Семейный туризм как профилактика девиантного поведения школьников

Тип работы: Курсовая работа
Цена: Бесплатно
(Время чтения: 23 - 45 минуты)

User Rating: 0 / 5

Введение

Девиантное поведение, понимаемое как отклонение от социальных норм, приобрело в последнее время массовый характер, что поставило это явление в центр внимания социологов, педагогов, психологов, медиков, работников правоохранительных органов.

Одна из основных причин, вызвавших массовое распространение в молодежной среде курения, употребления алкоголя и наркотических средств - это происходящие перемены в стране. Ввиду кризисной ситуации государство отвернулось от нужд подрастающего поколения. Подтверждением тому является повсеместная доступность, дешевизна алкогольной продукции, снятие уголовной ответственности за употребление наркотических веществ, отсутствие системы мер в борьбе с вредными привычками, как факторами риска.

Проводить профилактику намного проще, чем в последствии пытаться что-то изменить. Но, к сожалению, в нашем обществе до сих пор не предпринимается достаточно мер для профилактики девиантного поведения молодёжи.

Существующие социальные проблемы (наркомания, агрессивность, алкоголизм и т.д.) заставляют нас задуматься о том, почему это происходит. Почему ребенок изначально открытый и устремленный к добру, взрослея, постепенно приобретает асоциальный тип поведения. Дефицит таких понятий, как милосердие, доброта, уважение друг к другу в нашем обществе все чаще приводит к равнодушному отношению к судьбе ребёнка.

Очень часто причины девиантного поведения несовершеннолетних кроются в семье. Семья является одним из важнейших институтов ранней социализации. В семье ребенок усваивает наиболее фундаментальные, базисные ценности, нормы, поведенческие стереотипы, формируется эмоциональная сфера его психики. Дефекты раннего семейного воспитания очень трудно исправимы.

Работа с семьей на современном этапе усложнилась и требует новых форм и методов, новых подходов. Воспитательная функция семьи серьезно нарушена, она задавлена проблемой выживания, поиском средств к существованию, значимость семьи пошатнулась. Отношения детей и родителей свернуты до минимума. Именно поэтому сейчас особое место занимает задача укрепления и развития семьи, как важнейшей среды формирования и воспитания человека.

Активнейшее воздействие семья оказывает на развитие духовной культуры, на социальную направленность личности, мотивы поведения. Являясь для ребенка микромоделью общества, семья оказывается важнейшим фактором в выработке системы социальных установок и формирования жизненных планов.

Общественные правила впервые осознаются в семье, культурные ценности общества потребляются через семью, познание других людей начинается с семьи. Диапазон воздействия семьи на воспитание детей столь же широк, как и диапазон общественного воздействия.

В организации семейного досуга обнаруживается немало ошибок: слишком много времени дети находятся у телевизора, мало бывают на свежем воздухе, родители зачастую недостаточно уделяют времени своим детям, ссылаясь на занятость, усталость и т. п. Преодолеть эти ошибки — задача современной семьи.

Исследованиями последних лет убедительно доказано, что туристско — краеведческая деятельность является эффективнейшим комплексным средством гармоничного развития личности. Туристско — краеведческая деятельность, методика ее организации, нацеленный на всестороннее, гармоничное развитие личности ребенка, его воспитание, социальную адаптацию, формирование здорового образа жизни [15, с.43].

Вместе с тем, в наше время наблюдается почти полное забвение именно семейного туризма, с его могучим, до сего времени невостребованным в полной мере воспитательным потенциалом, его отодвинутость на задворки педагогической науки.

Недостаточное использование семейного туризма в воспитании подрастающего поколения, может быть объяснено слабой научно — методической и педагогической разработанностью данной проблемы. Специального исследования семейного туризма в системе дополнительного образования нами не обнаружено. Так же как не обнаружены и попытки решения проблем воспитания подростков в системе дополнительного образования средствами семейного туризма в доступной нам литературе.

Целью данной работы является рассмотреть влияния семейного туризма на профилактику девиантного поведения у детей.

Объект – семейный туризм.

Субъект – дети с отклоняющимся поведением.

Задачи:

1. Определить, что такое девиантного поведение.

2. Проанализировать семейный туризм в контексте семейного воспитания.

3. Определить влияния семейного туризма на развитие детей.

Методы:

1. Сбор необходимой литературы.

2. Изучение литературы.

3. Описание.

4. Анализ.

1. Определение девиантного поведения

Оценка любого поведения всегда подразумевает его сравнение с какой-то нормой, проблемное поведение часто называют девиантным, отклоняющимся.

Девиантное поведение – это система поступков, отклоняющихся от общепринятой или подразумеваемой нормы (психическое здоровье, права, культура, мораль) [5, с.12].

Девиантное поведение подразделяется на две большие категории. Во-первых, это поведение, отклоняющееся от норм психического здоровья, подразумевающее наличие явной или скрытой психопатологии. Во-вторых, это поведение антисоциальное, нарушающее какие-то социальные и культурные нормы, особенно правовые. Когда такие поступки сравнительно незначительны их называют правонарушениями, а когда серьёзны и наказываются в уголовном порядке – преступлениями. Соответственно говорят о делинквентном (противоправном) и криминальном (преступном) поведении.

Делинквентность обычно начинается со школьных прогулов и приобщения к асоциальной группе сверстников. За этим следует мелкое хулиганство, издевательство над младшими и слабыми, отнимание мелких карманных денег у малышей, угон (с целью покататься) велосипедов и мотоциклов. Реже встречаются мошенничество и мелкие спекулятивные сделки, вызывающее поведение в общественных местах. К этому могут присоединиться «домашние кражи» небольших сумм денег. Все эти действия в несовершеннолетнем возрасте не являются поводом для наказания в соответствии с Уголовным кодексом [9, с.31].

Однако дети и подростки могут проявлять большую делинквентную активность и тем причинять много беспокойства. Обычно именно делинквентность служит наиболее частой причиной для разбирательств в комиссиях по делам несовершеннолетних.

Детский и юношеский возраст вообще и ранняя юность в особенности представляют собой группу риска.

Делинквентность далеко не всегда связана с аномалиями характера, с психопатологиями. Однако при некоторых из этих аномалий, включая крайние варианты нормы в виде акцентуаций характера, имеется меньшая устойчивость в отношении неблагоприятного воздействия непосредственного окружения, большая податливость пагубным влияниям.

Появление социально неодобряемых форм поведения говорят о состоянии, называемом социальной дезадаптацией. Как бы ни были разнообразны эти формы, они почти всегда характеризуются плохими отношениями с другими детьми, которые проявляются в драках, ссорах, или, например, агрессивностью, демонстративным неповиновением, разрушительными действиями или лживостью.

Они также могут включать антиобщественные поступки, такие, как воровство, прогулы школы и поджоги. Между этими различными формами поведения существуют важные связи. Они проявляются в том, что те дети, которые в раннем школьном возрасте были агрессивными и задиристыми, став старше, с большей вероятностью станут проявлять склонность к асоциальному поведению.

Синдром социальной дезадаптации гораздо чаще встречается среди мальчиков. Что отчётливо проявляется в случаях антиобщественных поступков.

Подросткам с так называемыми социализированными формами антиобщественного поведения не характерны эмоциональные расстройства и, более того, они легко приспосабливаются к социальным нормам, внутри тех антиобщественных групп друзей, влияние которых сильнее, чем родственников, к которым принадлежат. Такие дети часто происходят из больших семей, где применяются неадекватные меры воспитания и где антиобщественные формы поведения усваиваются из непосредственного семейного окружения [9, с.75].

Наоборот, плохо социализированный, агрессивный ребёнок находится в очень плохих отношениях с другими детьми и со своей семьёй. Негативизм, агрессивность, дерзость и мстительность – вот основные черты его характера.

Все формы отклоняющего поведения закономерно приводят к нарушению законодательных норм. Выход за рамки социальных правил, сопровождающийся необычайной жестокостью, всегда подозрителен как возможная психическая аномалия.

Девиантные и делинквентные формы поведения – это приспособление к социальным и психологическим реалиям отрочества и юности, хотя и осуждаемое обществом за свой экстремизм [5, с.21].

2. Влияние семьи на становление личности ребенка

Человек испытывает воздействие семьи со дня рождения до конца своей жизни. Значит, семейному воспитанию свойственны непрерывность и продолжительность. И в этом с семьей не может сравниться ни один другой воспитательный общественный институт.

Характерная особенность воспитательного влияния семьи на детей — его устойчивость. Обычно правильное отношение родителей к воспитанию детей раннего и дошкольного возраста положительно отражается потом на их учебной, трудовой и общественной активности. И наоборот, недостаточное внимание родителей к воспитанию детей преддошкольного и дошкольного возраста отрицательно отражается на их общественной активности даже тогда, когда они уже обучаются в школе.

В семье воспитываются и взрослые, и дети. Особенно важное значение имеет ее влияние на подрастающее поколение. Поэтому воспитательная функция семьи имеет три аспекта. Первый — формирование личности ребенка, развитие его способностей и интересов, передача детям взрослыми членами семьи (матерью, отцом, дедушкой, бабушкой и др.) накопленного обществом социального опыта; выработка у них научного мировоззрения, высоконравственного отношения к труду; привитие им чувства коллективизма и интернационализма, потребности и умения быть гражданином и хозяином, соблюдать нормы социалистического общежития и поведения; обогащение их интеллекта, эстетическое развитие, содействие их физическому совершенствованию, укреплению здоровья и выработке навыков санитарно- гигиенической культуры. Второй аспект—систематическое воспитательное воздействие семейного коллектива на каждого своего члена в течение всей его жизни. Аспект третий—постоянное влияние детей на родителей и других взрослых членов семьи, побуждающее их активно заниматься самовоспитанием [15, с.45].

Успех выполнения этой функции зависит от воспитательного потенциала семьи. Он представляет собой комплекс условий и средств, определяющих педагогические возможности семьи. Этот комплекс объединяет материальные и бытовые условия, численность и структуру семьи, развитость семейного коллектива и характер отношений между его членами. Он включает идейно - нравственную, эмоционально-психологическую и трудовую атмосферу, жизненный опыт, образование и профессиональные качества родителей. Большое значение имеют личный пример отца и матери, традиции семьи. Следует учитывать характер общения в семье и ее общение с окружающими, уровень педагогической культуры взрослых, в первую очередь матери и отца, распределение между ними воспитательных обязанностей, взаимосвязь семьи со школой и общественностью. Особый и весьма важный компонент—специфика самого процесса семейного воспитания.

Семейные традиции — один из основных способов воспитания, т.к. прежде, чем попасть в школу, ясли, другой коллектив, ребенок познает себя и идентифицирует в семье. Традиции нескольких поколений, позволяют ребенку осознать свою связь бабушками, дедушками, общими предками, позволяют ребенку гордиться своей семьей. К сожалению, в наше сложное время, когда были разрушены многие семьи, многие родственники утратили связь, почитать семейные традиции стало очень сложно. Тем сильнее потребность выработать традиции свои собственные, помогающие семье чаще собираться вместе с тем, чтобы люди, живущие под одной крышей чувствовали себя настоящей семьей.

Здесь встает вопрос о том, какие традиции, которые вырабатываются в семье, наиболее значимы. Неплохо, если в семье сложилась традиция проводить каждое лето в путешествии, это расширяет круг знакомств, помогает ребенку узнать и увидеть мир, учит его общению. К сожалению, очень немногие могут себе это позволить. Но, разумеется, это не означает, что нужно отказываться от соблюдения каких-то общих правил в принципе. Традицией могут стать и необычные встречи нового года или дня рожденья, совместные поездки за город, даже субботние обеды, — когда дети знают, что в этот день и в это время их в семье очень ждут. Такие традиции способствуют сближению, идентификации себя, как члена семьи, способны поднять самооценку ребенка, когда он осознает, что дома его не только кормят, что это место, где можно поделиться своими переживаниями, новыми впечатлениями. Все это скажется на формировании личности ребенка, будет способствовать ее гармоничному развитию.

Свободное время — одна из важнейших социальных ценностей, незаменимое средство восстановления физических и духовных сил человека, всестороннего развития личности. Повышению роли досуга способствуют правильный ритм и режим жизни семьи, разумное распределение обязанностей между ее членами, планирование труда и отдыха. В целом досуг является как бы зеркалом зрелости человека как личности: по характеру его досуга о человеке можно сказать очень многое.

Семейный досуг включает в себя: чтение, слушание радио, просмотр телепередач, встречи с родственниками, друзьями и знакомыми, посещение библиотек, театров, концертных залов и кинотеатров; проведение ежегодного отпуска; посещение парков, туристские походы, экскурсии, прогулки на природу; занятия спортом, участие в соревнованиях.

Семейный досуг должен строиться, исходя из основных сфер семейных отношений и учитывая все функции семьи. Сегодня большое значение придается семейному отдыху. Отдыхая и общаясь, участвуя в совместных конкурсах и программах, родители и дети учатся быть ближе друг к другу. Совместные беседы и конференции с участием специалистов-медиков, психологов, социальных работников, помогают поколениям в семье находить общий язык, учиться терпимости и вниманию по отношению друг к другу.

Две трети современных семей в Российской Федерации не имеют увлечений. Ими могут быть спорт, туризм, прикладное искусство, музыка, танец и др.. Одну треть семей вообще называют «неблагополучными», воспитанию детей в них не придается никакого значения. Но есть семьи, которые активно проводят свой досуг вместе: замечено, что такие семьи более сплоченные, менее конфликтные, дети из таких семей реже становятся асоциальными элементами [12, с.32].

3. Семейный туризм как форма досуговой деятельности и его роль в профилактике девиантного поведения

Можно выделить следующие причины формирования отклоняющегося поведения детей:

- повышенная тревожность и обостренное чувство одиночества;

- социально-педагогическая запущенность и безнадзорность;

- наличие проблем, с которыми трудно справиться;

- влияние ближайшего окружения;

- особенности ценностно-нормативной системы микросоциального окружения, ошибки семейного воспитания и пр.[9, с.27].

Современный подход к проблеме профилактики девиантного поведения детей определяет сущность профилактической работы, которая заключается в предупреждении формирования зависимости от психоактивных веществ, имеет отношение к избеганию проблем, связанных с возникновением и развитием зависимостей вредных привычек.

Профилактика девиантного поведения детей выполняет функции первичной профилактики и касается всех сфер жизни: семьи, образовательной среды, общественной жизни в целом. Профилактическая деятельность должна носить «опережающий» характер.

К отклоняющемуся от общепринятых норм поведению относятся: правонарушения, пьянство, наркомания, проституция, самоубийство, пристрастие к азартным играм, бюрократия и пр. Это политика уйти от общества, от решения жизненных проблем, преодолеть состояние неуверенности и беспокойства [28, с.24].

Основа воспитания в демократическом обществе — семья.

Личность подрастающего человека формируется не в вакууме, не сама по себе, а в окружающей его среде. Трудности поведения детей могут быть обусловлены особенностями той или иной семьи. Большое значение имеем то место, которое занимает ребенок в жизни своей семьи, традиции семьи, то, как организована работа в семейном коллективе, как проходит совместный досуг членов семьи.

Наиболее универсальным видом проведения совместного досуга является туризм. Семейный туризм – это прекрасная форма проведения совместной деятельности, общения. Безусловно, семейный туризм способствует укреплению семьи.

Наиболее универсальным видом проведения совместного досуга является туризм с его могучим, как показывает опыт, до сего времени невостребованным в полной мере воспитательным потенциалом.

Семейный туризм – это прекрасная форма проведения совместной деятельности, общения. Безусловно, семейный туризм способствует укреплению семьи и профилактики ассоциативного поведения у детей.

Туризм – временный выезд граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в оздоровительных, познавательных, профессионально – деловых, спортивных, религиозных и иных целях, без занятия оплачиваемой деятельностью в стране пребывания или месте [11, с.27].

Рекреационный туризм - это передвижение людей в свободное время в целях отдыха, необходимого для восстановления физических и душевных сил человека. Для многих стран мира этот вид туризма является наиболее распространенным и массовым [11, с.18].

Весь мир путешествует. Сегодня мировой туризм и путешествия — наиболее динамично развивающийся сектор человеческой деятельности.

Но туризм — это еще и спорт и вид активного отдыха для всех. С каждым годом увеличивается число желающих провести отпуск или выходные дни за чертой города: в зеленой дубраве, на берегу реки или озера. Тяга к перемене мест, к путешествиям присуща людям любых возрастов. Ведь даже кратковременный поход по намеченному маршруту помогает снять усталость, отвлечься от привычной обстановки на работе и дома, дает громадный заряд бодрости, обогащает впечатлениями.

В спортивном туризме морально-нравственное воспитание туриста-спортсмена органично сочетается с пропагандой здорового образа жизни. Стремление к достижению лучшего спортивного результата способствует воспитанию целеустремленности, настойчивости, развитию эмоционально-волевой сферы личности, компенсаторных возможностей и уверенности в себе.

Туризм усиливает восприятие обучающимися краеведческого материала. Активизация восприятия достигается за счет зримости, «жизненности» объекта: возможность увидеть места исторических событий, природу и сохранившиеся памятники определенной эпохи [25, с.49].

В пеших, лыжных, водных, велосипедных походах — кому что правится — можно многому научиться, расширить свой кругозор, встретиться с интересными людьми, обогатить интеллект. В такой поход хорошо отправиться всей семьей летом и зимой, весной и осенью. Для туризма но бывает плохой погоды. Отдых на лоне природы полезен и любое время года и молодым, и пожилым людям.

А главное: если родителям надоело общаться с ребенком урывками, разрываясь между ним, работой и заедающим бытом, если им грустно оттого, что воспитанием наследника занимаются нянечки, учителя, соседи, улица - все, кто угодно, кроме них самих, если они вдруг почувствовали, что просто по-отцовски (по-матерински) любят свое чадо и готовы ради него поступиться некоторыми своими претензиями, - значит, эти родители созрели для семейного похода.

Именно во время путешествия члены семьи оказываются в условиях, далеких от однообразного выматывающего быта, а, следовательно, восприятие и понимание друг друга становиться иным. Дети в условиях походной жизни занимают совсем иное место в семейных взаимоотношениях. Они становятся полноправными и самостоятельными членами туристской группы, а соответственно и семьи. Путешествие дает возможность не только ухаживать за детьми, но и общаться с ними, открывать их многие скрытые до этого черты характера.

Практика показывает, что только приблизительно с трех лет дети вполне осмысленно и с пользой для себя могут вместе с родителями участвовать в походах, в основном в походах выходного дня. Такие походы - дело весьма серьезное в смысле воспитания детей, и главная задача на этом этапе заключается в том, чтобы научить ребенка отдыхать активно и привить ему элементарные спортивно-туристские навыки и навыки путешествий.

Свои отпуска многие родители теперь планируют так, чтобы неделю-другую провести вместе с детьми. В выходные дни начали чаще выбираться за город. Целью похода могут быть любые природные объек-ты, памятники, музеи.

Поход имеет, как правило, спортивную цель и познавательную. Легко переносятся ребятами и продолжительные, иногда с ночевкой, выходы за ягодами, грибами. Дети, заранее уведомленные, куда и зачем они идут, непременно хотят пройти маршрут до конца, и редко кто из них капризничает, просится раньше времени домой.

Быстро становиться заметно насколько увереннее, самостоятельнее и коммуникабельнее дети, прошедшие школу туризма. Они охотнее предлагают помощь, без напоминаний выполняют свои обязанности, их отличает более ровное и доброжелательное отношение к другим людям, в том числе и к своим сверстникам. Туристская группа - великолепная модель обучения человечности отношений. Находясь в походе вместе со взрослыми, ребята без особых воспитательных действий перенимают не только манеры и интересы взрослых, но и их философию, взгляды. И если нравственная атмосфера в туристской группе здоровая, то трудно переоце-нить пользу, которую ребята получат, участвуя в походе.

Семейный туризм - одна из форм проведения свободного времени. Он дает возможность более тесного общения с детьми, мужем, друзьями. Благодаря нему семья чаще выбирается на природу, открывает для себя новые места, получает определенный минимум физической нагрузки. В зависимости от времени года и наличия свободного времени можно становиться на лыжи, садиться на велосипеды или в байдарки или идти пешком. По продолжительности походы колеблются от одного-двух до пяти и более дней. Подобная незаорганизованность, увлечение различными видами туризма значительно обогащают досуг [11, с.27].

Притягательность туризма во многом объясняется тем, что он связан с движением и природой, общением и открытием новых мест, познанием и радостью преодоления собственных слабости и лени.

Лучше идти в семейный поход с единомышленниками и приятными вам людьми. Любые шероховатости в общении, как бы вы это ни скрывали, тут же становятся достоянием детей. Внимательно отнеситесь также к симпатиям и антипатиям ребят. Если ваш сын или дочка наотрез отказываются общаться с ребенком ваших друзей, лучше не тащить их на один маршрут, тем более многодневный.

Желательно, чтобы у каждого ребенка в походе был сверстник или хотя бы ребенок близкой ему возрастной группы. Если же этого не получилось, постарайтесь наладить между детьми такие отношения, чтобы никто из них не был ущемлен. В пеших и горных походах темп движения семейных групп гораздо ниже, чем в обычных взрослых. Это обуславливается как физическими возможностями детей, так и особенностями их характеров.

Туристские маршруты могут быть построены по различным схемам.

Линейная - маршрут начинается в одном пункте и заканчивается в другом. Сложность его в том, что весь груз приходится постоянно нести на себе. Поэтому данную схему лучше применять для непродолжительных и несложных пеших и горных походов, а также для велосипедных и водных.

Кольцевая - разновидность линейной. При ней начало и конец путешествия находятся в одной точке. Она удобна для организации приезда и отъезда общественным транспортом.

Линейно-радиальная представляет собой как бы укороченную линейную: из отдельных пунктов маршрута группа или часть ее делает одно- и многодневные выходы по окрестностям и к интересным экскурсионным объектам. Этот способ прохождения маршрута позволяет в случае необходимости уменьшить нагрузку на детей, пожилых людей и т. д., так как они могут оставаться в промежуточных лагерях, а также сочетать различные виды туризма, например велосипедный и пешеходный, водный и пешеходный.

Радиальная предусматривает совершение однодневных и многодневных походов из одного базового лагеря. Она удобна для групп с большим количеством маленьких детей, а также для тех, кто совмещает туризм со сбором ягод, грибов, рыбной ловлей [11, с.29].

Когда идете в поход с детьми, необходимо позаботиться о раз-влечениях. Можно взять с собой мячи - волейбольный, футбольный, один-два теннисных мячика с ними можно играть в лапту, «летающие тарелки», скакалки. Во время длинных переездов и затяжных дождей пригодятся шахматы, шашки. Рекомендуются для этих целей и интеллектуальные игры. Нужно разрешить маленьким детям взять с собой в поход любимые игрушки, конечно, если они не гигантских размеров. Нелишними на маршруте окажутся и фломастеры, кисти, краски, бумага для рисования и книги [11, с.65].

Дети обычно приходят в восторг от единой для всех участников похода символики и «униформы», которой могут быть одинаковые футболки или шапочки, нашейные косынки и т. д. Несложные эмблемы, аппликации легко изготовить самим, так же, как и одинаковые для всей группы значки. Для этого можно использовать серийные значки с покрытием из прозрачного оргстекла, заменив вставленные в них картинки на изготовленные своими руками [11, с.67].

Когда в группе есть дети, которым трудно выдержать долгий промежуток между приемами пищи, то самое разумное - не мучить их и дать что-нибудь съесть. Необходимо также помнить, что все дети в группе равны. И если давать шоколадку или яблоко только одному, то это жестоко по отношению к другим. Все должно делиться поровну. Поэтому не нужно держать «тайный узелок» со сладостями для своего ребенка. Съеденное втихомолку не принесет ему большой радости, зато выработает жадность и скверность характера, лишит расположения друзей [11, с.73].

В семейном походе значительная часть времени отводится на биваки, поэтому необходимо отнестись к их устройству нужно серьезно.

Прежде всего нужно правильно выбирать место.

Останавливаться на ночевку лучше всего за несколько часов до наступления темноты. Тогда можно без спешки и особых нервных усилий разбить лагерь, справиться со всеми хозяйственно-бытовыми делами, накормить детей, и еще останется время на общение, отдых и т. д. Более ранняя остановка необходима и в целях безопасности детей: важно успеть проверить площадку, предупредить ребят об опасных местах.

Если мужских дел нет или они позади, а женщины все еще маются у костра, готовя обед или моют посуду, стирают, возятся с детьми, то тут мужчины просто обязаны взять часть забот на себя. Ленивый взрослый не только вносит диссонанс в слаженную работу группы и вызывает раздражение, но и заражает бездельем других, особенно детей. Нет ничего более безнравственного, чем безделье во время общей работы.

Дети в походе должны трудиться. Не только дежурства, но и организация бивака, ремонт снаряжения, подготовка различных мероприятий, сбор хвороста, ягод, грибов - по силам ребенку. Надо только предложить ему тот участок работы, с которым он справится. Если правильно преподнести необходимость работы, то они даже самым неприятным делом, в том числе и мытьем посуды, занимаются с удовольствием [11, с.81].

Отношение детей к труду во многом зависит от психологической обстановки в коллективе и личного отношения взрослых к работе. Если моют посуду и варят суп с таким видом, будто их насильно заставили, вряд ли дети почувствуют радость от выполнения этих же дел.

Для активизации ребят нужно придумать каждому из них определенное задание. Дети очень честолюбивы, и если одного ребенка назначили костровым, то и для других должны быть подысканы «должности». Мальчики охотнее всего возятся с костром и ремонтом снаряжения, девочкам постарше поручите занятия с малышами. Каждый из них охотно бросится выполнять любую вашу просьбу или поручение, если они будут произнесены дружелюбным тоном. Обязательно нужно благодарить детей за выполненную работу и оказанную помощь, а если что-то у ребенка не сладится, то не отстранять его, и тем более - не ругать, а научить и помочь справиться с работой.

Дети должны работать, но не переутомляться психологически и физически. Один из способов достижения этого - облечь работу в форму игры. Пусть они вообразят себя Робинзонами, первопроходцами, партизанами, - и любая работа - тот же сбор хвороста - приобретет иной, более притягательный вид. Игровой элемент в походе необходим, он снимает усталость, дает психологическую разрядку. Обязательно при устройстве бивака и во время дневки нужно организовать дело так, чтобы у ребят было достаточно личного времени [11, с.89]. Лучше пройти меньше, зато хорошо оглядеться вокруг, не изматывать себя приготовлением изысканных блюд, зато устроить веселый концерт или забавные состязания. Поход без радости - не поход. В нем должно найтись место развлечениям, особенно если с вами дети. «Любая дневка, - утверждает Д. Шмайгер, - должна быть для ребят не днем безделья, а Днем Захватывающих Событий. То есть она должна иметь свой рабочий режим. Если накануне день был напряженным, можно позволить себе чуть более поздний подъем. Но дальше - никакого безделья: как всегда, утренняя гимнастика и завтрак, затем подготовка - обязательно вместе с детьми – и проведение намеченных заранее мероприятии - соревнований, игр, походов за ягодами, съемок фильмов по детским сценариям и т. п. Ребята всегда с нетерпением ждут таких мероприятий и с удовольствием принимают участие в подготовке их, если она необходима»[11, с.91].

Единственный случай, когда не нужно прибегать к помощи детей – это подготовка трассы для ориентирования, потому что до начала соревнований она должна остаться в тайне. Но тех из ребят, кто по каким-либо причинам не может участвовать в ориентировании, обязательно нужно привлекать к расстановке пикетов, поручить им роли судей или их помощников, пикетчиков.

Перед началом любых спортивных состязаний и подвижных игр с детьми необходимо проверять территорию, где будут проходить мероприятия. Разыгравшись, дети могут пораниться о торчащие из земли коряги, битые стекла и т. д. Особенно внимательно нужно отнестись к месту, где намечается учить ребят плавать, нырять и т. д. Без тщательного обследования дна детей в воду нельзя пускать, и вообще все игры на воде должны проводиться под наблюдением взрослых.

При подготовке места предстоящих игр и состязаний дети могут вместе со взрослыми размечать площадки, расставлять снаряды, очищать территорию от опасных предметов и т. д. Перед началом соревнований необходимо познакомить ребят с правилами, а также показать им приемы, которыми нельзя пользоваться во время игр и соревнований.

Выбирая игры, необходимо помнить о возрасте детей. Так, для детей 7- 9 лет характерны недостаточное развитие мышечной силы, неустойчивость сердечной деятельности, несовершенство координации силы и быстроты движений, большая эмоциональность и потребность в движении, быстрая утомляемость. Им больше подойдут игры, сопровождающиеся частыми передышками, с поочередным участием в движении, включающие в себя упражнения на ловкость, быстроту и точность движений, развитие координации и меткости.

Игры для 10-12-летних должны быть направлены на повышение организованности, активности, развитие взаимопомощи и чувства ответственности. В них включаются бег, прыжки, преодоление препятствий, метание и ловля больших и малых мячей, всевозможные эстафеты.

13-15-летние с удовольствием меряются силой, ловкостью, смелостью. В основном они предпочитают игры соревновательного, спортивного типа [11, с.96].

Вряд ли в походе подберутся одинаковые возрастные группы. Скорее всего, придется иметь дело с детьми самых разных возрастов. От взрослых потребуется максимум фантазии и такта, чтобы при подведении итогов соревнований избежать конфликтов и не обидеть несправедливым решением кого-либо из детей.

Примеры игр, которые можно устраивать с детьми во время привалов и дневок:

1. Игры на воде

Играя в воде, дети привыкают к ней, перестают бояться, усваивают простейшие плавательные движения, у них быстро формируются такие навыки, как умение совершать выдох в воду, лежать на поверхности воды без движения и т. д.

„Кто выше". Играющие приседают и по сигналу выпрыгивают как можно выше, поворачиваясь по команде направо, налево, кругом.

„Медуза". Сделав глубокий вдох, дети ложатся грудью на воду: руки и ноги лежат свободно, чуть погрузившись, шейные мышцы расслаблены, голова - под водой.

„Звездочка". После глубокого вдоха дети ложатся на воду; руки и ноги разведены в стороны у поверхности, лицо погружено в воду.

„Поплавки". Игра-упражнение. Зайти в воду по грудь, сделать глубокий вдох, присесть, опустившись на дно. Голову наклонить к коленям, соединить руки впереди. Достаточно раскрыть руки, чтобы всплыть. На погружение дается минута, две. После каждого всплытия опять погрузиться на дно. Выигрывает тот, у кого опусканий больше.

„Невод". В начале игры водящий один. „Осалив" игрока, он берет его за руку, и они ловят вдвоем. Каждый пойманный ими удлиняет невод. Если кто-то из водящих выпустил „рыбку", он выходит из игры.

„Крейсерские гонки". В игре используются спасательные круги или поплавки. Держась за них руками, дети соревнуются, кто быстрее доплывет до финиша.

„Водолазы". На дно бросают цветные предметы, которые хорошо видны в воде. По сигналу дети.ныряют. Побеждает тот, кто достал больше предметов.

„Гидроволан". Игра в бадминтон на воде. Вместо обычной ракетки сделать ракетку-лопатку из фанеры или пластмассовой пластинки. Размеры площадки обычные, ее можно оградить веревками [14, с.81].

2. Игра с элементами общеразвивающих движений

„Волк во рву". Посередине площадки проводятся две параллельные линии на метр друг рт друга. Выбирается „волк". Он становится в „ров". Остальные дети размещаются на одной стороне площадки. По сигналу они перебегают на другую сторону, перепрыгивая через „ров". Волк ловит их.

„Зайцы в огороде". На земле чертятся два круга: наружный диаметром 6-8, внутренний - 3-4 м. Водящий - „сторож" - встает в малый круг („огород"). „Зайцы" находятся вне большого круга и по сигналу начинают прыгать на обеих ногах, стремясь попасть в „огород". Сторож, не выходя за пределы большого круга, ловит их. Побеждает тот, кто оста-нется непойманным. Он же потом становится „сторожем".

„Запрещенные движения". Дети стоят полукругом на расстоянии вытянутой руки друг от друга. Ведущий объявляет, какое движение запрещено, например заведение рук за голову. Затем показывает различные движения. Дети повторяют их. В один из моментов ведущий делает „запрещенное" движение. Дети, повторившие его, получают штрафное очко. После этого объявляется другое „запрещенное" движение и т. д. Побеждает тот, у кого меньше всего штрафов.

„Оторви от земли". Дети становятся спиной друг к другу и „переплетают" руки, согнутые в локтях. Каждый наклоняется вперед, не разгибая рук, и старается заставить противника оторвать ноги от земли.

„Эстафета с передачей мяча". Дети разбиваются на две равные группы. Каждая из них строится в шеренгу, игрок от игрока - на расстоянии вытянутой руки. Крайним с одного конца шеренги дают по мячу. По сигналу он передается соседу, от него - следующему и т. д. до последнего в шеренге. Когда он получит мяч, все игроки шеренги поворачиваются и передают мяч в обратном направлении. Выигрывает команда, быстрее передавшая*(и не уронившая) мяч. Можно разнообразить эту игру - передавать мяч в одну сторону через голову впе-ред, а в другую - через голову назад или катить между ногами назад.

„Бег в мешках". Дети делятся на две команды, становятся в колонны. Впереди обозначается место финиша. Там кладутся мяч, ленточка, флажок и т. д. Головные игроки влезают в мешки, завязывают их у пояса и по сигналу прыгают в них к стойкам. Взяв у финиша предмет, возвращаются обратно, передают мешок и предмет следующему игроку, который должен вернуть предмет на место и т. д.

Вместо предмета можно на финише прикрепить два листа ватмана и предложить детям нарисовать человечка, зверя, лодку и т. д., причем каждый должен провести только одну линию.

„Комическая эстафета". Первое задание - бег с яйцом или водой в ложке (от 5 до 20 м в зависимости от возраста детей). Второе - пролезание в лежащий на земле брезентовый или целлофановый мешок без дна. Третье - пробежать 10—20 м, держа в руках несколько мячей или надувных шаров (можно заменить на бег с мячом, который надо катить перед собой или ударять о землю). Четвертое - бег в мешках. Пятое - „мышеловка": дети пролезают под перекладинами (пять-шесть), положенными на вбитые в землю колышки, стараясь не сбить их. После прохождения этого этапа ребенок, сбивший перекладины, должен установить их на место, и только после этого может продолжать эстафету. Если на улице сыро, холодно, „мышеловку" можно заменить „лабиринтом", при котором на расстоянии 15—20 см друг от друга вбиваются 7-10 колышков. Дети должны обежать их (змейкой).

Вариантов эстафеты много. Большинство этапов обычно придумывается на ходу. Особую радость доставляет детям участие в шуточной эстафете взрослых.

„Подвижная цель". Дети становятся в круг на расстоянии вытянутых рук. Перед ними чертится окружность, в центре которой становится водящий. Дети, перекидывая мяч, стараются попасть в него. Тот, кто попал, не заходя за черту, меняется с водящим местами.

„Ногой по мячу". В круг, нарисованный на земле, кладется мяч. В 6 шагах от круга проводится черта. Ребенок встает у нее, и ему завязывают глаза. По сигналу играющий должен подойти к мячу (старшим детям можно предложить сделать поворот на 360°) и ударить по нему ногой [14, с.81].

3. Игры на лыжах

„Сороконожки". Для игры требуются веревки-по числу команд. Длина их должна соответствовать разомкнутой в лыжном строю колонне. В голове каждой становится лыжник, у которого хороший шаг. По сигналу команды двигаются к линии финиша (обязательно в ногу, не отрывая руки от веревки). Гонка считается законченной, когда последний в колонне пересечет линию финиша.

„Зигзаги". В основе игры - повороты махом. Тяжесть тела при их выполнении переносится на одну лыжу, а другую поднимают, разворачивают носком вверх и ставят в обратном направлении. Необходимо следить, чтобы палки не преграждали путь во время поворота.

Игру можно проводить как эстафету, при этом повороты делать на 150' или меньше, чтобы можно было скользить под углом. Перед началом эстафеты от линии старта до финиша на дистанции 50-100 м ставятся 10-15 флажков на расстоянии 8-10 м один от другого. Задача играющих - пройти на лыжах от флажка до флажка, каждый раз делая повороты махом. Дойдя до финиша - вернуться таким же образом к месту старта.

„Попрыгунчики". В основе - поворот на лыжах прыжком. Он выполняется следующим образом: стоя на месте и не опираясь на палки, присесть, подпрыгнуть и рывком повернуться в нужном направлении. Если прыжок будет слишком сильным, радиус поворота окажется больше, чем необходимо, а если слишком слабым, лыжи зацепятся за снег.

Для игры выбирается площадка с плотным снежным покровом. Освоив технику прыжка, дети следуют от одного флажка к другому, поворот делается у каждого флажка.

„Слалом". На спуске вбиваются на расстоянии 1-2 м Друг от друга лыжные палки. Дети по очереди съезжают с горы между ними. Задача - повернуть так, чтобы не сбить палки. Если детей много, можно устроить параллельные гонки.

„Санитарная эстафета" (буксирование „пострадавшего"). В составе каждой команды - четное число участников. Дистанция от 150 до 200 м. На старте команды стоят на расстоянии 4-5 м друг от друга. Двое участников в каждой команде занимают место на линии старта: первый номер - лыжник, второй - „пострадавший". По сигналу лыжник при помощи веревки (или лыжных палок) буксирует за собой „пострадавшего". На финише они меняются ролями и возвращаются на старт. Затем в игру вступает вторая пара, третья и т. д.

Самым любимым развлечением (и весьма полезным средством обучения и тренировки детей) в группе является туристская полоса. Организовать ее можно на опушке леса или небольшой поляне. Длина трассы от 40 до 200 м (в зависимости от возраста играющих детей), расстояние между препятствиями от 3 до 5- 6 м. В полосу входит переход по бревну, „водная" переправа (ее можно сымпровизировать, натянув две параллельные веревки между деревьями; расстояние между веревками определяется по наиболее низкорослому участнику). Дети преодолевают переправу, переступая ногами по нижней веревке и держась руками за верхнюю; „мышеловка" или „лабиринт" (иногда и то, и другое); „маятник" (держась за подвешенный к дереву канат или веревку, дети переправляются при помощи прыжка с одного условного берега реки на другой); преодоление болотистой местности (условные кочки можно обозначить прямоугольниками из прутьев). Для старших ребят можно устроить прохождение перил с организацией страховки и самостраховки, спуск с обрыва спортивным способом. Можно включить в полосу установку палатки, разжигание костра и, конечно же, шуточные элементы. Иногда полосу можно дополнить лазаньем по альпинистской лесенке, переноской „пострадавшего", элементами ориентирования. В общем, здесь полная свобода для проявления фантазии.

До начала соревнований обязательно нужно показать, как правильно пройти всю полосу, дать детям возможность попробовать себя при прохождении всех элементов.

Задача - пройти полосу и как можно быстрее и чище. Можно, конечно, за каждое нарушение давать штраф, но обычно это вносит нервозность и бестолковщину, поэтому можно потребовать от детей и взрослых после прохождения этапа поставить все сбитые колышки, флажки и т. д. на место. В данном случае потраченное время и есть наказание, в случае срыва вернуться к началу этапа и пройти его заново, а для малышей 5-7 лет - залезть на место, с которого свалился, - если у самого это не получается, ему помогают, - и продолжить прохождение этапа.

Детей необходимо приучить к точному соблюдению правил соревнований и игр. Поблажек лучше не допускать. Победить должен сильнейший. Но при этом не забывайте найти и отметить достоинства побежденных.

Заканчиваются состязания торжественным вручением призов. Ими могут быть самодельные грамоты и дипломы (выполненные в шуточной манере), шоколадные медали или конфеты, открытки, значки, блокнотики и даже красивые шишки, ракушки и т. д. Главное не то, что вручают, а как это делается. Одних детей мы награждаем за победу, других - за волю к победе, третьих - за самые быстрые ноги, четвертых - за меткие руки и т. д. Вариантов масса, так что никто не остается обделенным вниманием. У нас стало также традицией после завершения похода на торжественном построении отмечать вклад в общее дело каждого участника и вручать призы, которые в этом случае чуть солиднее, но обязательно с шутливым смыслом [14, с.76].

4. Игры во время поездки

Не менее важно организовать досуг детей и во время поездок на транспорте. Вот несколько несложных игр.

„Что пропало". Выкладывается от 5 до 15 различных мелких предметов, - скрепок, значков, карандашей и т. д.мелких предметов, - скрепок, значков, карандашей и т. д.

После минуты на запоминание их закрывают платком, и ребята по очереди перечисляют, что под ним лежит. Затем незаметно убираются один -три предмета. Когда платок снимают, дети называют, что пропало. Эту игру можно разнообразить, меняя предметы местами.

„Города". Играющие по очереди называют названия городов. Последняя буква в названии предыдущего должна стать начальной буквой названия последующего.

„Имена". Дети по очереди называют названия рек, городов, гор или просто имена существительные на одну из выбранных букв.

„Разбери завал". На книжку и т. д. высыпаются горкой спички (15-20 штук). Играющие по очереди двумя пальцами стараются снять с кучки по одной спичке, не трогая остальных. Если сдвинулась любая спичка, кроме вытаскиваемой, очередь переходит к следующему. Выигрывает набравший наибольшее число спичек [14, с.53].

Можно занять детей решением кроссвордов, рисованием, игрой в шашки, шахматы и т. д.

В поезде можно начать с ними подготовку к торжественному открытию похода. Предложить нарисовать шуточные эмблемы для всех участников, эполеты для руководителя похода и т. д. Вместе можно составить программу предстоящего праздника, начать готовить концерт. Если в группе имеется именинник (взрослый или ребенок), интересно подготовить с ребятами для него сюрприз, не поленитесь взять продукты для праздничного торта. Надо учить ребят радоваться и дарить радость другим, не нужно забывать и самим радовать их чем-то необычным.

А после похода, когда будут проявлены и отпечатаны фотографии, смонтированы кино- и слайд-фильмы, - опять хорошо бы собраться вместе. И тогда родителям можно будет понять как много увидели, узнали и запомнили их дети в походе и как они рады возможности встретиться с друзьями и еще раз пережить походные приключения.

В семейных походах происходит напластование взаимоотношений различного уровня. Основные из них: взаимоотношения внутри каждой семьи (между супругами, детьми и теми и другими); между взрослыми участниками похода; между детьми; между «чужими» родителями и «чужими детьми. А еще личные симпатии и антипатии, в очень больших группах - и различные группировки [25, с.76].

Семейные конфликты, если взрослые не смогли их избежать, ни в коем случае нельзя делать достоянием группы. Мир в семье наступит гораздо быстрее, если у ссоры нет свидетелей, к тому же окружающие вовсе не обязаны страдать и испытывать неловкость из-за чьей-то невоспитанности и внутренних неурядиц. Поэтому лучше конфликты в семье и с товарищами по походу разрешать вежливо и корректно и ни в коем случае не на глазах у детей.

Другое дело - споры. Ни в жизни, ни в походе их не избежать, но и при них необходимо соблюдать чувство меры, оставаться - даже при поражении - доброжелательным и корректным. Не сила легких и крепкая глотка определяют правоту, а аргументированные доказательства. Нельзя забывать, что дети постоянно наблюдают за взрослыми. Перенимают они и их манеру спорить. Кстати, очень важно научиться вести себя в спорах с детьми. Уверовав в какую-либо идею или факт, ребенок порой делается «глухим» ко всем доводам взрослых, и вместо того, чтобы в этот момент оставить его в покое, пообещав позже вернуться к продолжению спора надеясь, что за это время он немного остынет и можно будет подобрать более убедительные аргументы, взрослые, используя свою власть, насиль-но заставляют признать свою правоту. В большинстве случаев дети вынуждены подчиниться, но не обольщайтесь: в душе они всегда остаются при своем, даже ошибочном, мнении. Еще труднее бывает взрослым признать свое поражение в споре с ребенком. Необходимо, если это произошло, унять свои амбиции и поздравить победителя.

Неумение вести спор иногда приводит к перерождению его в ссору. Весьма неприглядно выглядят взрослые, устроившие „базар" из-за определения места предполагаемой стоянки или выработки тактики прохождения маршрута и т. д. Во избежание конфликта лучше ли пойти на компромисс, согласившись с мнением другой стороны, потому что в группе находятся дети. В любой ситуации они берут сторону своих пап и мам. В их детском сознании плохо укладывается, что родители могут быть не правы, особенно у детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Все явления, происходящие во взрослой жизни, происходят и в среде детей. Среди них есть лидеры и «тихони». При всем своем честолюбии дети в основном безболезненно переносят свое положение на детской «иерархической лестнице». Гораздо сложнее и трагичнее к этому отно-сятся родители. Некоторых из них просто-таки гложет обида из-за того, что их ребенок не самый лучший. Дома, когда они были с ним один на один, еще можно было воображать его самым талантливым, воспитанным, умным. А тут, на фоне других детей они начинают сравнивать [25, с.68].

В этом родительском самоистязании взрослые порой перестают замечать все хорошее, что есть в их сыне или дочке. И ребенок, который ничем не хуже других, оказывается неряхой, разгильдяем, недотепой и т. д. А все потому, что родители слишком ревниво относятся к нему и мнительно убеждены, что взрослые кругом только и заняты наблюдением за промахами их отпрыска и осуждают его неправильное воспитание.

Подобное происходит чаще всего у родителей, - которые прежде никогда не наблюдали своих сына или дочь в детском коллективе. Так уж устроена жизнь, что в течение дня взрослые разделены со своими детьми и видят их только по вечерам, уже будучи усталыми, обремененными многочисленными домашними делами. Поход же одаривает родителей миллионом открытий, как положительных, так и отрицательных. Но даже если не все взрослым в собственном ребенке понравилось, нельзя тут же резко его улучшить. Характер-то формировался годами, и мгновенного результата добиться невозможно. Можно только усугубить положение, психологически травмировав ребенка, а может и не только его одного. Родителям необходимо взять себе на заметку все, что они открыли в своих детях, проанализировать и в дальнейшем строить свои взаимоотношения так, чтобы скорректировать их характеры и поступки. И ни в коем случае нельзя приводить в пример других детей.

Задача взрослых во время семейного похода создать самые благоприятные условия и помочь каждому ребенку проявить свою уникальность, которая может выразиться в чем угодно.

В силах родителей организовать детские игры и занятия так, чтобы каждый из детей мог проявить все свои умения и таланты. Этому прежде всего способствует правильный подбор игр. Если среди детей есть толстый, неуклюжий ребенок, нужно дать ему возможность взять реванш в тихих играх - шахматах, шашках, в конкурсе рисунков и т. д. Ни в коем случае нельзя упрекать и стыдить никого из детей за неуспех: в этот момент они больше всего нуждаются в ласке и понимании. Каждый ребенок должен постоянно чувствовать любовь к нему со стороны окружающих и в первую очередь родителей. Это дает ему силы превозмочь недостатки, стать лучше, добрей.

Особого внимания требуют взаимоотношения между взрослыми и детьми. Всякий родитель обладает властью над собственными чадами. Поэтому каждый родитель должен быть уверен, что в любой ситуации его дети не будут обделены вниманием и заботой. Только при ответственности взрослых за детей возможен успех в семейном походе.

И чем меньше взрослые будут одергивать детей, тем легче с ними справляться. Нотации еще никого не сделали человеком, а уважение и вера в добрые человеческие начала вернули на путь истинный немало людей. Дети беззащитны, перед взрослыми, поэтому необходимо их щадить, относиться к ним по-человечески.

Но в тоже время нельзя в походе поощрять детскую безответность. Если родитель дежурит, а на улице дождь, ребенок обязан помогать ему. Если его очередь собирать хворост, а кто-то играет в футбол, нельзя освобождать ребенка от его обязанности. Дети должны чувствовать момент, когда от них требуется деловитость, собранность, дисциплина.

Ребята, что бы они ни делали, подсознательно ждут от родителей оценки, контроля и корректировки своего поведения. Они поймут строгость взрослых, но скорее подчинятся доброжелательному замечанию, чем окрику.

Нельзя доводить детей до состояния сильной усталости. Если ребенок устал необходимо сделать короткую остановку, если нет возможности для длительного привала. Нужно напоить ребенка чаем, дать ему печенье, шоколадку, конфетку, приободрить его, а после отдыха постараться сделать очередной переход более интересным - затеять в пути какую-либо игру или занять ребенка разговором. По окончании перехода обязательно нужно его похвалить, показать, что родители горды им и ничуть не сомневались в его силе и выносливости. Это удесятерит силы ребенка, поможет ему справиться и с усталостью, и с дурным настроением.

Не менее внимательно и чутко нужно отнестись и к чувству страха, проявляемому детьми. Оттого что взрослые будут высмеивать ребенка за это, он смелее не станет. Резкое лишение детей опеки вместо ожидаемой самостоятельности и уверенности тоже может выработать нерешительность и даже трусость. Ребенок всегда должен сознавать, что родители в любом случае придут к нему на помощь [25, с.71].

Огромное значение для сплочения группы и здоровых взаимоотношений внутри нее имеет песня. Идеальный вариант - гитарист в походе. Но и без него взрослые могут петь со своими детьми и в пути, и на привалах, так же, как играть в различные игры, придумывать рассказы и сочинять стихи, рисовать и ловить рыбу. И всегда помнить, что семейный поход - это, прежде всего, поход для детей и очень важно, чтобы каждый из них чувствовал себя в нем счастливым.

Все родители очень заняты, на выходные дни накапливается столько дел. Но очень важно хотя бы раз в месяц, в два месяца, отложив все в сторону, подарить детям и себе праздник. Взрослые могут вместе с ними отправиться на экскурсию в мир природы, архитектуры, искусства. В этом случае перед семьей откроется заново история их города, народа, страны.

Любой самый коротенький поход может стать для ребенка днем удивительных открытий. Необходимо включать в маршрут посещение памятных мест, музеев, осмотр архитектурных памятников, природных объектов. Хорошо воспользоваться услугами экскурсовода. Но чаще всего в этом качестве в походе приходиться выступать родителям. Для этого, готовясь в дорогу, они поленитесь должны заглянуть в справочную, а иногда и в художественную, научно-популярную литературу. Тогда им не придется разводить руками, не зная, как ответить на вопросы своих детей. А их на маршруте будет множество.

Именно через поход приходит к детям любовь и почитание к своей малой и большой Родине, ее традициям и фольклору.

Туризм - настоящее окно в мир. Где еще, как не в путешествии, родители вместе с детьми могут столько увидеть, узнать, прочувствовать. Поэтому нельзя увлекаться одной лишь спортивной стороной походов. Необходимо найдите время и для знакомства с обычаями, жизнью региона, по территории которого семья путешествует. При этом необходимо требовать от детей уважительного отношения к местным жителям: дети должны знать, что народы, населяющие землю, имеют право на проявление своих национальных особенностей. Важно научить их понимать красоту национальной музыки, архитектуры.

Поразительны соборы Московского Кремля, но не менее изумительны и мечети Самарканда, и костелы Вильнюса и Риги. Своеобразная красота и логика есть и в среднеазиатском коше, и в белорусской хате. Имеют право на существование яркие краски Сарьяна и приглушенные цвета Левитана. Все, увиденное в детстве, не проходит бесследно, западает в душу, память.

Путешествуя, взрослым и детям встречаются многочисленные и разнообразные памятники истории - могильники, церкви, часовни, Курганы Славы, мемориальные комплексы, памятные знаки, обелиски. Очень важно подготовить заранее детей к встрече с ними. Для детей немаловажно, идут ли они просто по лесу или по чаще, где когда-то прятались повстанцы под руководством К. Калиновского или жили в годы Великой Отечественной войны партизаны. При встрече с культовыми сооружениями необходимо обратить внимание ребят не только на эстетику архитектурных форм, но и рассказать о событиях, в честь которых они были возведены. Ведь на Руси издревле был обычай отмечать памятные события в жизни народа постройкой соборов, церквей, часовен. Если знаний родителей не хватает, а местные жители не сумели ответить на возникшие вопросы, обязательно нужно вернуться к ним по окончании похода: вместе с детьми посмотреть в книгах. Это не отнимет много времени, зато обогатит родителей и их детей.

Но даже если на маршруте не встретится никакого интересного с исторической, культурной и другой точки зрения населенного пункта, все равно путешествие проходит не в безвоздушном пространстве. На протяжении всего пути семью окружает природа, и поход может быть посвящен знакомству с ней, ее тайнами и законами.

Прежде всего, детей интересуют названия птиц, деревьев, цветов, трав, рек, гор, которые встречаются на маршруте. Им хочется также знать, как используются те или иные растения. Хорошо, если кто-то из родителей может дать исчерпывающие ответы и даже научить использованию тех или иных целебных свойств трав и цветов. Если же е нет, можно захватить с собой книгу с описанием лекарственных трав. Но информация, изложенная в ней, только тогда оживет и станет, достоянием детей, если родители будет с увлечением и азартом изучать и познавать окружающий мир природы. Можно даже завести альбом или тетрадь, где бы ребята делали зарисовки растений. Девочкам можно предложить сварить щи из собранных трав, заварить чай. И, конечно же, если в семье используют лекарственные травы при лечении, необходимо объяснять детям, как это делать.

Можно вместе с детьми вести дневник наблюдений за явлениями природы. Они могут пригодиться вам и для прогнозирования погоды. Народные приметы позволяют предвидеть погоду для сравнительно небольшого района и на срок обычно не более суток. Чтобы прогноз был реальным, его надо делать по многим природным явлениям, по их комплексам, а не по отдельным двум-трем приметам [25, с.54].

Поход по любой местности и в любую пору года должен стать для детей необычным, интереснейшим уроком. Только нельзя во главу угла ставить натаскивание и превращать рассказы в утомительные лекции. Дети моментально почувствуют, что родители общаются с ними только в воспитательных целях и что им нет дела ни до истории, ни до красоты архитектурного памятника, ни до совершенства и многообразия природы. В лучшем случае они послушают взрослых из вежливости, но их души, сердца, разум будут молчать. В познании окружающего мира, взрослые и дети должны стать союзниками.

Дети должны быть в походе были не только наблюдателями. Необходимо поручить им сделать слайд-фильмы о походной жизни, о жизни бабочек, цветов, птиц. Они могут создать слайд- и фотогалерею памятников архитектуры, истории, культуры. Хорошо взять с собой на маршрут альбомы для рисования, цветные мелки, кисточки, краски. Тогда можно делать зарисовки с увиденного, а вернувшись из похода, устроить выставку детских работ. Дополнить ее можно самодельной книгой с совместными юморесками, рассказами, стихами. Вместе с детьми в походе можно заняться флоризмом, из собранного на маршруте природного материала составить картины, панно. Легко их увлечь и изготовлением различных поделок и целых композиций из ракушек, шишек, корней деревьев.

Занятия фотографией, рисованием, флоризмом играют важную роль в эстетическом воспитании. Приобщив детей к созиданию красоты, взрослые учат их ценить и понимать красоту окружающего мира.

Отдых всей семьей, вместе с детьми - это не просто и не только развлечение. Это - огромный семейный воспитательный капитал. Существует много семей, где дети и взрослые отдалены друг от друга, где даже намека нет на духовную близость, общность интересов, где все обще-ние сводится к элементарным «дай», «принеси», «убери», «купи» и т. д. [25, с.118]. Но если родители будут проводить со своими детьми свободное время, у них появится так много точек соприкосновения, что многие проблемы аномального поведения детей отпадут сами собой. Взрослые будут втянуты в круг их интересов, заживут их жизнью и тайнами, радостями и огорчениями, а дети в свою очередь станут больше ценить и понимать родителей. И тогда никакого отчуждения, даже возрастного, в семье наблюдаться не будет.

Заключение

Семья – это воспитательная колыбелью человечества. Именно в семье главным образом воспитываются дети. Здесь ребенок получает первые трудовые навыки. У него развивается умение ценить и уважать труд людей, он приобретает опыт заботы о родителях, родных и близких, учится разумному потреблению различных материальных благ, накапливает опыт общения с деньгами.

Лучший пример для ребенка - это пример родителей. В большинстве случаев дети являются отражением родителей.

Восстановительная функция семьи состоит в поддержании здоровья, жизненного тонуса, организации досуга и отдыха, семья становится оздоровительной средой, где любой член семьи вправе надеяться на заботливое отношение родных и близких. Для этого требуется как нравственно-психологическая подготовка, так и соблюдение режима труда и отдыха, режима питания и прочее.

Каждый человек нуждается в активном отдыхе - путешествия, прогулки. Это приносит здоровье как для всей семьи в целом так и для каждого её члена.

Самый приемлемый вид отдыха семейный туризм. Это прогулки, туристические походы, экскурсии, путешествия семьи или нескольких семей.

Активное приближение родителей к жизни детей вовсе не трудное дело и доставляет даже удовольствие. Каждый родитель вырабатывает такое устройство семенного быта, которое наиболее соответствует особенностям его семьи. Огромную роль в семейном воспитании играет эмоциональный фон в семье, отношения между родителями, их умение поддержать любовь и теплоту к друг другу и детям. Только в здоровой семье, где царит любовь и взаимопонимание, могут вырасти полноценно развитые дети, со здоровой психикой и позитивным отношением к жизни.

Список использованной литературы:

  1. Алмазов Б.Н. Психическая средовая дезадаптация несовершеннолетних / Б.Н. Алмазов. – Свердловск, 1986. –227с.
  2. Бадмаев С.А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников. – М.: Магистр, 1999. – 96 с.
  3. Богданова О. С. О нравственном воспитании подростков. – М.: Просвещение, 1979. – 111 с.
  4. Волков Б.С. Психология подростка. – М.: Педагогическое общество России, 2001. – 160 с.
  5. Воспитание трудного ребёнка: Дети с девиантным поведением /Под ред. М.И. Рожкова. – М.: Владос, 2001. – 240 с.
  6. Гарифуллин Р.Р. Скрытая профилактика наркомании: Практическое руководство для педагогов и родителей. – М.: ТЦ Сфера, 2002. – 64 с.
  7. Гонеев А.Д. И др. Основы коррекционной педагогики: Учеб. Пособие для студ./ А.Д. Гонеев, Н. Н. Лифинцева, Н. В. Ялпаева; Под ред. В. А. Сластелина. – М.: Академия, 1999. – 280 с.
  8. Гуров В.Н. Опыт социальной работы с семьёй в Ставропольском крае. // Педагогика. 1997, №1.
  9. Завражин С.А. Феноменология девиантного поведения / С.А. Завражин. – Владимир, 2008. – 480с.
  10. Змановская Е.В. Девиантология (Психология отклоняющегося поведения). – М.: Академия, 2003. – 288 с.
  11. И.В. Зорин В.А. Квартальнов, Энциклопедия ТУРИЗМА. - М.: Финансы и статистика, 2001 – 37 с.
  12. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка / А.И. Захаров. – М.: Педагогика, 1986. – 127с.
  13. Иванов В.Н. Девиантное поведение: причины и масштабы // Социально-политический журнал. -1995. - №2. – С. 3-7.
  14. Игры – обучение, тренинг, досуг…/Под ред. В. В. Петрусинского. – М.: Новая школа, 1994. – 368 с.
  15. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция: Исправление недостатков характера у детей и подростков: пособие для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 304с.
  16. Коррекционная педагогика в начальном образовании: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Г.Ф. Кумарина, М.Э. Вайнер, Ю.Н. Вьюнкова и др.; Под ред. Г.Ф. Кумариной. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 320с.
  17. Лидерс А.Г. Психологический тренинг с подростками: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2003. –256 с.
  18. Осипова А.А. Общая психокоррекция: Учеб. пособие для студентов вузов. – М.: ТЦ Сфера, 2002. – 512 с.
  19. Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. – М.: ГНОМ и Д, 2001. – 160 с.
  20. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. /Под ред. И. В. Дубровиной. – М.: Академия, 2001. – 160 с.
  21. Менделевич. В.Д. Психология девиантного поведения / В.Д. Менделевич. – М.: Наука, 2000. – 263с.
  22. Пожар. Л.С. Психология аномальных детей и подростков // Пожар Л.С. Патопсихология. – М.: Институт практической психологии, 1996. – с. 151-153.
  23. Раттер. М. Помощь трудным детям / М. Раттер. – М.: Педагогика, 1987. – 140 с.
  24. Селецкий. А.И. Несовершеннолетние с отклоняющимся поведением / А.И. Селецкий, С.А. Тарарухин. – Киев, 1981. – 83с.
  25. Туризм как вид деятельности. Учебное пособие. - М.: Финансы и статистика, 2001. – 125 с.