Неравномерность развития экономики (курсовая работа)

Тип работы: Курсовая работа
(Время чтения: 14 - 28 минуты)

User Rating: 0 / 5

Введение

Цикличность в экономики обладает спецификой, которая выражается, главным образом, в возможности извлечения максимальных выгод и уменьшения отрицательных последствий от повторяющихся колебаний при ведении человеком хозяйственной деятельности. Первостепенной задачей для современных и будущих экономистов является не только корректировка проводимой экономической политики с учетом существующих экономических циклов с целью их сглаживания, но и разработка такой стратегии, которая бы учитывала возможные колебания, создавая при этом резервы на стадии роста и используя их на стадии спада. Кроме того, часто просчеты политиков и экономистов в экономическом регулировании, которые приводят к кризису или депрессии, списываются на счет фазы спада экономического цикла. При этом сам цикл рассматривается как нечто объективное по отношению к субъектной деятельности органов государственного регулирования. Другими словами, политики как бы снимают с себя бремя ответственности за принятые решения и перекладывают его на цикличность.

Экономический цикл достаточно многолик и проявляется в колебаниях разнообразных показателей. Наиболее динамичной и наименее предсказуемой является денежная сфера, которая в условиях достаточной свободы рыночных отношений служит плодотворной почвой для возникновения циклических колебаний.

Наличие специфических показателей, характеризующих финансовую систему, позволяет говорить о существовании финансового цикла и его отдельных фаз. К тому же механизм реализации финансовой политики также тесно связан с финансовыми циклами и непосредственно включает в себя ряд методов, инструментов и рычагов по их регулированию. Целями данной работы является определение особенностей неравномерного развития стран, их цикличности.

Для достижения целей необходимо решить следующие задачи:

1. Показать историю возникновения проблемы цикличности развития экономики.

2. Указать причины циклического развития экономики, ее фазы и типы.

3. На примере Республики Беларусь показать, как действует государственное антициклическое регулирование, его инструменты.

Для написания работы автор использовал статьи из периодической печати, учебники, монографии.

1. История возникновения проблемы циклического развития экономики

Особенность рыночной экономики, проявляющаяся в склонности к повторению экономических явлений, была замечена еще в первой половине прошлого века. Владельцы капиталистических предприятий сталкивались с перепроизводством товаров. Сущность перепроизводства проявляется в перевесе предложения над спросом, когда цена товара понижается до того уровня, при котором если не для всех, то, по крайней мере, для значительной части производителей не остается даже нормальной, а, не говоря уже об экономической прибыли. Пытаясь выявить причины перепроизводства, экономисты обратили внимание на периодичность таких явлений, как повышение спроса, увеличение объемов производства или его простой. Выявилась и определенная последовательность в чередовании указанных явлений. Проблема имела столь огромное значение для экономического развития, что ее не обошел стороной практически ни один из ведущих экономистов ХІХ и ХХ вв. Написаны десятки различных работ, определяющих причины циклического развития, получены самые разнообразные пояснения и прогнозы.

Исследованию экономических циклов посвящены работы таких ученых, как К. Кларк, У. Митчел, К. Маркс, Н.Д. Кондратьев, Й. Шумпетер и многих других.

Колин Кларк (1905г.) – американский экономист и статистик. Считал, что при соответствующей политике государства, а именно регулировании деятельности монополий и национализации ряда отраслей, возможно добиться смягчения циклических колебаний экономики. Особое место в разработке теории цикличности принадлежит русскому ученому Н.Д. Кондратьеву (теория «длинных волн»). Следует подчеркнуть идею Й. Шумпетера о трех цикличной схеме, то есть колебательных процессах в экономике, осуществляющихся как бы на трех уровнях, как наиболее подходящую для описания многих явлений, происходящих в экономике. Он назвал эти циклы именами Н.Д. Кондратьева, К. Жугляра, Дж. Китчина – ученых, открывших эти циклы. Шумпетер считал, что в экономической системе проявляется взаимосвязь и взаимозависимость всех трех циклов.

Нельзя не сказать о вкладе К.Маркса в разработку теории цикличности. Он исследовал короткие циклы, получившие название периодических циклов или кризисов перепроизводства. «Конечной причиной всех действительных кризисов всегда остается бедность и ограниченность потребления масс, противодействующая стремлению капиталистического производства развивать производительные силы таким образом, как если бы границей их развития была лишь абсолютная потребительная способность общества».

П. Самуэльсон в своей известной книге «Экономика» определяет экономический цикл как общую черту почти всех областей экономической жизни и для всех стран с рыночной экономикой. Именно этой цикличностью характеризуется развитие всех промышленно развитых стран. Через спады и подъемы они неизбежно идут одним путем почти два столетия, по крайней мере, с того момента, когда общество относительно натурального хозяйства начало переходить на более высокий уровень, основанный на тесной взаимозависимости всех ее звеньев развитой денежной экономики.

Колебательная экономическая динамика наблюдается уже в течение 70 лет.

2. Фазы цикла, типы экономических циклов

Под циклом обычно понимают повторяющееся движение процесса производства от одного экономического кризиса до начала другого.

Экономический цикл можно представить в форме графика волны, характеризующей процесс динамики производства валового национального продукта в течение определенного периода. Система представлений предполагает, что волновой колебательный процесс имеет место при наличии тенденции прогрессивного процесса роста валового национального продукта и других экономических показателей общественного производства.

Рассмотрим фазы волнообразного колебательного процесса. Условно период подъема (спада) развивающейся экономики делят на четыре фазы:

 Фазы волнообразного колебательного процесса

Фаза кризисного состояния рассматривается с момент приостановки подъема в развитии экономики и начала спада в производстве материальных и духовных ценностей до момента характерно превышение производства товаров в сравнении с ростом платежеспособного спроса населения, что приводит к снижению сбыта товаров – затовариванию фирм и корпораций. Как выход из положения. Как выход из положения фирмы пытаются снизить цены на товары, что, конечно, не решает проблемы. Поэтому предприниматели сокращают объем производства и, как следствие, увольняют лишних рабочих. Увеличивается безработица в стране. Помимо этого предприниматели не всегда могут осуществить платежи по поставкам сырья, материалов, энергии, платежи по кредитам. Как следствие, в кризисное состояние попадает банковская система. Банки обанкрочиваются.

Фаза состояния депрессии – наблюдается остановка спада производства товаров и некоторое увеличение производства по сравнению с кризисным периодом. Появляется излишек свободных денежных средств, который не находит себе применения в промышленном производстве и концентрируется в банках. В этот период норма ссудного процента минимальна. Избыток товаров постепенно уменьшается (часть реализуется по наименьшим ценам, часть уничтожается по различным причинам: порча, моральное старение и т.п.).

Фаза состояния оживления характеризуется значительным ростом производства товаров, но в пределах, не превышающих сколько-нибудь существенно высшую точку, достигнутую перед кризисом. Важным качественным моментом, характеризующим эту фазу, является увеличение производства «традиционных товаров» предприятиями, которые выстояли в экономически трудных условиях, обновили средства производства и начали увеличивать темпы производства. В этот период к ним присоединяются предприятия, выпускающие новые виды товаров, получившие признание у потребителей.

Фаза состояния подъема предполагает скачок в уровне производства по сравнению с максимумом, достигнутым в предшествующем цикле. Сокращается безработица. Повышается спрос денежных средств, растет уровень процента по ссудам. Фаза состояния подъема характеризуется доминированием предприятий, обновивших ассортимент товаров, пользующихся повышенным спросом у потребителей.

Следует иметь в виду, что деление цикла на четыре фазы весьма условно. Различные экономисты предлагают иную дифференциацию фаз и их количество. Так, К. Маркс в «Капитале» перечисляет фазы «…среднего оживления, процветания, перепроизводства, кризиса и застоя» 11, с.275.

Однако деление экономического цикла на четыре фазы, кажущееся на первый взгляд условным, на практике стало единственным плодотворным при анализе отдельных циклов и их фаз. Грани, отделяющие одну фазу цикла от другой, подвижны, закономерным является подготовка в одной фазе цикла условий для перехода к следующей. Кризис вызревает в недрах расцвета. Депрессия подготавливается кризисом. Оживление нарастает в рамках депрессии и лишь постепенно перерастает в подъем. Последовательность фаз есть не что иное как диалектическое единство всех моментов колебательного волнового процесса развивающегося общественного производства.

В экономической теории известно несколько типов экономических циклов, которые называют волнами:

─ циклы Н.Д. Кондратьева (50-60 лет) – «длинные волны»;

─ циклы С. Кузнеца (18-25 лет);

─ циклы К. Жугляра (10 лет);

─ циклы Дж. Китчина (2 года, 4 мес.).

Краткосрочные циклы принято называть именем Китчина, посвятившего этой проблеме свою работу в 1923 году. Китчин связывал продолжительность цикла, которую он принимал равной трем годам и четырем месяцам, с колебаниями мировых запасов золота. Однако в настоящее время объяснение причин краткосрочного цикла может удовлетворять очень немногих. Большинство современных экономистов, поддерживающих идею существования краткосрочных циклов, склонно рассматривать их как неотъемлемую часть общей циклической системы, основу которой составляют среднесрочные экономические циклы, получившие название циклов Жугляра, по имени французского экономиста, исследовавшего экономические колебания во второй половине ХІХ века. Климент Жугляр рассматривал экономический цикл как закономерное явление, причины которого кроются в сфере денежного обращения, точнее, кредита. Кризис – основную фазу цикла – Жугляр оценивал как оздоровляющий фактор, ведущий к общему снижению цен и ликвидации предприятий, созданных для удовлетворения искусственно разросшегося спроса. Жугляр считал, что повторение всех экономических процессов, вызванных банковской деятельностью, происходит каждые десять лет. Продолжительность цикла Жугляра совпадает с продолжительностью циклов, основную причину которых некоторые экономисты видели в сроках физического износа активной части основных производственных фондов. Следует упомянуть и о так называемых строительных циклах, или циклах С.Кузнеца (американского экономиста). С. Кузнец считал, что колебательные процессы (длительность цикла 15-20 лет) связаны с периодическим обновлением жилищ и определенных типов производственных сооружений. Особое место в разработке теории цикличности принадлежит русскому ученому Н.Д. Кондратьеву. Его исследования охватывают развитие Англии, Франции, США за период 100-150 лет. Он обобщил материалы с конца ХVІІІ в. по таким показателям, как средний уровень товарных цен, процент на капитал, номинальная заработная плата, оборот внешней торговли, добыча и потребление угля, производство чугуна и свинца. В результате исследования он выделил следующие большие циклы (50-60 лет):

І цикл с 1787 по 1814гг. - повышательная волна, с 1814 –1851гг. – понижательная волна;

ІІ цикл с 1844 по 1875гг. – повышательная волна, с 1870 по 1896 гг. – понижательная волна;

ІІІ цикл с 1898 по 1920 гг. повышательная волна

Наряду с краткосрочными и среднесрочными экономическими циклами существуют большие экономические циклы. Большие экономические циклы не могут быть объяснены случайными причинами. Кондратьев объяснял существование больших экономических циклов тем, что длительность функционирования различных созданных хозяйственных благ неодинакова. Для из создания требуется различное время и различные средства. Как правило, наиболее длительный период функционирования имею мосты, дороги, здания и другая инфраструктура. Они же требуют и наибольшего времени и наибольших аккумулированных капиталов для их создания. Большие циклы можно рассматривать как нарушение и восстановление экономического равновесия длительного периода. Основная причина их лежит в механизме накопления, аккумуляции и рассеянии капитала, достаточного для создания новых элементов инфраструктуры. Однако действие этой основной причины усиливается действием вторичных факторов.

Начало подъема («повышающая волна») совпадает с моментом, когда накопление достигает такого состояния, при котором становится возможным рентабельное инвестирование капитала для создания новых основных производственных фондов. Подъем сопровождается осложнениями, вызываемыми промышленным кризисом среднесрочного цикла.

Понижение темпа экономической жизни («понижающая волна»), вызванное накапливающейся совокупностью экономических факторов отрицательного характера, в свою очередь, обусловливает усиление поисков в области создания совершенной техники и сосредоточения капитала в руках промышленно-финансовых групп. Все это создает предпосылки для нового подъема, и он повторяется вновь, хотя и на новой ступени развития производительных сил.

Таким образом, фазы цикла – кризис, депрессия, оживление, подъем. Циклы по Кондратьеву выражаются изменениями либо уравнений экономических показателей, либо темпов их динамики и носят международный характер. Опираясь на концепцию частичного равновесия А.Маршала (1842-1924 гг.), ученый рассматривал обнаруженные им большие циклы как нарушение и последовательное восстановление длительного экономического равновесия. Он установил ряд эмпирических закономерностей, сопровождающих большие циклы. Так, например, повышательная волна тогда, когда накапливается достаточное количество техники и создание новых технологий.

В мировой экономической науке интерес к проблеме циклов и закономерностей циклического развития обострился после Великой депрессии (1929-1933 гг.). Гипотеза Кондратьева нашла много сторонников и последователей. Она прочно вошла в число крупнейших достижений науки. С тех пор длительные циклы называются «циклами Кондратьева»

3. Причины циклических колебаний

Первые кризисы перепроизводства стали реальностью в ХІХ веке и первоначально экономисты не придавали им значения, поскольку считали случайными явлениями. Так как в экономике господствовал тезис об автоматическом приспособлении хозяйства к изменениям спроса и предложения через механизм цен и конкуренцию, то до появления работы Дж.М.Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег» (1936) теории цикла развивались на периферии экономической жизни. В этот период особое место отводилось классическому направлению. Для доказательства невозможности кризисов его представители опирались на закон Ж.Б.Сэя, в соответствии с которым предложении товаров создает собственный спрос. То есть в экономической системе не может быть разрыва между спросом на товары и их предложением, хотя в пределах отдельных секторов экономики могут иметь место определенные расхождения. В таком случае для сектора, где имеет место товарный излишек, всегда найдется иной сектор, для которого характерен дефицит. Равновесие же экономической системы достигается в результате движения относительных цен.

Справедливость закона Сэя ни у кого не вызывала сомнений в отношении экономики, основанной на натуральном обмене, когда продукты непосредственно обмениваются друг на друга. Экономисты-классики не считали, что присутствие денег существенно усложнит доказательство его истинности. По их мнению, деньги выступают как средство, облегчающее процесс обмена. Люди стремятся к ним лишь постольку, поскольку они необходимы для приобретения благ. Все, кто получает деньги в обмен на произведенные и реализованные товары, рано или поздно тратят их на покупку благ. При таком подходе связь между спросом и предложением является устойчивой и в рамках денежной экономики. Такое доказательство закона Сэя имеет в своей основе наивную теорию совокупного спроса на блага, суть которой можно сформулировать следующим образом: получатели дохода тратят его целиком и расходуют при этом только собственный доход. Исходя из этого, классики выдвигали тезис, что денежный сектор не может оказывать существенного влияния на реальные экономические величины. В таких условиях общий критерий экономического поведения государства заключается в принципе нейтральности по отношению к деятельности иных хозяйствующих агентов.

В конце ХІХ – начале ХХ века многие экономисты стали уделять внимание циклическим колебаниям. Этот период можно считать начальным в теории циклов. Ряд исследований в этой области привел к формированию следующих направлений.

Во-первых, колебания деловой активности стали связываться с недопотреблением населения, провоцирующим перепроизводство товаров и услуг. Эту позицию разделяли утописты, к ней позднее присоединились марксисты, эти идеи имели место у Дж. М. Кейнса. Основателем теории недопотребления является швейцарский экономист Ж. Сисмонди. Он считал, что депрессии вызываются сбережением достаточно большой части текущего дохода и потреблением незначительной. Отсюда следовал вывод, что именно сбережения нарушают равновесие между производством и сбытом продукции. Какой же выход виделся ученому из этой ситуации? По мнению Сисмонди, причина чрезмерных сбережений состоит в неравномерном распределении дохода: больше сберегает тот, у кого более высокий доход. Решение проблемы виделось им в поднятии заработной платы и одновременном перераспределении национального дохода. Последовательницей данной теории стала Джоан Робинсон, представительница левого кейнсианства. Она искала выход из кризиса в стимулировании потребительских расходов.

Во-вторых, появилась группа теорий, объединенных понятием «неравновесие», согласно которым кризисы возникают из-за диспропорций в экономике.

4. Государственное антициклическое регулирование

4.1. Бюджетно-налоговые инструменты

Наиболее демонстративным показателем функционирования бюджетных отношений может выступать дефицит государственного бюджета. Постоянные изменения размера дефицита позволяют говорить о результативности проводимой бюджетной политики 9,с.68.

Дефицит республиканского бюджета на 2004г. составляет 690,2 млрд. руб., или 1,5% от ВВП, что соответствует параметрам Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001-2005 гг.2,с.6.

Расходная часть бюджета выступает элементом бюджетного цикла. Приоритеты, которые устанавливает для себя правительство, могут быть изменены в случае возникновения непредвиденных ситуаций. Главной статьей бюджетов большинства стран являются социальные расходы. Изменение доли этих расходов в общем объеме финансирования связано с появлением важных отраслей, требующих финансовых ресурсов, или с достижением определенного баланса в социальной сфере.

Расходы консолидированного бюджета на социальную политику в 2004 году осуществились в сумме 1081,5 млрд. руб., или возросли на 58 %. По республиканскому бюджету эти расходы составят 924,8 млрд. руб., или 167,3 % к уточненному плану на 2003 год. 2,с.3.

Динамика экономических расходов связана с общим состоянием экономического цикла. Умеренное увеличение экономических расходов за счет переориентации приоритетов финансирования или изыскания дополнительных источников для стимулирования отдельных отраслей или экономических групп во многом связано с желанием властей оживить текущую экономическую обстановку в стране.

В 2004 году для финансирования промышленности, энергетики, строительного комплекса предусматриваются ассигнования в сумме 26,5 млрд. руб., что на 12 % больше, чем в прошлом году.

Важной статьей многих государственных бюджетов являются расходы на финансирование государственного долга. Они непосредственно связаны с ранее проводимой бюджетной политикой, которая требовала роста государственных займов. Текущее финансирование долгов прошлых периодов содержит логическое оправдание для населения, которое несет долговое бремя. Действительно, правительство, взявшее в долг, зачастую использует средства для финансирования долгосрочных инвестиций, результаты которых будут пользоваться следующими поколениями. Поэтому справедливо, что финансирование государственного долга возлагается на население, которое пользуется благами, поученными с помощью заимствований прошлых периодов. В целом рост расходов на финансирование государственного долга связан со срочностью осуществления необходимых платежей, поэтому цикличность данных расходов может быть заключена во временные рамки.

В Республике Беларусь на обслуживание государственного долга направляются средства в сумме 240,9 млрд. руб., или с увеличением на 36,8 %, которые позволяют обеспечить выплату процентов по внутреннему и внешнему государственному долгу.

Доходная часть бюджета связана со спецификой накопления налоговых платежей. В этой связи цикличность доходной части является более общим понятием и включает в себя налоговый цикл. Значимость налогов в доходной части бюджета практически всех стран объясняется большой их долей (80-90 % от всех доходов бюджета). Остальную часть составляют доходы государства от приватизации, сдачи в аренду, инфраструктурные перечисления и другие поступления.

Налоговый цикл, т.е. колебания налоговых поступлений в государственный бюджет, зависит от уровня экономического развития и структуры налоговой системы страны. Колебания налоговых поступлений обычно связаны с проведением налоговых реформ, периодичность осуществления которых обычно составляет одни раз в пять-десять лет. Корректировка налоговых элементов часто связана с необходимостью отвечать на смену фаз экономического цикла. И здесь прослеживается очевидная связь между налоговым и экономическим циклами. Например, если экономика переживает состояние интенсивного подъема, чреватое развитием спекулятивных и инфляционных тенденций, также отрывом производства от платежеспособного спроса, то власти должны увеличить налогообложение, изъяв таким образом из частного сектора часть свободных денежных средств. Если же экономика находится на фазе спада и для оживления конъюнктуры необходимо увеличить капиталовложения, то государство уменьшает налогообложение, увеличивая платежеспособный спрос частного сектора и вызывая общее улучшение конъюнктуры.

На динамику налогового цикла влияет также развитость экономики, которая, в свою очередь, предполагает соответствующую структуру налоговой системы с преобладанием прямого налогообложения. Косвенные налоги активно используются в государствах с переходной экономикой, так как они являются стабильным источником поступлений в бюджет, выполняя свою фискальную функцию. В условиях экономического роста косвенные налоги сдерживают развитие экономики, а это неизбежно приводит к сокращению платежеспособного спроса. Поэтому управление косвенными налогами и налоговый цикл представляют собой сложный механизм.

В Республике Беларусь сопоставление темпов роста ВВП с темпами роста налогов и сборов в бюджет свидетельствует о снижении эластичности налоговой системы. Если в 1999 году на каждый процент прироста ВВП приходилось 2,6 % прироста налоговых поступлений, то в 2000 году этот показатель снизился до 1,7 %, а в 2001г. до 0,98 %, что свидетельствует о неэффективности налоговой системы3,с.84.

Характеристика эластичности налоговой системы РБ

Показатель 1999 2000 2001

Темпы роста ВВП % к предыдущему году 103,4 105,8 104,0

Темпы роста налогов и сборов в бюджет и внебюджетные фонды, % к предыдущему году 108,8 110,0 103,9

Коэффициент эластичности бюджетной системы 2,6 1,7 0,98

 

Важнейшей характеристикой налоговой системы является нагрузка на предприятия, характеризующая степень налоговых изъятий из выручки. Реальная налоговая нагрузка на предприятия в среднем по республике увеличилась с 16,1 % в 1993 году до 19,2 % в 2001г.3,с.84.

Высокая налоговая нагрузка на предприятия – одни из факторов ухудшения состояния реального сектора экономики. Наибольшая и непрерывно увеличивающаяся часть налоговых поступлений в республике приходится на косвенные налоги. Доля косвенных налогов и сборов в доходах бюджета увеличилась с 41,7 % в 1993 г. до 55,8 % в 2001г., а доля прямых налогов соответственно уменьшилась за этот период с 38,9 до 28,1 %. Это говорит о том, что экономика не находится в условиях роста. Все выше изложенное свидетельствует о том, что налоговая система оказывает угнетающее воздействие на реальный сектор экономики. В бюджетной политике также отсутствует реформы. Структура расходной части бюджета остается практические неизменной. На протяжении последних лет бюджет республики остается дефицитным. Наличие дефицита бюджета в условиях недостатка низкоинфляционных внешних и внутренних источников его финансирования влечет за собой частичное покрытие его кредитами Национального банка, что является одной из причин сохранения высокого уровня инфляции. Кроме того, в таких условиях ограничены возможности снижения налоговой нагрузки.

Таким образом, содержательно все комплекс конкретных решений и мер бюджетно-налоговой политики на текущую перспективу4,с.34.

─ выбор исходя из оценки состояния хозяйственной конъюнктуры и целей общего экономического курса основных направлений и задач бюджетно-налоговой политики;

─ определение и количественную оценку необходимых изменений в динамике налоговой нагрузки на экономику и конкретных решений, обеспечивающих их достижение (изменение в налоговых ставках и количестве применяемых налогов и сборов, совершенствование методов построения и механизмов взимания конкретных налогов);

─ оценку допустимых параметров уровня бюджетного дефицита (профицита), выбор и обоснование целесообразных способов его финансирования (использования);

─ определение возможных объемов государственных расходов, выбор и обоснование приоритетов, определяющих их структуру в прогнозируемом периоде;

─ оценку допустимых параметров внутреннего и внешнего государственного долга.

4.2. Денежно-кредитные инструменты

Денежно-кредитная (монетарная) политика является одним из основных инструментов регулирования экономики. Процесс денежно-кредитного регулирования включает два этапа. На первом центральный банк воздействует на параметры денежно-кредитной сферы. На втором изменения данных параметров передаются в сферу производства. Соответственно, различают промежуточные и конечные цели денежно-кредитной политики. Конечными целями являются: устойчивые темпы экономического роста, высокий уровень занятости, относительно стабильный уровень цен, равновесие платежного баланса страны. Известно, что достижение всех целей одновременно невозможно. Поэтому необходимо установить их иерархию. Приоритетной целью монетарной политики является стабилизация уровня цен в стране. Достичь заданных конечных целей можно, только правильно выбрав промежуточные цели, ибо между ними существует тесная связь. Эффективность экономического роста, подъема экономики зависит от выбора инструментов (методов) денежно-кредитного регулирования. Основными инструментами денежно-кредитной политики являются: изменения учетной ставки; изменение норм обязательных резервов; операции на открытом рынке.

Изменение учетной ставки – старейший метод денежно-кредитного регулирования, с помощью которого центральный банк влияет на денежную массу и ликвидность банков.

Данный метод центральный банк использует для контроля за объемом денежной массы и, следовательно, предложения денег. Если он хочет увеличить денежную массу в стане, то понижает учетную ставку. Спрос коммерческих банков на ссуды центрального банка возрастает, так как они становятся более привлекательными, чем займы на межбанковском рынке. Предоставляя денежные средства коммерческим банкам, центральный увеличивает на соответствующую сумму резервы банков-заемщиков, расширяя денежную базу. Эти резервы являются избыточными и банки могут использовать их для выдачи ссуд, создавая тем самым новые деньги. Следовательно, понижение учетной ставки приводит к росту предложения денег и расширению кредитования экономики. При понижении учетной ставки до такого уровня, когда она становится выше ставки межбанковского рынка, коммерческие банки сокращают заимствование средств у центрального банка. Это замедляет темпы роста (или сокращает) предложения денег. Повышение учетной ставки соответственно приводит к росту ставки процента на межбанковском рынке и «удорожает» кредит, предоставляемый экономическим субъектам.

В Республике Беларусь уже не является острой проблемой обеспечение положительного уровня нормы процента в реальном выражении. С апреля 2000 года процентные ставки по рублевым операциям стабильно превышают темпы роста цен, обеспечивая достаточно высокую доходность активов в национальной валюте по сравнению с инвалютными, т.е. создано базовое условие стабильности денежной единицы. Однако в долгосрочной перспективе важно обеспечить не только положительный уровень процентных ставок в реальном выражении, но и их невысокие номинальные значения при низкой инфляции. Это будет способствовать формированию максимально благоприятных условий для развития реального сектора экономики, повышению инвестиционной активности6,с.6.

Можно выделить следующие этапы денежно-кредитной политики в Беларуси, где использовались различные инструменты.

Первый этап

В период 1992-1995 гг. проводилась самая мягкая и «сверхэкспансионисткая» политика. Рублевая денежная масса за этот период возросла более чем в 2 тыс. раз (или почти на 17,3 % в месяц). Потребительские цены повысились за этот период почти в 25 тыс. раз (или на 23,5 % в среднем в месяц), официальный курс доллара – почти в 69 тыс. раз (на 21,6 % ежемесячно). С другой стороны, ВВП и реальные доходы населения снизились соответственно на 33 и 38 %. В 1995г. была предпринята попытка финансовой стабилизации в Беларуси. Для этого использовались три приема: фиксированный обменный курс, поддерживаемый с помощью интервенций Национального банка Республики Беларусь, ограниченный доступ на Межбанковскую валютную биржу в конце года, стимулирование рублевых сбережений путем установления высоких процентных ставок и сжатие тем самым рублевой массы. Комплекс мероприятий, среди которых было введение валютного контроля, остановил падение белорусского рубля и наметил рост реального курса валюты, что привело к падению конкурентоспособности отечественных товаров по сравнению с импортными.

Второй этап

Политику, проводимую в 1996-1999 гг. можно назвать мягкой денежно-кредитной политикой. Она принесла определенные положительные результаты: темпы денежной эмиссии по сравнению с периодом 1992-1995 гг. снизились более чем в 2,5 раза, темпы инфляции и девальвации – соответственно, в 3,8 и 3,5 раза. В 1999г. на общеэкономические и денежные показатели оказал влияние ряд негативных факторов, основными из которых были: влияние российского финансового кризиса 1998г., неблагоприятные погодные условия, рост цен на нефть. Тем не менее в 1999г. удалось добиться поддержания положительных темпов экономического роста. Определенную роль в этот сыграла работа банковской системы, которая создала благоприятные условия для развития реального сектора экономики. Доля кредитов экономике в структуре банковских активов РБ возросла до 52,4 %. При этом удельный вес долгосрочных кредитов, являющихся важным источником инвестиций, достиг 50,7 %. Тем не менее в 1999 г. не удалось решить проблему инфляции, которая в среднемесячном выражении достигла 11 %. Кроме вышеупомянутых негативных факторов, можно назвать и экспансионистскую денежно-кредитную политику, связанную с чрезмерным эмиссионным кредитованием государственных программ в области АПК и жилищного строительства. Все это в сочетании с административным регулированием официального обменного курса белорусского рубля и множественностью валютных курсов обусловило возникновение существенных деформаций на денежном и валютном рынках.

Лимит кредитной эмиссии, предусмотренный в размере 35 трлн. руб., был превышен почти в 2,5 раза. В результате ежемесячный индекс потребительских цен находился в пределах 12-14 %.

Третий этап.

Возникла необходимость трансформации денежно-кредитной политики, что и было осуществлено в 2000 году. Задачи, поставленные перед денежно-кредитной политикой РБ в 2000 году следующие: переход к единому обменному курсу белорусского рубля при сохранении его рыночных котировок, ужесточение денежно-кредитной политики, что предполагает кредитование экономики на безэмиссионной основе, а также обеспечение положительного уровня (в реальном выражении) процентных ставок по рублевым депозитам, повышение надежности банковской системы, совершенствование платежной системы, развитие сотрудничества с ЦБ других государств и международными финансовыми институтами.

Денежно-кредитная политика в 2000 году основывалась на концепции перехода к политике «скользящей фиксации» обменного курса белорусского рубля, которая близка к системе «валютного совета», однако, в отличие от нее допускает возможность ограниченной кредитной эмиссии. Предполагалось, что последняя будет направляться на финансирование дефицита государственного бюджета, а рефинансирование банковской системы будет осуществляться на рыночной основе. Наиболее важным и положительным результатом монетарной политики 2000 г. является осуществление перехода к единому валютному курсу. Множественность валютных курсов создавала искажения экономических показателей (цены и рентабельность), приводила к неоптимальному использованию ресурсов, к криминализации экономики. Однако этот процесс оказал на экономику и негативное влияние: уменьшились оборотные средства субъектов хозяйствования, выросли неплатежи. Все это вызвало повышение цен на белорусскую продукцию. Как следствие – высокий темп инфляции – 6,3 % (прогноз – 4,5 –5,5 %).

В качестве приоритетной задачи в 2001г.ставилось обеспечение плавной предсказуемой динамики единого курса белорусского рубля на всех сегментах валютного рынка.

Основными целевыми ориентирами единой государственной денежно-кредитной политики РБ в 2001-2010 гг. как и ранее будут являться:

─ защита и обеспечение устойчивости рубля, в том числе и его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам;

─ развитие и укрепление банковской системы;

─ обеспечение эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы.

4.3. Инвестиционная политика

Важнейшим макроэкономическим критерием оценки экономического состояния государства являются уровень производства и капиталовложений, способность инвестиционного комплекса осуществлять функции воспроизводства.

Нынешняя экономическая ситуация требует изменений в инвестиционной политике, так как сложились условия, при которых производство самостоятельно не в состоянии обеспечить расширенное воспроизводство основного капитала. Хозяйственный механизм в инвестиционной сфере хотя и имеет специфику, но представляет собой неотъемлемую часть системы управления народным хозяйством. Активизация инвестиционной деятельности всех уровней является важнейшей функцией государства. Государственное вмешательство и регулирование инвестиционной деятельности приводится с целью реализации научно-технической и социальной политики и оценивается в конечном итоге сбалансированностью средств бюджета, объемом государственного финансирования инвестиций, показателями экономического и социального развития в целом страны и его приоритетных направлений. Государственное регулирование инвестиционной деятельности в Республике Беларусь включает формирование государственного инвестиционного фонда; управление государственными инвестициями и регулирование условий инвестиционной деятельности всех уровней; контроль за выполнением обязательств инвесторов 8,с.80.

В настоящий момент состояние инвестиционного сектора определяется общими макроэкономическими условиями, а также финансовым положением субъектов хозяйствования. В этом отношении затяжной экономический кризис переходного периода парализовал прежде всего инвестиционное развитие. Так, если по показателю ВВП Республика Беларусь в 2000 г. вышла на уровень 88,7 % к 1999г., то по показателю инвестиций в 2000г. было обеспечено только 51,6 % от уровня 1990 г., в том числе в объекты производственного назначения – 45,2 %, непроизводственного назначения –66,2 %. Объем строительно-монтажных работ составил в 2000 г. всего 38,6 % от уровня 1990г. Этот факт обнаруживает отсутствие даже простого воспроизводства основных фондов и является наглядным свидетельством глубины инвестиционного кризиса.

Факторы сдерживания инвестиций в народном хозяйстве носят системный характер. Их корни находятся и в реальном, и в бюджетном, и в банковском секторе9,с.55.

Факторы реального сектора:

─ высокие темпы инфляции и снижение обменного курса белорусского рубля на протяжении длительного времени;

─ низкий уровень рентабельности большинства предприятий реального сектора экономики, который превышает процентные ставки по кредитам и делает нерентабельными инвестиционные проекты предприятий;

─ низкий уровень доходов населения, ограничивающий возможности сбережений и инвестиций;

─ малая норма накопления (сбережения) всеми агентами экономических отношений.

Факторы бюджетного сектора

─ наличие устойчивого дефицита государственного бюджета, что при недостатке внутренних накоплений и внешних источников порождает потребность в его финансировании банковской системой и является главной причиной затяжной высокой инфляции в стране;

─ отток потенциальных инвестиционных ресурсов банков и предприятий в покупке государственных ценных бумаг.

Факторы банковского сектора:

─ низкая капитализация банков. Совокупный капитал банковской системы не превышает 5 % ВВП, что значительно меньше аналогичных показателей стран Центральной и Восточной Европы.

─ ограничение по ликвидности, обусловленное дисбалансом долгосрочной составляющей ресурсной базы банков и объемом долгосрочных активных операций банков.

─ бремя проблемной задолженности, доля которой в банковском секторе Беларуси

─ структура активных операций банков, в которой доля кредитов достигла предельного значения по общепринятым международным подходам (60 %).

─ узость ресурсной базы банков, обусловленная низким удельным весом средств населения, предприятий, а также нерезидентов.

─ региональные диспропорции, в частности, недостаточно рациональное распределение банковских ресурсов по территориальному признаку (в республике не осталось ни одного регионального банка).

─ структура собственности банков, которая характеризуется ярко выраженной государственной монополией.

Факторы внешнего сектора:

Они выражаются в слабом притоке инвестиций из-за рубежа как в реальный сектор, так и в банковскую систему. Беларусь имеет одни из самых низких среди стран Центральной и Восточной Европы показатель привлечения иностранного капитала в страну по всем каналам инвестирования: кредиты иностранных государств и международных финансовых организаций, прямые и портфельные иностранные инвестиции.

Государственная инвестиционная политика на ближайшие годы исходит из того, что обеспечение высоких темпов роста инвестиций в основной капитал является важнейшим фактором дальнейшего экономического роста, стабильного технологического и социального развития Беларуси.

Основной целью инвестиционной политики сегодня становится улучшение макроэкономического климата в целях максимального вовлечения в сферу инвестиционной деятельности национальных валовых сбережений и обеспечение положительной динамики прироста инвестиций на уровне не менее 4-5 % в год для сохранения устойчивого экономического роста с темпами ежегодного увеличения ВВП на 3-4 %.

В связи с этим на первый план выходит следующие задачи: 10,с.49

1) рост объемов и эффективности использования источников инвестиционного развития страны, обеспечивающих инновационно-технологическое обновление основного капитала и повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции;

2) эффективная реализация новых подходов, механизмов и инструментов осуществления инвестиционной политики;

3) формирование нормативно-правовых основ благоприятного решения инвестиционной деятельности.

Заключение

Особенность рыночной экономики, проявляющаяся в склонности к повторению экономических явлений была замечена политиками еще в первой половине прошлого века. Написаны десятки различных работ, определяющихся причины циклического развития, получены самые разнообразные пояснения и прогнозы.

Владельцы капиталистических предприятий периодически сталкиваются с перепроизводством товаров, когда предложение данного товара получало перевес на спросом. Под циклом обычно понимают повторяющееся движение процесса производства от одного экономического кризиса до начала другого. Условно период между пиками подъема (спадами) развивающейся экономически делят на четыре фазы: фаза кризисного состояния, фаза депрессии, фаза состояния оживления, фаза состояния подъема.

Циклы по Кондратьеву выражаются изменениями либо уравнением экономических показателей, либо темпов их динамики и носят международный характер. Опираясь на концепцию частичного равновесия А. Маршала ученый рассматривал обнаруженные им большие циклы как нарушение и последовательное восстановление длительного экономического равновесия. Он установил ряд эмпирических закономерностей, сопровождающие большие циклы.

Так, например, повышательная волна наступает тогда, когда накапливается достаточное количество капитала, идущего на инвестиции в обновлении техники и создание новых технологий. В мировой экономической науке интерес к проблеме циклов и закономерностей циклического развития обострился после Великой депрессии. Гипотеза Кондратьева имела много сторонников и последователей. Она прочно вошла в число крупнейших достижений науки. С тех пор длительные циклы называются «циклами Кондратьева».

Причины циклов

Первая теория

Колебания деловой активности стали связываться с недопотреблением населения, провоцирующим перепроизводство товаров и услуг. Сбережения нарушают равновесие между производством и сбытом продукции. Решение проблемы – поднятие заработной платы и одновременное перераспределение национального дохода.

Вторая теория

Кризисы возникают из-за диспропорций в экономике. Государство проводит государственное регулирование циклов.

Наиболее демонстративным показателем функционирования бюджетных отношений может выступать дефицит государственного бюджета. Постоянные изменения размера дефицита позволяют говорить о результативности проводимой бюджетной политики. Расходная часть бюджета выступает элементами бюджетного цикла. Главной статьей расходов являются социальные расходы. Важной статьей многих государственных бюджетов являются расходы на финансирование государственного долга. Доходная часть бюджета включает в себя налоговый цикл. Корректировка налоговых инструментов часто связана с необходимостью отвечать на смену фаз экономического цикла. Анализ бюджетно-налоговых инструментов Республики Беларусь свидетельствует о том, что экономика не находится в условиях роста. Об этом же свидетельствует и анализ кредитно-денежной и инвестиционной политики Республики Беларусь. Экономика Беларуси все еще находится в кризисном состоянии, но уже переходит в фазу состояния депрессии.

Список литературы

  1. Рудый К.В. Циклы в современной экономике. – М.: Новое знание, 2004. – 108с.
  2. Бюджет 2004г.: социальная направленность усиливается // ФУА. – 2003. -№10. – с.1-7.
  3. Шулейко О.Л. Влияние налоговой политики на финансово-хозяйственную деятельность субъектов хозяйствования // Бел. эконом. журнал – 2003 – №2 –с.82
  4. Образцова Т.Б. Особенности прогнозированию бюджетно-налоговой сферы // Бел. эконом. журнал – 2001 – №2 –с.24
  5. Неверов А.В. Налоговая политика как средство реализации стратегии устойчивого развития // Бел. эконом. журнал – 2003 – №4 –с.55
  6. Тихонов А.О. Денежно-кредитная политика Республики Беларусь: состояние и перспективы // Белорусская экономика – 2003–№8- с.5-8
  7. Зеленкевич М.Л. Финансовая стабилизация и этапы денежно-кредитной политики в Республике Беларусь // Вестник БДУ Сер.3 – 2003 – №1– с.84
  8. Инвестиционная политика Республики Беларусь // Экономика и организация промышленного пр-ва / Под ред. Т.В. Каригей, Л.С. Лазученковой Мн., 1999 – с.79
  9. Мойсейчик Г.И. Инвестиционный кризис в Республике Беларусь // Бел. эконом. журнал – 2002 – №2 –с.55
  10. Дрозд В.А. Инвестиционный фактор в экономике Беларуси // Бел. эконом. журнал – 2001 – №3 –с.47-56
  11. Макроэкономика / Под ред. М.И. Плотницкого – М.: Новое знание, 2002 – 462с.