Саморазвитие личности, как фактор делового общения

Тип работы: Реферат
Цена: Бесплатно
(Время чтения: 8 - 16 минуты)

User Rating: 0 / 5

Введение

Одному из древних философов принадлежат слова: «Человек – мера всех вещей». А что является мерой самого человека? Ответ, наверное, очевиден – его дела и поступки. Именно по делам и поступкам судят о ценности человека, зрелости его как личности.

Если же сместить акцент с результатов деятельности (дел и поступков) на самого человека и задать себе еще один вопрос: за счет чего способен человек совершать деяния? (т. е. в чем состоит ценность самого человека?), то ответы уже не будут столь однозначны.

Кто-то будет уповать на талант, иные – на умение строить отношения с другими людьми, а кто-то будет объяснять успехи в жизни и труде благоприятно сложившимися обстоятельствами. Психолог же ответит на этот вопрос следующим образом: ценность человека состоит не только в его делах и поступках, но и в его умении постоянно работать над собой, самосовершенствоваться, все более глубоко познавать свои возможности и максимально использовать их в своей жизни и деятельности.

Действительно, только постоянное самопознание и саморазвитие являются инструментарием открытия своего неисчерпаемого личностного и творческого потенциала, выявления тех сфер жизнедеятельности, где этот потенциал может быть использован в полной мере. Известно немало случаев, когда способные и даже талантливые люди, добившись определенных успехов, успокаивались, переставали работать над собой, в результате чего теряли даже то, что было достигнуто ранее. Утверждение ценности самопознания и саморазвития прослеживается во многих религиозных, философских, психолого-педагогических концепциях.

Все сказанное делает востребованными знания о том, что такое самопознание и саморазвитие, какую роль они играют в жизни, каковы механизмы их функционирования, как развиваются, как и посредством чего можно познавать себя, ведь наука доказывает, а жизнь подтверждает, что успех любого дела в условиях рыночной экономики зависит не только от качества производимого товара или услуги, но в не меньшей степени и от качества жизни людей, производящих этот товар или услугу.

Именно поэтому сегодня опытный руководитель тратит большую часть рабочего дня не на решение финансовых, технические или организационных проблем, а на решение психологические задач, возникающих в процессе общения с подчиненными, коллегами и начальством[6 с.5].

Сущность делового общения

Деловое общение – процесс взаимосвязи и взаимодействия, в котором происходит обмен деятельностью, информацией и опытом предполагающим достижение определенного результата, решение конкретной проблемы или реализацию определенной цели.

Деловое общение можно условно разделить на прямое (непосредственный контакт) и косвенное (когда между партнерами существует пространственно - временная дистанция). Прямое деловое общение обладает большей результативностью, силой эмоционального воздействия и внушения, чем косвенное, в нем непосредственно действуют социально – психологические механизмы.

В целом деловое общение отличается от обыденного (неформального) тем, что в его процессе ставятся цель и конкретные задачи, которые требуют своего решения. В деловом общении мы не можем прекратить взаимодействие с партнером (по крайней мере, без потерь для обеих сторон). В обычном дружеском общении чаще всего не ставятся конкретные задачи, не преследуются определенные цели. Такое общение можно прекратить (по деланию участников) в любой момент.

Психология делового общения изучает:

  • во-первых, влияние личностных качеств, таких как когнитивный стиль, темперамент, интроверсия – экстраверсия, характер, воля, способности, на поведение партнеров и результаты общения.
  • во-вторых, особенности восприятия, понимания, коммуникативных барьеров и психологических защит, возникающих в процессе общения.
  • в-третьих, социально-психологические факторы – потребности, интересы, ценности, мотивы субъектов общения.
  • в-четвертых, подтекст, задний план реального поведения, обусловленный существованием субъективных, часто скрытых, целей участников общения.

Первая группа психологических факторов – это врожденные и прижизненно формируемые психологические комплексы личности, обеспечивающие последовательность ее поведения. Эти комплексы исследуются в многочисленных теориях личности и учитываются во всех практических рекомендациях по оптимизации общения. Например, люди с творческим или репродуктивным типом мышления выполняют в группе разные функции. Первые создают новое или оказываются экспертами и критиками, вторые – развивают наличное бытие.

Вторая группа психологических факторов определяется характером и содержанием базовых психических процессов: восприятия, мышления, памяти, воображения. Очевидно, что далеко не во всех случаях до партнера доходит весь смысл получаемой информации. При этом, любое искажение в понимании ведет к ложной интерпретации и, следовательно, к неадекватной ответной реакции. Например, преподаватель говорит студентам, что на следующем занятии будет контрольная работа. Студенты могут понять это: как ответственное отношение преподавателя к своему предмету, как необходимость делать записи, как промежуточную или итоговую оценку их знаний и будут вести себя соответственно. Кроме того, необходимо учитывать: сложность субъектов, вступающих в контакт Например, руководитель имеет представление о себе и представление о том, каким видят его подчиненные, в то время как его подчиненные ориентируются на собственный образ начальника и взаимодействуют с этим образом как с реальным субъектом. Невозможность представить себя глазами другого – базисный психологический барьер, преодолению которого приходится учиться в процессе усвоения значения символов вербального и невербального общения.

Третья группа психологических факторов, определяющих деловое общение, это мотивы, интересы, установки субъектов общения, проявляющиеся в специфических формах поведения, разговорах, особенностях решения конфликтов. Например, человек, ориентированный на деньги, будет выбирать вид деятельности, связанный с большим материальным вознаграждением. А тот, для которого работа является способом самоутверждения, больше нуждается в похвале, признании и внешних знаках отличия.

Четвертая группа психологических факторов делового общения существует или реализуется в виде знаний и умений распознавать и применять этикетные нормы и ритуалы, знаки статуса и отношений, символы единения или конфликта.

Понятие «деловое общение» подчеркивает целесообразность и возможность разведения субъективных желаний и объективных условий в процессе личного взаимодействия.

В случае делового общения желание общаться вторично по отношению к необходимости. Принудительность – главный признак, отличающий деловое общение от ритуального и межличностного.

Таким образом, деловое общение – один из видов коммуникации, в котором есть ролевой, межличностный и ритуальный аспект. Деловое общение отличается тем, что определяется внешними целями. Деловое общение – общение ради чего-то, лежащего а пределами самого общения. Деловое общение принудительно. Деловое общение – общение по строгим правилам, знание которых обязательно. Деловое общение формально обезличено, поэтому в деловом общении интересы и мотивы участников могут быть скрыты и нуждаются в расшифровке.

В деловом общении возможности выбора и изменения своей роли, форм общения и партнера значительно уже по сравнению с межличностным или ритуальным общением. Деловое общение происходит в определенном социальном пространстве-времени. Деловое общение реализуется в заданных формах: разговор, беседа, переговоры, совместная деятельность. Проблемы делового общения: трудности, нарушения, барьеры, конфликты, имеют свою специфику и собственные способы разрешения[7 с.14].

Пути к саморазвитию в процессе оптимизации делового общения

В настоящее время ощущается острая потребность нашего общества в культуре поведения, эффективности общения, которая необходима людям для освоения демократического наследия всего человечества и созидания гражданского общества. Эффективное имиджирование – это способ деятельности человека, направленной на достижение социальных целей, отражающих земные интересы людей, это способ реализации общечеловеческих ценностей в системе деловых отношений, основанных на раскрытии способностей и талантов личности. На основные технологии в развитии личности – самоорганизацию, самообразование, самосовершенствование, самопрезентацию – указывали мыслители разных эпох.

Так, П. Я. Чаадаев в своих «Философских письмах» призывал учиться культуре самоорганизации интеллектуального труда. Современник А. С. Пушкина сожалел об отсутствии в России навыка духовной деятельности, ее режима, культуры, что тормозило национальное развитие. Известный русский ученый Н. Е. Введенский, продолжая и развивая мысли Чаадаева, в статьях доказывал, что оптимальная самоорганизация труда способна грамотно и плодотворно использовать свои возможности, разумно тратить силы. Он говорил, что при умелом распределении умственного труда можно не только развить большую по своей продуктивности работу, но притом сохранить на долгие годы, быть может на всю жизнь, умственную работоспособность и общий тонус своей жизнедеятельности. Люди устают не столько от того, что много работают, а от того, что плохо работают[4 с.169].

Н. E. Введенский называет четыре условия эффективного производительного труда человека. Первое условие заключается в том, что во всякий труд необходимо входить постепенно. Второе – в мерности и ритме деятельности. Третье условие связано с возникающей привычной последовательностью и систематичностью труда. Четвертое – заключается в правильном чередовании труда и отдыха человека.

Таким образом, самоорганизация есть планомерная, четко продуманная, внутренняя дисциплина, основанная на личном подходе субъекта к поставленной цели. Нередко, анализируя свою работу, менеджер видит нерациональность использования своего времени. Он может не знать этих причин или не уметь эти причины устранять. Часто это происходит от неумения организовать интеллектуальный труд. Практика показывает, что по мере утомления мысли вяжутся в нашем сознании все слабее, внимание не удерживается с прежним напряжением на идеях, которые занимают человека. Необходимо в самом начале такого состояния дать себе отдых – и будет достаточно незначительного отдыха для полного восстановления умственных сил. Если вовремя не прекратить работу, потом ее придется надолго оставить.

В обычных условиях работоспособность человека в каждый последующий день не ниже, чем в предыдущий. Личность, работающая под влиянием увлечения, может не заметить первых фаз утомления и довести себя до переутомления, что может отразиться впоследствии на ее работоспособности. От умения выстроить верно, рассчитать свою работу зависит эффективность имиджирования. Умение выстроить здоровую разумную трудовую модель, умение менеджера верно понять себя и рассчитать свои силы – важное условие эффективности работы над повышением имиджа.

Человек ищет и уточняет свои ритмы деятельности, социальной активности или пассивности, приобщения или выключения из делового общения. Как же определить, правильно выстроить ритм своего роста, своего имиджирования? Немного найдется примеров людей, которые соизмеримы огромным размахом своей деятельности с В. И. Вернадским. Он сочетал в себе гигантскую работу мысли, дар исследователя и организаторский гений. За свою долгую (он прожил 82 года), до последних дней полную плодотворного труда жизнь Вернадский сумел стать ведущим ученым в шести науках, три из которых – геохимию, биогеохимию, радиогеологию – он сам основал. Он создал 10 научно-исследовательских институтов, организовал ряд важных научных комиссий.

Особое значение в самоорганизации имеет умение руководить собой – умение собираться и расслабляться. Это умение достигается с помощью использования в своей деятельности метода пунктира: работа – отдых – работа – отдых. Вместе с тем следует отметить, что паузы в работе не должны иметь характера слишком больших расплывчатых расслаблений. Есть категория людей, которые только и делают, что готовятся вот-вот взяться за занятия, раскладывают деловые бумаги, книги, расслабляются, настраиваются и перестраиваются, на что у них и уходит рабочий день, а на само дело у них уже не хватает времени и сил. Заказ на рабочее состояние дойдет, если менеджер действительно всем своим настроением и существом готов обратиться к труду, а не просто разложил деловые бумаги и настроился на тихое мечтание. Внутренняя собранность, четкость и честность задачи, без фальши и показухи перед собой помогут подсознанию собрать интеллектуальную энергию. Нужно искренне захотеть организовать свою работу[4 с.170].

Как только собрались, настроились на определенное дело, например, подготовку доклада, выступления, необходимо немедленно к нему приступать. Если паузу затянуть – она внезапно начинает тормозить. Работа покажется утомительной, сложной, отодвинется еще дальше. Настрой перегорает, за стол садитесь неохотно, ясно осознавая неумело проведенные часы. Такой затянувшейся подготовкой можно уничтожить рабочее настроение на несколько дней. И тогда приходится начинать сначала.

В деловом общении действуют дипломатические правила; четкость и предусмотрительность, строгая требовательность и деликатность, дальновидность и реактивность, риск, убедительность и чуткость. Всякая грубость в деловом общении сопровождается конфликтом, нервным срывом, а инертность – вялой бездеятельностью, нудной бесплодностью. Опыт показывает: черта менеджера высокого класса – постоянная готовность к своему делу, стойкий настрой на него, высокая работоспособность при любых условиях. Такой человек произвольно вызывает у себя рабочее настроение, для него привычно умение концентрировать волю и в течение нескольких минут включаться в решение проблемы, умение вырабатывать гибкую оперативность.

Методик самоорганизации труда множество, но все они опираются на особенности развития психики, интеллекта личности. Важно, чтобы избранный человеком режим деятельности совпадал с его природой, ритмической организацией, взаимоотношениями с другими людьми. Формируя свой позитивный имидж, руководителю необходимо помнить о влиянии его самоорганизации на весь процесс организации деятельности предприятия, учреждения. Он должен знать свои подъемы, свои предельно допустимые нагрузки, уметь держать себя в руках, показать свои возможности в лучшем виде. Лишь понравившись самому себе, он сумеет понравиться и другим. А для этого нужно непрерывно развивать себя[4 с.171].

В процессе имиджирования большое значение имеет самообразование, которое становится смыслом и образом жизни, спасением от бед, недугов. В определенных жизненных ситуациях, когда человек не удовлетворен своим положением в обществе, своими успехами, способностями, для него самообразование, а также другие виды приобщения к успехам людей, становится источником светлых сильных чувств, возвышающих образ жизни. Люди, занятые самообразованием, обращаются к нему как к способу уравновесить свой эмоциональный баланс, поддержать необходимую для имиджирования, для делового общения психологическую норму. Читая книги, перебирая архивные документы, изучая средства массовой информации, они ищут новые знания, новые чувства и ощущения.

В слово «самообразование» ученые вкладывают два смысла. Во-первых, самообразование как самостоятельное овладение знаниями, в этом случае слово означает «самообучение». Это узкий, практический смысл. Во-вторых, в более широком смысле «самообразование» понимается как образование себя, т. е. сознательное созидание своей личности.

Самообразование – деятельность, связанная с постижением культуры, приобщением к ней. В процессе самообразования педагог совершенствует свой ум, меняет всю структуру своей личности, используя для этого все свои внутренние возможности. Это творческая работа по развитию своей личности, расширению эрудиции, углублению миропонимания, повышению эффективности делового общения.

Теоретики отмечают основные функции самообразования:

  • экстенсивная – накопление, приобретение новых знаний.
  • ориентирования – определение себя в сфере культуры и своего места в обществе.
  • компенсаторная – преодоление недостатков обучения в учебном заведении.
  • саморазвития – совершенствование личного миропонимания, своего сознания, памяти, мышления, творческих способностей.
  • методологическая – преодоление профессиональной узости, достраивание картины мира.
  • коммуникативная – установление связей между людьми в деловом общении, связей между сословиями, возрастами, профессиями, науками.
  • сотворческая – содействие творческой работе, ее дополнение.

Психологическая (и даже психотерапевтическая) – сохранение полноты бытия, чувства причастности к широкому фронту интеллектуального движения человечества. Омолаживания – преодоление инерции собственного мышления, предупреждения застоя в общественной позиции.

Таким образом, самообразование – постоянное слагаемое жизни культурного человека. Это занятие необходимо личности для достижения эффективных, оптимальных успехов в создании имиджа.

Большое значение в процессе имиджирования имеет самосовершенствование, т. е. достижение вершин в деятельности: быть лучшим в мире специалистом. Благодаря научно обоснованному самосовершенствованию люди становятся выдающимися деятелями эпохи. Как отмечают ученые, один из таких деятелей – древнегреческий мыслитель и математик Пифагор. Сформулированные им в юности заповеди могут быть полезны и сегодня:

  • делай лишь то, что впоследствии не огорчит тебя и не вынудит раскаиваться.
  • не делай никогда того, в чем не разбираешься, научись всему, что следует знать.
  • не пренебрегай здоровьем своего тела.
  • приучайся жить просто, без роскоши.
  • когда хочешь спать, не закрывай глаза, не разобравши всех своих поступков за день.

На общечеловеческие принципы в самосовершенствовании ориентировался Л. Н. Толстой. О его неустанном труде над совершенствованием души, тела и ума говорят дневники, которые вел Л. Н. Толстой с молодых лет и до конца своего жизненного пути. Думай хорошо, и мысли созревают в добрые поступки, завещал Лев Николаевич Толстой, – и сам всегда этому завету подчинялся[4 с.172].

В процессе самосовершенствования человек должен овладеть памятью, подчинить ее деятельность условиям социально-экономического бытия и делового общения. Память личности является продуктом ее культурного, социального развития, как и его речь, письменность или счет. Первоначально стимулы-средства, с помощью которых человек организует свое запоминание, были весьма несовершенны. Обычно это простейшие вещественные знаки или недифференцированные зарубки, примитивные бирки, завязанные узелки на носовом платке. Их усовершенствование заключается в процессе их дальнейшего дифференцирования и специализации.

Особое значение в работе над имиджем имеет самопрезентация, или представление своего образа. Большая ошибка в самопрезентации заключается в том, когда человек считает себя во всем абсолютно безупречным. И, наоборот, когда менеджер неуверен, не умеет продемонстрировать свои лучшие качества. В том и другом случае имиджирование таких людей оценивается как неэффективное. Самопрезентация характеризуется как эффективная, если окружающие воспринимают образ человека как притягательный. Такому образу свойственны согласованность, упорядоченность взаимоотношений с другими людьми, радость общения с ними.

А.П. Чехов считал, что воспитанные, развитые люди уважают чужое мнение, проявляют терпимость к человеческим слабостям. Сущность нравственной позиции развитой личности: жить, несмотря ни на что, с ощущением света, т.е. высших и вечных начал — истины, добра и красоты. Этот человек любит людей, свое Отечество. Вместе с тем за его любовью стоит твердость в отстаивании истины.

Сократ ставил познание человеком самого себя условием познания и овладения миром. Данное суждение может подтвердить деятельность прославленного не только в России, но и в странах мира Мстислава Леопольдовича Ростропови-ча, виолончелцста и дирижера, педагога и мецената, создавшего благотворительный фонд для одаренных личностей. Его прогрессивная деятельность стала возможной благодаря духовному самосовершенствованию и самопрезентации.

Человек, добившийся успехов в самопрезентации, — деятельная, активно противостоящая злу личность. Он создает достойный имидж в коллективе доброжелательностью, гуманностью, терпимостью, уравновешенным нравственным сознанием, образованностью. Деловое общение с такой личностью обогащает и облагораживает партнеров; он служит примером отношения к труду, окружающим, к себе, к правде. Такие люди обладают чувством нового, имеют высокую речевую культуру, помогающую им в процессе представления своего имиджа строить эффективные взаимоотношения с людьми. Деловому человеку, особенно менеджеру, постоянно выступающему перед коллективом, а нередко и перед широкой аудиторией, невозможно добиться успеха в самопрезентации, не развивая речевую культуру.

Важное значение для поддержания имиджа имеет умение держаться, привлекать выимание слушателя в публичных выступлениях. Выступающему перед аудиторией менеджеру следует отказаться от привычки встряхивать головой, поправлять непрерывно волосы, почесывать затылок — подобные жесты, как правило, отвлекают от восприятия речи; от них необходимо избавляться не только в деловом общении, но и в повседневной жизни.

Эффективному выступлению перед собравшимися способствует богатая интонация, совокупность мелодики, пауз и темпа речи. Монотонная речь способна вызвать скуку, снизить внимание и интерес у слушателей. В отличие от беседы интонация публичного выступления должна быть ярче, мелодичнее, выразительнее. Вследствие этого следует развивать диапазон своего голоса (т.е. совокупность звуков различной высоты). Плавный переход от одной тональности к другой придает дополнительную выразительность речи. Необходимо также соизмерять громкость выступления с величиной аудитории и помещения.

Каким должен быть темп речи? Многое зависит от содержания сообщения и ситуации делового общения. Теоретики считают оптимальным темпом речи 120 слов в минуту. Одну страницу текста, напечатанного на машинке через 1,5 интервала, диктор радио или телевидения обычно читает 2—2,5 минуты[4 с.173].

Поза, как и другие элементы поведения выступающего менеджера, в значительной степени определяется индивидуальным стилем, привычкой. Однако, находясь перед слушателями, следует добиться умения сохранять уверенность в своих способностях, устойчивое равновесие, естественность. Люди, не обладающие опытом публичного выступления, стоят навытяжку; другие — топчутся, раскачиваются; третьи — не знают, что делать с руками, и т.д. Жесты, как средство воздействия на аудиторию, вытекают из содержания речи, ее эмоционального накала и неразрывны с движением мысли, чувств. От жестов значимых, способствующих эффективному слушанию, отличаются жесты излишние. Подобно тому, как иные выступающие непрерывно оснащают речь клишированными словами: «значит», «ну», «так сказать», встречаются ораторы с неумеренной жестикуляцией, не совпадающей с ритмом выступления и эмоциональным накалом, что мешает эффективному восприятию речи, оптимальной самопрезентации.

Глубокие знания, умения и навыки в производственной деятельности, тщательное усвоение профессиональных знаний дают возможность сформировать специалиста широкого профиля, качественно улучшающего свою работу, как в целом, так и по отдельным направлениям. Компетентный специалист, выполняющий обязанности менеджера, имеет возможность более широко привлекать к себе нужных людей, использовать социокультурные средства в самопрезентации.

Широта кругозора, глубокая внутренняя и внешняя культура, чистота нравственного облика, высокий уровень специальной подготовки, непрерывный творческий поиск, культура общения с сотрудниками — таковы основы, составляющие имидж менеджера. Формированию менеджера, отвечающего этим требованиям, способствуют самоорганизация, самообразование, самосовершенствование и самопрезентация. Прежде чем руководить людьми, поучать других, следует обратить внимание на себя, на развитие своих чувств, потребностей. Когда менеджер целеустремлен, добродетелен, то к этому стремятся и его подчиненные[4 с.175].

Список использованной литературы

  1. Андреев В. И. Деловая риторика. (Практический курс делового общения и ораторского мастерства). – М.: Народное образование, 1995. – 208 с.
  2. Готовность личности к саморазвитию как психологическая проблема// «Проблемы саморазвития личности: методология и практика». – Сб. науч. трудов. АН СССР № 42525 от 27.07.1990 г. – С. 126-138.
  3. Деловая психология. Курс лекций; Учебник для высших и средних специальных учебных заведений. СПб.: Издательство Союз, 2000. – 576 с.
  4. Ковальчук А. С. Основы имиджелогии и делового общения: Учебное пособие для студентов вузов. 3-е изд., перераб. и доп Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2004.256 с.
  5. Маралов В. Г. Основы самопознания и саморазвития: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 256 с.
  6. Психология и этика делового общения: Учебник для вузов/ В. Ю. Дорошенко, Л. И. Зотова, В. Н. Лавриненко и др.;/Под Ред. проф. В. Н. Лавриненко. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997. – 279 с.
  7. Столяренко Л. Д. Психология делового общения и управления. Учебник / Л. Д. Столяренко. — Ростов н/Д: Феникс, 2005. — 416 с.