Процесс формирования психики дошкольника

Тип работы: Курсовая работа
Цена: Бесплатно
(Время чтения: 3 - 5 минуты)

User Rating: 0 / 5

Введение

Дошкольный возраст – это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками. Этот возраст приносит ребенку новые принципиальные достижения.
В перипетиях отношений с взрослыми и со сверстниками ребенок постепенно обучается тонкой рефлексии на другого человека. В этот период через отношение с взрослыми интенсивно развивается способность к идентификации с людьми, а также со сказочными и воображаемыми персонажами, с природными объектами, игрушками, изображениями и т.д.
Он продвигается в развитии речевого общения и общения посредством выразительных движений, действий, отражающих эмоциональное расположение и готовности строить позитивные отношения. В дошкольном возрасте продолжается активное овладение собственным телом. В этот период ребенок начинает приобретать интерес к телесной конструкции человека, в том числе половым различиям, что содействует развитию половой идентификации. Телесная активность, координированность движений и действий помимо общей двигательной активности посвящается? В то же время ребенок испытывает потребность к удержанию освоенных действий через их неустанное воспроизведение.
Весь период детства просматривается эта тенденция раннего онтогенеза человека: неудержимое, стремительное развитие психических свойств, прерывающееся выраженными остановками – периодами стереотипного воспроизведения достигнутого. В этом возрасте самосознание ребенка развивается настолько, что это дает возможность говорить о детской личности.
Проблема раннего детства начала исследоваться в XVII- XVIII вв. Эта идея сначала была сформулирована в этико-педагогических учениях Вивеса, Каменского, Локха, Руссо, Песталоци и др.
Философами Тидеманом, Кусмауулем, а затем психологами Беном, Теном и др. Были опубликованы специальные работы, посвященные организации и результатам наблюдений за маленькими детьми.
Биологическая детерминанта психического развития детей была исследована реккелем, Холлом, Гитерном, Кленардом, Рибо и др.
Советские психологам Рубинштейну, Леонтьеву, Выгодскому и др. удалось установить зависимость психического развития ребенка от характера деятельности.
Отдельные психические процессы дошкольников исследовались видными представителями зарубе6жной детской психологии Штерном, Бюлером, Плаксе, Валлоном, Брунером и др.
Особенно активизировалась работа по проблемам исследования психологии дошкольников в послевоенные годы: особенности восприятия и бучения дошкольников, сенсорное восприятие (Венгер), развитие ролевого поведения (Котырло), умственное воспитание (Поддьяков), развитие общения (Запорожец, Лесина), развитие ребенка от рождения до семи лет (Эльконин) и др.
Необходимость изучения психического развития дошкольников вытекает из необходимости правильного понимания его природы, закономерностей, чтобы целенаправленно управлять им, формируя качественную личность.
Объектом исследования являются дети дошкольного возраста
Предметом – процесс формирования психики дошкольника
Цель работы – определить характерные особенности психического развития дошкольников
Задачи:

  • охарактеризовать основные тенденции исследования детской психики в истории психологии;
  • выявить особенности развития психических функций дошкольников;
  • установить, существует ли зависимость между познавательной способности дошкольников и их социометрическим статусом.

Практическое значение данной работы заключается в том, что содержание и результаты исследования могут быть использованы работниками дошкольных учреждений в организации воспитательного процесса.

Глава I Исследование проблем дошкольного возраста в истории психологии

2.1. Особенности развития речи

2. 2. Развитие восприятия

2.3. Состояние внимания

2.4. Характеристика памяти

2.5. Развитие мышления и воображения

Глава 3. Исследование зависимости социометрического статуса от познавательной способности дошкольника


Заключение

Становясь более самостоятельными, дети в этом возрасте выходят за рамки узкосемейных связей и начинают общаться с более широким кругом людей, особенно со сверстниками.
Развитие речи идет в нескольких направлениях: совершенствуется ее практическое употребление в общение с другими людьми, вместе с тем речь становится основной перестройки психических процессов, орудием мышления.
На протяжении этого периода складываются три основных вида действий восприятия: действия идентификации, действия отнесения к эталону и моделирующие действия.
Уже в раннем детстве ребенок достаточно хорошо овладевает умением учитывать пространственное расположение предметов. Однако он не отделяет направлений пространства и пространственных отношений между предметами от самих предметов. Также в возрасте закладываются основы развития мышления ребенка.
Основное изменение внимания в этом возрасте состоит в том, что дети впервые начинают управлять своим вниманием, сознательно направлять его на определенные предметы, явления, удерживать на них, используя для этого некоторые средства.
Этот возраст характеризуется интенсивным развитием способности к запоминанию и воспроизведению.
Проведенные исследования позволяют установить, что не всегда ребенок у которого познавательная способность высокая может стать на статус «звезда». Так как обычно детей с высоким уровнем не очень любят. Так же мы можем заметить, что у детей, познавательная способность которых ниже средней, их предпочитают на статус «звезда».

Библиографический список использованной литературы

  1. Баррон Ф. Личность как функция проектирования человеком самого себя // Вопросы психологии. 1990. №4. с. 153 – 159.
  2. Бахур В. Т. Это неповторимое «Я» . М.: «Знание», 1986, 192с.
  3. Берис Р. Развитие «Я» – концепции и воспитание. – М.: «Просвещение», 1986, - 347с.
  4. Валитова И.Е. Психология развития ребенка дошкольного возраста: Задачи и упражнения: Учебн. пособ.2-е изд. – Мн. : «Университетское», 1999, - 160с.
  5. Валлок А. Истоки характера у ребенка // Вопросы психологии. 1990. №6. с. 121– 133.
  6. Кон И. С. Открытие «Я» .М.: «Политиздат», 1978, 367с.
  7. Кулагина И.Ю, Камоцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебн. пособ для студентов высш уч. заведений. М.: ТЦ «Сфера» при участии «Юрист-М», 2001, 464с.
  8. Лысюк Л. Г. Особенности первых этапов онтогенеза сознания // Вопросы психологии. 1993. №2. с. 263 – 264.
  9. Мухина В.С. Психология дошкольника. Учебн. пособие для студентов пед.ин-тов и учащихся пед.училищ. Под ред. Л.А.Венгера. –М.: «Просвещение», 1975, - 239с.
  10. Немов Р.С. Психология. Учебн. пособие для студентов высш.пед. уч. Заведений. В 3кн. Кн.2. Психология образования. –2-изд.-М.: «Просвещение», «Владос», 1995, - 496с.
  11. Рубинштейн С.Л.Основы общей психологии – Спб.: «Питер Пресс», 1999, - 720с.
  12. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. – Собр. Соч. – Т8.-М.-Л. , 1950, - 414с.
  13. Хелл Л., Зиглер Д. Теория личности. –Спб.: «Питер Пресс», 1997, 608с.
  14. Чуковский К. от двух до пяти. Изд. испр. и доп. – Мн.: Нар. асвета», 1983, - 319 с.
  15. Ярошевский М. Г. История психологии 2-е изд. –М: «Мысль»,1976, - 463с.
  16. M.Dessior – Geschichte der neveren deutschen Psychologie, Bd. I. Berlin, 1902, -  364c.

Приложение