социальная педагогика: учебник для ст-тов пед. вузов/И. А. Соловцова. Н. М. Борытко: под ред. Н.М. Борытко.— Волгоград: Изд-во ВГИПК РО. 2006.— 40 с. (Сер. «Гуманитарная педагогика». Вып. 8).
  13. Социальная педагогика: курс лекций (введение в профессию "социальный педагог", основы социальной педагогики, основы социально-педагогической деятельности)" Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений – М., Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 416 с. Авторы: Галагузова М.А. , Галагузова Ю.Н. , Штинова Г.Н. , Тищенко Е.Я. , Дьяконов Б.П.
  14. Социальная работа: теория и организация: пособие для студентов вузов / П.П. Украинец, СВ. Лапина, С.Н. Бурова и др. ; под ред. П.П. Украинец, СВ. Лапиной. – 2-е изд. – Минск : ТетраСистемс, 2007. – 288 с.
  15. Степаненков Н.К. Педагогика. – Мн., 1998. – 390с.
  16. Фирсов, М.В. Технология социальной работы: учеб. пособие для вузов / М.В. Фирсов. — М.: Академический Проект, 2007. —432 с.
  17. Шакурова М.В. Социальное воспитание в школе: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. А. В. Мудрика. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 272 с.