Теория и методика психологического тренинга

Тип работы: Курсовая работа
Цена: Бесплатно
(Время чтения: 12 - 24 минуты)

User Rating: 0 / 5

Содержание:

Введение

В «Психологическом словаре» (1990) социально-психологический тренинг определяется как «область практической психологии», ориентированная на использование активных методов групповой психологической работы с целью развития компетентности в общении.

В настоящее время термин «тренинг» практикуется гораздо шире, поскольку сводится не только к социально-психологическому.

Расширение границ использования этого понятия связано с увеличением диапазона целей.

При этом тренинговые методы могут применяться как в рамках клинической психотерапии, так и в работе с психически здоровыми людьми, имеющими психологические проблемы, в целях оказания им помощи в саморазвитии [2].

Ι. Теория и опыт психологического анализа

1. Проективное рисование как метод групповой работы. Классификация методов рисования. Способы работы с готовыми рисунками

История и опыт психологического анализа показывают, что в рисунках на заданную тему (т.е. в ситуации стандартного задания) содержится значительно больше информации о психологических особенностях человека, чем в простом рукописном тексте (почерке). Таким образом, рисунок на заданную тему становится весьма мощным психоаналитическим средством. При этом сам результат выполнения такого задания (как и задание выполнить рисунок) адресован не к логическим формам мышления, а непосредственно к образному его содержанию, смыслу графического изображения, в котором в общей слитной форме представлены и образ, и отношение к миру, и личный опыт, и переживание субъекта.

Такая ситуация требует специального анализа самого рисунка, соотнесенного с анализом индивидуально-личностных особенностей его автора. Но для этого должно быть построена научно обоснованные способы классификации графических изображений и разработана специальная техника соотнесения комплекса графических характеристик субъекта, которая и позволит, в конечном итоге по результатам такого «психологического анализа» построить психологический портрет человека.

На этом пути можно обойти те трудности, которые возникают в задачах построения психологического портрета с помощью вербальных психодиагностических средств. Имеющийся опыт работы дает основание предложить графические рисуночные тесты как достаточно эффективное средство невербальной и непрямой (психометрической) оценки индивидуальных особенностей человека. Очевидная практическая ценность состоит в относительной простоте и привлекательности (для обследуемых) самой психодиагностической ситуации [4].

На сегодняшний день широко известны такие проективные рисуночные тесты, как «Дом – дерево – человек», «Автопортрет», «Конструктивный рисунок человека из геометрических фигур», «Картина мира», «Свободный рисунок», «Рисунок семьи» [4].

Тест «Рисунок семьи»

Считается, что идея использования рисунка семьи для диагностики внутрисемейных отношений возникла у ряда исследователей, среди которых упоминают работы В.Хьюиса, А.И.Захарова, Н.Кормана, Р.Бернса и др.

Целью применения теста является выявление особенностей внутрисемейных отношений. Задача теста: на основе выполнения изображения, ответов на вопросы оценить особенности восприятия переживаний ребенком отношений в семье. К традиционной инструкции «Нарисуй свою семью» могут прилагаться дополнительные задания.

На основании особенностей изображения можно определить:

1. степень развития изобразительной культуры, стадию изодеятельности, на которой находится ребенок;

2. особенности состояния ребенка во время рисования;

3. особенности внутрисемейных отношений и эмоциональное самочувствие ребенка в семье.

Тест «Конструктивный рисунок человека из геометрических фигур»

Цель: выявление индивидуально-типологических различий.

Интерпретация данных: эмпирические исследования, в которых получено и проанализировано более 2 тысяч рисунков, показали, что соотношение различных элементов в конструктивных рисунках не случайно. Анализ позволяет выделить 8 основных типов, которые соответствуют основным типологические характеристики.

Интерпретация теста основана на том, что геометрические фигуры, используемые в рисунках, различаются по семантике [4].

Тест «Дерево»

Тест используется примерно с ХΙХ века. Позднее, в 1948 г. Дж.Буком был разработан комплексный тест «Дом-дерево-человек».

Целью методики «Дерево» является выявление индивидуально-типологических человека.

Существует несколько интерпретаций [4].

Психодиагностический комплекс графических тестов: «Свободный рисунок», «Картина мира», «Автопортрет».

В основу легли психологическая типология К.Юнга, впервые опубликованная в 1921 г; исследования Г.Рида. Анализ рисунков этого комплекса позволяет (по схеме Г.Рида) осуществить выход на психологическую типологию К.Юнга и таким образом, иметь общую основу для интерпретации. результаты исследований дают основания высказываться определено о факте существования 8 видов изображений, выделенных Г.Ридом. Опыт показывает, что эти виды рисунков в целом «укладываются» в психологическую интерпретацию типа человека, рисовавшего их [4].

Тест «Дом-дерево-человек»

Методика была предложена Дж. Буком в 1948 г. Предназначен для взрослых и детей.

Обследующему предлагается нарисовать дом, дерево и человека. Затем проводится опрос по разработанному плану.

По мнению Дж.Бука, каждый рисунок – это своеобразный автопортрет, детали которого имеют личностное значение.

По рисункам можно судить об эффективной сфере личности, ее потребностях, уровне психосексуального развития.

Тест имеет несколько интерпретаций [4].

Как показывает обширный опыт работы, изучение индивидуально-психологических предпосылок самоопределения личности с помощью проективных методов имеет определенные положительные перспективы.

Графические методы – это работа с невербальным материалом, что позволяет существенно расширить как возрастной диапазон их применения, так и возможности межкультурного использования. В силу проективного характера большинства графических процедур, их результаты менее подвержены контролю сознания, что является важным аргументом в пользу их применения.

Однако следует помнить, что для получения более надежных и объективных данных о человеке, целесообразно использовать батареи и комплексы методик, которые дополняют друг друга, взаимно уточняют полученные даннаые [4].

2. Принципы – нормы общения в группе, соответствующие общим правилам и принципам проведения тренинга. Нормы и системы убеждений, вырабатываемые самой группой и их влияние на групповой процесс.

Ни одна социальная общность – от диады и малой группы до населения государства – не может существовать без правил, регламентирующих жизнедеятельность людей в этом обществе.

Тренинговые группы также вырабатывают свои собственные нормы, причем в каждой конкретной группе они могут быть специфичны.

Ведущий должен сознавать необходимость норм для эффективного развития группы и способствовать выработке и применению участниками таких норм, которые соответствовали бы целям группы. Часто механический перенос в тренинговую группу норм, принятых в социальных общностях внешнего мира, является не только непродуктивным. Но и антитерапевтичным. Однако и попытки перенести нормы тренинговой группы в реальную жизнь в большинстве случаев так же бессмысленны и обречены на провал [2].

Практически те ли иные нормы начинают действовать в тренинговой группе с самого начала ее работы. Целесообразно сразу предложить участникам некоторые правила, обязательные для соблюдения в группе.

В самом начале работы ведущей информирует участников о том, что они могут получить в результате обучения. После этого устанавливаются основные принципы работы в группе. Характерными для подавляющего большинства тренинговых групп:

1. Здесь и теперь.

Принцип ориентирует участников группы на то, чтобы предметом их анализа постоянно были процессы, происходящие в группе и данный момент, чувства, переживаемые в данный, конкретный момент; мысли, появляющиеся в данный момент. Кроме специально оговоренных случаев запрещаются проекции в прошлое и будущее. Принципы акцентирования на настоящем способствует глубокой рефлексии участников, обучению сосредотачивать внимание на себе, своих мыслях и чувствах, развитию навыков самоанализа [2].

2. Искренность и открытость

Чем более откровенные будут участники тренинговой группы, чем более искренними будет проявление чувств, тем более успешной будет работа группы в целом. Это способствует получению и предоставлению другим честной обратной связи, которая важна каждому участнику и запускает не только механизмы самосознания, но и механизмы межличностного взаимодействия в группе.

Как правило, эта норма начинает действовать на первых этапах работы группы, и спустя несколько часов занятий, особенно если сам ведущий начинает действовать как образец эффективного участника группы [2]

3. Принцип Я

Основное внимание участников должно быть сосредоточено на процессах самопознания, на самоанализе и рефлексии. Даже оценка поведения другого члена группы должна осуществляться через высказывание собственных возникающих чувств и переживаний. Все высказывания строятся и использованием личных местоимений единственного числа. Это связано и с одной из задач тренинга – научиться брать ответственность на себя и принимать себя таким, какой есть [2].

4. Активность

Активное участие всех в происходящем на тренинге является обязательным. Это подразумевает и большинство упражнений [2].

5. Конфиденциальность

Все, о чем говорится в группе относительно конкретных участников, должно оставаться внутри группы – этические требование, которое является условием создания атмосферы психологической безопасности и самораскрытия [2].

Помимо этих норм оговаривается способ обращения друг к другу. общение между всеми участниками и ведущим независимо от возраста и социального статуса рекомендуется осуществлять на «ты».

Кроме того, всем участникам предлагается выбрать себе не время тренинговой работы «игровое имя» - то имя, по которому все остальные участники будут обращаться к человеку.

Все эти процедуры, создающие особые условия начавшегося взаимодействия, позволяют отчасти снять естественное напряжение, и тревогу участников. Нормы тренинговой группы создают особый психологический климат [2].

Процессы, происходящие в искусственно созданной группе, облечены в концентрированную форму. Опираясь на собственное понимание и прошлый опыт, участники приходят в группу с определенными ожиданиями относительно роли, которую будут в ней играть. Гибкость ролевого поведения зависит от групповых норм. Конечно, нормы есть в любой группе. Иногда между официальными нормами и нормами, принятыми в неформальных групповых объединениях, существуют расхождения.

Каждая психокоррекционная устанавливает собственные эксплицитные и имплицитные нормы. Обычно поощрение эмоциональной выразительности, тепла и открытости становится стандартным. Важное значение имеет установление норм терапевтической коммуникации. Для большинства психокоррекционных групп это означает, что высокие уровни самораскрытия, выражения конфликтов и привязанностей, принятия собственных чувств являются нормами [5].

Это включает создание искренней обратной связи между членами группы. Стиль и способ предложения и получения обратной связи могут различаться. Так, в одних группах нормы требуют, чтобы предложение обратной связи было позитивным и мягким, а в других – предполагают резкую конфронтацию. На протяжении всего времени развития группы нормы могут изменяться.

Установлению норм помогающего общения часто мешают личные потребности и заботы. Большинство членов группы заботиться о сохранении значимости своего «Я» и принимает определенное ролевое поведение, подстраховывающее его защиту. Стремление быть принятым в качестве челна группы может влиять на готовность человека к интеллектуальному и эмоциональному риску. Облегчающие возможность решения проблем участников цели группы, если они поддерживаются и успешно выполняются, в большей мере выступают как основа для развития эффективных коммуникативных норм [5].

Подчинение нормам не является обязательным в группах, но оно связано с некоторыми другими групповыми переменами. Так, исследования показали, что подчинение групповым нормам связано со статусом участника группы. Участники с низким статусом имеют склонность к низкой степени подчинения нормам, со средним статусом – к высокой. Участники с высоким статусом стремятся соблюдать групповые нормы при завоевании позиции лидера. А став лидерами, могут отклоняться от менее важных норм, не получая при этом отрицательной обратной связи. Конечно, иногда подчинение групповым нормам – необходимое условие поддержания порядка, достижение групповых целей, эффективного взаимодействия в группе. Так, некоторые группы специально разрабатывают методику, предусматривающую вознаграждение за подчинение нормам и наказание за отклонение от них. Структура группы также влияет на соблюдение групповых норм [5].

Таким образом, можно говорить о нормах, как о правилах поведения в группе. Их предназначение и описание лаконично и доступно очерчено К. Фопелем. Он предлагает следующие правила (нормы):

- Я говорю «Я», а не «мы» или «все».

Для чего это нужно? Когда я говорю «мы», «все» или использую безличную форму глаголов, я не несу ответственности за свои слова. Тем самым я уклоняюсь от прямого высказывания своей точки зрения и наше общение становится ни к чему не обязывающим и поверхностным.

Как это выглядит? Я не говорю «Лучше, чтобы в этой группе не курили», но нахожу в себе достаточно мужества, чтобы сказать: «Я не хочу, чтобы в группе курили» [6].

- Я не пользуюсь общими фразами и клише.

Для чего это нужно? Чем более обобщенно я говорю, тем менее эффективными становятся мои высказывания. Обобщения являются формой защиты, а конкретные высказывания позволяют быстрее и легче установить контакт с другими членами группы.

Как это выглядит? Вместо того чтобы сказать «Все женщины непоследовательны и эмоциональны», я говорю: «В твоих словах я не вижу логики» [6].

- Я говорю о том, что мешает мне участвовать в работе группы.

Для чего это нужно? Если в какой-то внутренней ситуации я не готов участвовать в выполнении задания, но не говорю об этом явно, то тем самым я мешаю себе продуктивно работать. Я трачу силы на то, чтобы скрыть свое сопротивление вместо того, чтобы открыто обсудить его.

Как это выглядит? Я сам, по своей инициативе, сообщаю о том, что мне мешает, чтобы снова активно включиться в работу. Например, я говорю: «Мне сейчас трудно сосредоточиться на нашей теме, поскольку я никак не могу отвлечься от своих проблем [6].

- Я не говорю о других участниках в третьем лице, но обращаюсь непосредственно к ним.

Для чего это нужно? Когда в присутствии человека о нем говорят в третьем лице, у него возникает чувство, что его не замечают и с ним не считаются. Если же к человеку обращаются непосредственно, он чувствует, что его воспринимают всерьез.

Как это выглядит? Вместо того чтобы сказать: «Ханс совершил большую ошибку», я говорю: «Ханс, ты совершил…» [6].

- Я избегаю кулуарных разговоров.

Для чего это нужно? Кулуарные разговоры приводят к ослаблению групповой сплоченности, а также к тому, что не участвующие в этих разговорах люди чувствуют себя исключенными из общения. Кроме того, участникам, ведущим кулуарные разговоры, часто не хватает смелости сказать, что они думают, вслух, и в результате их мысли или инициативы оказываются потерянными для группы.

Как это выглядит? Я ни с кем не шепчусь во время групповой работы. Если это делают другие, я спрашиваю их, готовы ли они вынести свои кулуарные разговоры на групповое обсуждение [6].

- Я всегда могу сказать «нет».

Для чего это нужно? Цель психологической работы состоит в том, чтобы каждый смог глубже осознать, что он свободен в выборе решений, но это означает и его личную ответственность. Человек чувствует в себе силы пробовать новые способы поведения лишь тогда, когда у него есть право самому решать, что он может делать и о чем говорить.

Как это выглядит? Если ты хочешь от меня чего-либо, к чему я не готов, я говорю: «Нет, этого я не хочу. Я не чувствую себя достаточно уверенным для этого» [6].

- Я не спрашиваю «Почему?», а спрашиваю «что?», «когда?», и «как?»

Для чего это нужно? Вопросы «Что?», «Когда?», и «Как?» имеют отношение к фактам, которые происходили в реальности и предполагают меньше возможности для интерпретаций, оценок и субъективных суждений, чем вопрос «Почему?», поэтому они воспринимаются окружающими как менее опасные.

Как это выглядит? « Почему ты так нервничаешь?» Вместо этого я говорю тебе: «Я замечаю твое волнение и мне от этого тревожно. Если можешь, скажи мне, пожалуйста, что тебя сейчас беспокоит» [6].

- Все что я здесь говорю и слышу, не выносится за пределы группы.

Для чего это нужно? Каждому участнику группы легче найти в себе смелость и раскрыться, если он будет уверен, что потом никто никому не расскажет о том, что происходило во время занятий.

Как это выглядит? После занятий я могу рассказывать третьим лицам только о том, что переживал я сам. Я не называю имен других участников и не сообщаю ничего об их действиях, словах, чувствах [6].

- Я стараюсь говорить максимально искренне.

Для чего это нужно? Люди общаются друг с другом с большей готовностью, если видят, что каждый говорит то, что он действительно думает и чувствует.

Как это выглядит? Я не говорю: «Я с тобой полностью согласен», если про себя думаю: «Не во всем я разделяю твое мнение» [6].

- Я стараюсь быть как можно более реалистичным.

Для чего это нужно? Контакт между участниками группы будет лучше, если каждый из них будет видеть себя и других такими, какие они есть на самом деле, а не такими, какими им хотелось бы друг друга.

Как это выглядит? Когда я тебя критикую, то не забываю и о твоих сильных сторонах, а когда я соглашаюсь с тобой и одобряю твои действия, то осознаю, что мы с тобой во многом отличаемся друг от друга [6].

- Я стараюсь максимально быть в настоящем, придерживаться принципа «здесь и теперь».

Для чего это нужно? Если человека занимают главным образом события или планы на будущее, он не может сосредоточиться на том, что с ним происходит в группе. Быть в настоящем – значит, обращать внимание на текущие события, на поведение и чувства других участников, то есть быть включенным в групповую работу.

Как это выглядит? Вместо того чтобы обсуждать свои планы или говорить о том, что происходило в прошлом, я обсуждаю с участниками группы то, что происходит с нами сейчас [6].

3. Категории людей, являющихся объектом внимания специалистов по оказанию психологической помощи

Не последнее место в профессиональной позиции квалифицированного психолога занимает его представление о содержании психологической помощи как цели профессионального взаимодействия с клиентом [1].

Содержание психологической помощи может быть представлено следующим образом:

1. Оказание клиенту помощи через сообщение объективной психологической информации.

Особенность этого вида помощи состоит в том, что психолог несет ответственность за достоверность информации и форму ее сообщения клиенту. Клиент же сам вырабатывает отношение к этой информации, и сам принимает решение о ее использовании.

2. Психологическая коррекция предполагает организованное воздействие на клиента с целью изменения показателей его активности и соответствия с возрастной нормой психического развития.

Содержание психологической помощи состоит в том, что для клиента разрабатывается индивидуальная программа усвоения какого-то вида деятельности в соответствии с общественными требованиями к ней.

3. Психологическое консультирование адресовано психически нормальным людям для достижения ими целей личностного развития.

4. Психотерапия как вид психологической помощи предполагает активное воздействие на личность клиента. Клиент психотерапевта – это человек требующий реконструкции его личности. То есть, это больной человек, которому требуется организованное воздействие на его психическую реальность с целью ее восстановления и реконструкции [1].

Если в психологическом консультировании ответственность за результаты, связанные с изменением продуктивности личности, распределяются между психологом и клиентом, то в психотерапии, особенно на первых ее этапах, ответственность за реконструкцию личности клиента несет и психотерапевт.

Практически всегда психотерапия осуществляется на фоне медикаментозного воздействия на метод лечения. В патогенезе всех болезней участвуют, наряду с личностным уровнем человека, и различные уровни интеграции и функционировании его организма. Психотерапевт работает вместе с терапевтом и другими специалистами, которые применяют терапию и другие непсихологические воздействия.

Психотерапевт чаще всего работает в неврозами, пограничными состояниями и психосоматическими заболеваниями [1].

Таким образом, можно сказать, что при работе психолога и клиента, ответственность за результат несет клиент; при психотерапевтическом воздействии главная роль в реконструкции личности принадлежит специалисту [1].

ΙΙ. Практическое задание

1. Упражнение для знакомства

Кто я

Цель: Упражнение особенно хорошо подходит для первого занятия и является хорошим способом «сломать лед» и познакомить участников друг с другом.

Процедура: Каждому члену группы даются карандаши и бумага. Участники получают следующую инструкцию.

Напишите в столбик цифры от 1 до 10 и 10 раз ответьте письменно на вопрос «Кто я?». Используйте характеристики, черты, интерес и чувства для описания себя, начиная каждое предложение с местоимения («Я…»).

После того как закончите составлять этот перечень, приколите листок бумаги на видное место на груди. Затем начинаю медленно ходить по комнате, походите к другим членам группы и внимательно читайте то, что написано на листке и каждого. Не стесняйтесь комментировать перечни других участников.

(В качестве варианта каждый член группы может громко прочесть свой перечень остальной группе).

Вопрос: Вам было трудно дать себе 10 характеристик? Когда вы начали испытывать затруднения? Как другие читали ваши характеристики? Что в упражнении для вас было самым трудным? [5]

2. Разогревающее упражнение

Выбор траектории.

Цель: эта разминочная игра также может быть отнесена к необычным способам психодиагностики. Может служить прологом к психотехникам, ориентированным на развитие умений осознавать собственные предпочтения и склонности.

Процедура: Ведущий включает фоновую музыку (среднего темпа) и говорит:

- У многих людей есть привычка, размышляя над решением какой-либо сложной задачи, двигаться по замкнутой траектории.

Кто-то движется по кругу (показывает), кто-то предпочитает ходить, совершая более резкие повороты, т.е. описывает квадрат или прямоугольник (показывает), кто-то – как будто шагает вдоль сторон треугольника (показывает). И, наконец, встречаются люди, которые размышляя, движутся по траектории зигзага (показывает).

У вас есть несколько минут для того, чтобы подвигаться по комнате, опробуя все эти траектории. Можно уменьшать или увеличивать размеры описываемых фигур по вашему желанию.

Участники начинают двигаться по комнате под музыку (упражнение применимо только тогда, когда позволяют размеры помещения). Ведущий мягко пресекает разговоры: нужно, чтобы каждый сумел настроиться на свои внутренние ощущения. 5-7 минут обычно достаточно для того, чтобы каждый определился в своем выборе. Ведущий предлагает участниками группы разделиться: « круги», «квадраты», «треугольники» и «зигзаги» занимают разные углы помещения.

Вопросы: Кто еще оказался в одной группе с вами? Кто, так же как и вы, предпочитает именно эту фигуру? Видимо что-то объединяет вас, видимо есть в вас нечто схожее, раз ваши вкусы в отношении этой геометрической фигуры совпадают. Обсудите в группе, в чем сходство между вами – людьми, выбравшими круг, квадрат, треугольник или «восьмерку». Почему именно эта фигура оказалась для вас наиболее симпатичной?

После 5-минутного обсуждения каждая группа представляет свое обоснование, сделанного выбора. Участники объясняют, чем выбранная фигура предпочтительнее остальных и как можно охарактеризовать людей, выбирающих эту фигуру. Выслушав каждую группу, ведущий может предложить сравнить точки зрения группы с мнением психологов, работающих в таком направлении, как психогеометрия [2].

3. Диагностика сплоченности группы.

Для полноценной работы группы необходимо, чтобы каждый участник ощущал свою принадлежность этой группе. Тот, кто чувствует себя посторонним или слабо включенным в совместную деятельность, вынужден большую часть своей эмоциональной и умственной энергии тратить на то, чтобы искусственно поддерживать чувство собственной ценности и значимости. Особенно проблематично в этом смысле положение тех людей, которые фактически не принимают участие в групповых взаимодействиях (например, сами они молчат, а другие участники к ним не обращаются). Это упражнение обращает внимание группы на проблему включенности участников и в то же время создает предпосылки для более полной интеграции в группу «аутсайдеров»

Инструкция: Я хочу, чтобы мы проверили, насколько каждый из нас чувствует себя в данный момент включенным в группу. Для меня это упражнение очень важно, поскольку я знаю, как неприятно для любого человека ощущать себя хотя бы в какой-то ступени, но посторонним. Сейчас вам надо будет встать и, не разговаривая друг с другом, выстроиться в одну линию. Пусть тот, кто чувствует себя полностью включенным в группу, встанет около двери, а тот, кто чувствует себя слабо включенным или даже совсем не включенным, - у противоположной стены комнаты. Все остальное должно распределиться на линии, соединяющей двух крайних участников – в соответствии с ощущаемой в данный момент степенью включенности. Пусть каждый найдет свое место…Теперь оглядитесь вокруг себя и посмотрите, как выстроилась наша группа.

Рефлексия: Я хочу, чтобы каждый сейчас коротко сказал о том, чтобы побудило его встать именно на это место и как он относится к решению, принятому другими участниками. В какой мере результат упражнения оказался неожиданным для вас? [6]

4. Развитие сплоченности группы

Цель: упражнение хорошо подходит для выявления умения вчувствоваться в другого человека, сопоставить имеющуюся о нем информацию, делать выводы.

Инструкция: Психологи говорят, что группа является сплоченной, когда наблюдается единство ценностных ориентаций. Иными словами, когда по отношению к самым важным в жизни вещам у людей примерно одинаковое отношение. Но такое единство возможно лишь тогда, когда люди хорошо знают, как каждый человек из группы относится к тому или иному вопросу, что ему нравится и что нет. Давайте проверим себя – насколько хорошо вы уже знаете друг друга, насколько вы можете проникнуть в глубину души человека из вашей группы и понять его вкусы и пристрастия. Способны ли вы на основе той информации, которая у вас уже есть о человеке, предугадать, как он ответит на те вопросы, которые в процессе нашей групповой работы еще не обсуждались? Для этого предлагаю вам следующие упражнение. Возьмите большой лист бумаги, положите его горизонтально и разделите вертикальными линиями на три части. В верхней части среднего столбца подпишите свое игровое имя. Над левым столбцом напишите имя человека, сидящего слева от вас, на не ближайшего соседа, а следующего за ним. Над правым – имя человека, сидящего справа от вас, также через одного человека. Таким образом, у каждого из вас есть два человека. Глазами которых вы должны будете «посмотреть» на мир и за которых дадите ответы на вопросы, которые я предложу.

Итак, сейчас прозвучат вопросы. Их записывать не нужно. Ставьте номера вопросов и записывайте ответы, которые, по вашему мнению, дают ваши партнеры. Не спешите, попробуйте вжиться во внутренний мир человека, от имени которого вам приходится писать. В среднем столбце вы отвечаете за себя. Отвечайте кратко и определенно.

(Достаточно 5-6 вопросов. Их содержание варьируется в зависимости от половозрастного состава группы и ее интересов).

Рефлексия. Для проверки степени «попадания» после завершения процедуры ведущий предлагает участникам сравнить свои результаты и подсчитать количество совпадающих ответов. Итоги подводятся во время общегруппового обсуждения. Обсуждается «стопроцентное попадание»: как удалось этого добиться, на чем основывались предположения[2].

5. Развитие социально-перцептивных способностей

Упражнение «Зубы дареного коня»

Цель: развитие средств общения

Инструкция: - Давайте пофантазируем и представим, что сегодня у все нас праздник, у всех День рождения. Такой день всегда важен. Он символизирует определенный рубеж, по прохождении которого человек может что-то изменить в своей жизни и в себе. В день рождения имениннику принято дарить подарки. Пусть сегодня это будут такие подарки, которые действительно помогут человеку измениться, которые по-настоящему нужны ему и ценны для него. Сделать хороший подарок очень непросто. Кто из нас не бегал по магазинам в поисках «чего-нибудь такого…»? Сегодня не надо ничего искать в магазинах. Тем более, что скорее всего там не найти того, что в самом деле нужно. Помните, вы ничем не ограничены. Дарить можно все, что угодно: от картины кисти Леонардо до конкретных личностных качеств; от виллы на Багамских островах до тысячелетнего манускрипта, хранящего мудрость древних волшебников, от засохшего прошлогоднего одуванчика до вечной жизни. Не спешите с выбором подарка.

В данную минуту именинниками являются…(в зависимости от формы проведения упражнения). Внимательно посмотрите на этого человека. Подумайте о том, какой у него жизненный опыт. Что он познал и понял в своей жизни? Что он ценит больше всего на свете? Кого он любит? О чем мечтает? Что ему очень и очень нужно? Что он хотел бы получить в дар от вас? Сейчас вы – волшебники и вы способны дать этому человеку то, что он хочет…

А теперь внимание, именинники! В обычный день рождения любые подарки принимаются без критики – независимо от того, понравились они или нет. В народе говорят: «Дареному коню в зубы не смотрят». Но сегодня – особый случай. Постарайтесь присмотреться к «зубам дареного коня», прислушаться к себе, оценить нужность каждого подарка для вас и честно сказать дарящему, насколько он «попал в точку» со своим подарком. Четко аргументируйте свое решение. Если вы не хотите принимать преподнесенный дар, объясните, стараясь не обижать дарящего, почему вы это делаете.

Дарители! Не нужно спорить с именинниками, даже если вы категорически с ним не согласны и убеждены, что без вашего подарка он просто погибнет тут же на месте. Сегодня у каждого из вас будет день рождения и каждый не только сделает 5 подарков, но и получит тоже 5.

Приступайте! С днем рождения!

Рефлексия. После того, как каждый из участников получит необходимое количество подарков, обсуждаются следующие вопросы:

- Кому из участников удалось подобрать такие подарки, которые были с благодарностью приняты всеми именинниками?

- За счет чего это произошло?

- Какого типа были подарки?

- Какие их них оказались самыми удачными?

- Каков был самый оригинальный подарок?

- Были ли «именинники» принявшие все подарки без исключения? Если да, то не является ли причиной их «всеядность», нежелание обидеть дарителей? Все ли сумели быть искренними?

- Какие подарки оказались отвергнутыми, почему?

- Насколько трудно было отказываться от подарков?

- Есть ли такие «именинники», кто не принял ни одного подарка? Почему?

- Что вы чувствовали, когда ваши дары отвергались? [2]

6. Развитие сенситивности

Цель: развитие наблюдательной сенситивности.

Инструкция. Все участники садятся по кругу. Тренер выходит из круга и дает инструкцию, стоя за кругом.

«У вас есть полторы минуты, в ходе которых надо внимательно посмотреть друг на друга»

(За временем следит тренер) Через полторы минуты тренер просит всех повернуться на стульях спиной в круг, подходит к одному из участников группы и говорить, обращаясь к нему, например: «Иван, я иду по кругу, прохожу 3-х человек, останавливаясь возле 4-го. Кто это?» Иван отвечает (если ответ неправильный, надо ему об этом сказать и дать возможность отвечать до тех пор, пока не будет получен правильный ответ). После этого тренер предлагает Ивану ответить на ряд вопросов, относящихся к внешнему облику названного участника группы.

Аналогичное задание дается еще 4-5 участникам.

Рефлексия. В заключении упражнения тренер просит всех повернуться лицом в круг и еще раз посмотреть друг на друга [3].

Обсуждается, насколько сложным был отвечать на вопросы, как чувствовал себя участник, про которого спрашивали.

7. Развитие креативности

Цель: развитие гибкости, точности, оригинальности мышления.

Участники группы сидят по кругу.

Инструкция. Сейчас каждый по очереди будет, взяв свой стул, входить в круг и по очереди, садясь напротив каждого из оставшихся в кругу, задавать ему неожиданный вопрос. Задав вопрос, надо дождаться ответа.

Рефлексия. Какой вопрос был самым оригинальным? На какой было труднее всего ответить? Повлияло ли это упражнение на настроение в группе? [3]

8. Работа с агрессией

Цель: научить членов группы отличать уверенные, неуверенные и агрессивные ответы.

Процедура. Каждому члену группы предлагают продемонстрировать в данной гипотетической ситуации неуверенный, уверенный и агрессивный ответы. Вовлекаются все члены группы, даже если участник предложит один из 3-х ответов. Можно использовать ситуации:

- Друг продолжает занимать вас разговорами, а вы хотите уйти. Вы говорите….

- Ваш товарищ устроил вам встречу с незнакомым человеком, не предупредив вас. Вы заявляете ему…

- Люди, сидящие сзади вас в кинотеатре мешают вам громкими разговорами. Вы обращаетесь к ним…

- Друг приводит вас в смущение, рассказывая в компании истории про вас. Вы заявляете ему…

(Можно предложить и другие ситуации по выбору ведущего)

Рефлексия. По очереди, ведущий просит обратной связи у группы относительно уверенного, неуверенного и агрессивного ответа участника. Какой ответ оказался более легким? Какие ответы вы чаще используете в собственной жизни?[6]

Заключение

Таким образом, можно сказать, что социально-психологический тренинг располагает большими арсеналом методов работы и находит свое применение для решения широкого спектра задач. Несмотря на кажущуюся легкость проведения тренинга, всегда следует помнить о соответствующей квалификации и подготовке специалиста для решения определенного круга проблем.

Тренинг, тренинговые группы имеют свои цели, нормы, принципы, влияющие на весь рабочий процесс. И только при соответствии тренинга все необходимым критериям можно говорить о его грамотности, пригодности и эффективности.

Литература

  1. Абрамова Г.С. Практическая психология. – 4-ое изд. перераб.и доп. – Екатеринбург: Деловая книга, 1999.
  2. Волчков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехника. – 2-ое изд. перераб.и доп.– М.:Изд-во «Ось-89»; 2001.
  3. Психогимнастика в тренинге. / Под ред. Н.Ю. Хрящевой. – СПб.: «Ювента», И.Г.,1999.
  4. Романова Е.С. Потемкина О.Ф. Графические методы в психологической диагностике.– М., Дидакт,1992.
  5. Рудестам К. Групповая психотерапия. Теория и практика. / Общ. ред. и вступ.ст. Л.П.Петровской. – 2-ое изд.– М.: Прогресс, 1993.
  6. Фопель К. Психологические группы; Рабочие материалы для ведущего: Практическое пособие. – М., Генезис, 2000.