Формы и содержание оказания педагогической помощи семье (курсовая)

Тип работы: Курсовая работа
Цена: Бесплатно
(Время чтения: 13 - 26 минуты)

User Rating: 0 / 5

Введение

В последние годы социальные институты воспитания детей заметно ослабили свои воспитательные функции. Возникло множество новых социальных явлений, которые не только снижают воспитательные возможности семьи и школы, но даже разрушают семью школьно-семейные связи и отношения (потря родителями работы, плата за обучение в отдельных учреждениях образования, негативное воздействие СМИ на чувства и сознание детей, психические стрессы и т.д.).

В среде подростков стали проявляться жестокость, агрессивность увеличилось число учащихся с девиантным поведением: употребление наркотиков, алкоголя, воровство, вымогательство, насилие, проституция стали неотъемлемыми нормами жизни молодежи; потеря интереса детей и учащийся молодежи к общественной деятельности; попытки проникновения в воспитательный процесс религиозных организаций и миссионеров. В этих условиях роль семьи, а особенно школы в воспитании детей не только не снижается, но и, наоборот, возрастает. Таким образом, в настоящее время стали зарождаться новые положительные тенденции в воспитании молодежи: ориентация на запросы семьи и личности; возврат к общечеловеческим моральным нормам и ценностям, традициям народа; появление новых структур, должностей.… Много сделано и делается в отношении воспитания детей, но до сих пор остаются нерешенными такие вопросы, как, кто должен заниматься воспитание подросткового поколения, надо ли отделять воспитание ребенка в школе и семье, следует ли педагогам осуществлять тесное взаимодействие с семьей.

Необходимость и важность сотрудничества семьи и школы никогда не ставилась под сомнение. Родители являются первыми и основными учителями ребенка до его поступления в школу и выполняют эту роль в дальнейшем. Родители для детей – это жизненный идеал. В семье координируются усилия всех участников процесса.

Очевидно, что эффективность работы школы по обучению детей во многом зависит от того, насколько она взаимодействует с семьей. Семья должна рассматриваться как главный заказчик и союзник в воспитании детей.

Гипотеза: условия успешного взаимодействия семьи и школы способствуют гармоничному развитию личности школьника.

Объект исследования: общеобразовательная школа и семья как субъекты формирования личности школьника.

Предмет исследования: процесс взаимодействия семьи и школы, направленный на создание условий гармоничного развития личности школьника.

Целью данной работы является оптимальные формы взаимодействия семьи и школы.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

1. выявить специфические характеристики семьи как фактора воспитания;

2. определить условия, необходимые для успешного семейного воспитания;

3. охарактеризовать структурные компоненты семьи;

4. установить причины, препятствующие качественному семейному воспитанию;

5. выявить специфику коллективных и индивидуальных форм сотрудничества;

6. дать характеристику фактам сотрудничества семьи и школы;

7. определить условия эффективного взаимодействия педагогов и родителей.

Глава I Проблемы семейного воспитания в педагогических исследованиях

1.1 Сущность и специфика семейного воспитания

В истории развития общества проблема взаимодействия детей и родителей далеко не всегда решалась однозначно. Древние римляне считали, что только семья должна и может дать хорошее воспитание, а древние греки отдавали преимущество школе (древнегреческий философ Платон считал, что истинное воспитание ребенок может получить только в государственных школах, куда надо направлять его с семилетнего возраста. Дети с трех лет должны посещать государственные площадки, где под руководством специально назначенных лиц они занимаются играми).

Но данные археологии, этнографии свидетельствуют о том, что вместе с обществом на протяжении всех периодов его развития функцию воспитания постоянно осуществляла все-таки семья как первичная общественная ячейка, которая основана на браке, кровнородственных отношениях людей, на общности быта, взаимной моральной ответственности и социальной необходимости в физическом и духовном воспитании человека.

Воспитательная роль семьи как наидревнейшей формы семейной организации с момента зарождения основывалась и основывается на природных стремлениях и действиях человека. Естественность тесной семейной жизни, удовлетворение потребностей, общность интересов старших и младших членов семьи заключают в себе неограниченные и бесценнейшие возможности в воспитании подрастающего поколения.

Семейному воспитанию, в целом институту семьи как важнейшему структурному элементу общества и семейно-брачным отношениям, начиная с древнейших времен, пристальное внимание уделяли ученые, государственные и общественные деятели. Большинство теоретиков и практиков семейного воспитания, выдвигая свои концепции и идеи, занимали золотую середину. Анализ позволяет выделить четыре основные категории ученых.

Представители первой: Т. Мор, Я.А. Каменский, Ж-Ж. Руссо отдавали предпочтение семейному воспитанию, особенно для детей младенческого возраста и раннего детского.

Представители второй категории: М. Монтень, Д. Локк тоже были сторонниками семейного воспитания, полагая, чтобы оно осуществлялось с помощью специально подготовленных гувернеров, кормилиц, воспитателей, наставников, педагогов. Из функции они усматривали в гармоническом развитии ребенка, особенно нравственно-эстетическом и физическом.

Те, кто представляет третью категорию, хотя и не отрицали роли семейного воспитания, все же отдавали преимущество общественному воспитанию детей после 5-6 лет в разных типах государственных учреждений.

Наконец, представители четвертой категории: К.Д. Ушинский, П.Ф. Лесгаф, Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский отстаивали идею органического соединения взаимосвязи, взаимодействия семейного воспитания с общественным. Даже самая хорошая семья как ближайшая общественная среда не должна ограничивать воспитание ребенка узким кругом домашней жизни. В то же время общественное воспитание только тогда оказывается действенным, если его вопросы «становятся общественными вопросами для всех и семейными вопросами для каждого» (К.Д. Ушинский).

Известный украинский педагог А.С. Макаренко утверждал, что семья является ячейкой общества и что она представляет собой специфический коллектив, который объединен на основе общих интересов и стремлений. На его взгляд, нельзя отделить семейную деятельность от общественной: «Ваша активность в обществе или на работе должна иметь отражение в семье, семья должна видеть ваше политическое и гражданское лицо и не отделять его от лица родителей. Все, что совершается в стране, через вашу душу, вашу мысль должно приходить к детям».

Условием действенности семейного воспитания является целостность и единство семьи как коллектива. В той семье, где присутствуют родительский авторитет, взаимопонимание матери и отца, их постоянство, единство требований, уважение к семейной жизни, умение без ссор и конфликтов решать острые проблемы, семейное воспитание будет осуществляться успешно.

Таким образом, большинство ученых, которые исследовали проблемы семейного воспитания, его взаимосвязь с общественным, подчеркивали его специфичность, неповторимую уникальность и своеобразие.

Выделяются следующие основные характеристики специфики семейного воспитания:

1. В семье, как самой естественной альтруистической микросреде, основанной на кровных связях, семейное воспитание содействует осуществлению неразрывной связи поколений, единству их прошлого, настоящего и будущего, моральном единству членов семьи как людей и как представителей общества.

2. Способность семейного воспитания в отличие от общественного незаметно, но весьма действенно развивать у детей и формировать человеческие чувства к своим родственникам, через них ко всем другим людям, своему народу, всему человечеству.

3. Наличие естественной теплоты, любви и сердечности в семейном общении и в отношениях, что служит мощным фундаментом для нравственно-эмоционального воспитания детей. Это особенно важно, когда трудно сделать выбор между общечеловеческими качествами гуманистической морали и антиобщественными проявлениями. Как утверждал В.Г. Белинский, «орудием и посредником воспитания должна быть любовь, а целью человечность…»

4. Непревзойденность семейного воспитания по своему эмоциональному характеру, что содействует удовлетворению потребностей личности в уважении, признании, симпатии, психологической защите, сохраняет и укрепляет психофизическое здоровье каждого члена семьи, дает возможность правильно понимать духовный мир других людей.

5. Непрерывность, продолжительность и многообразие воспитательного влияния на детей разного пола и возраста, профессиональных интересов, жизненного опыта и человеческих ценностей.

6. Выполнение роли изначального звена в процессе воспитания, в который родители как воспитатели включаются еще задолго до рождения ребенка. Родители ответственны за полноценное воспитание детей.

7. Возможность глубокого и систематического «практического» изучения индивидуальности ребенка. Родители имеют возможность последовательного и более вдумчиво наблюдать за развитием интересов, наклонностей, потребностей, чувств, характера, формирования умений и навыков.

8. Возможность благополучной семьи как воспитательного коллектива выполнять роль организующего центра, который направляет на воспитание детей все воспитательные влияния, средства и силы – родственников, друзей, педагогов и воспитателей учебных заведений.

9. Ненормальность процесса воспитания в семье, основанного на положительных традициях родословной, семейных традициях, обычаях, привычках, укладе жизни. В силу этого имеется возможность осуществлять социализацию личности ребенка.

Итак, мы видим, что семья играет основную роль в воспитании ребенка, но, чтобы сделать его более эффективным, оно должно проходить параллельно с общественным, т.е. школьным.

 1.2. Структура семьи и ее типология

 На современном этапе постоянно происходит перестройка политического, экономического, социального и культурного укладов жизни общества и государства, что в значительной мере влияет на изменение семейного воспитания и непосредственного самой семьи, которая претерпевает значительные изменения.

В зависимости от количества детей современные семьи делятся на многодетные, молодежные, однодетные и бездетные. По своему составу они могут быть однопоколенные, (только супруги) двухпоколенные (родители и дети), межпоколенные, в составе которых проживают дети, их родители и родители родителей. Если в семье имеется только одни из родителей (мама или папа), семья называется неполной. Разновидностью неполной семьи является внебрачная семья, где женщина рождает ребенка, не зарегистрировав брак. В педагогике существует классификация семей не только по составу, но и по характеру взаимоотношений в них. Ю.П. Азаров делит семьи на три типа:

  • идеальная
  • средняя
  • негативная или скандально-раздражительная.

М.И Буянов, пользуясь исследованиями социологов, называет такие типы семей: гармоничная, распадающаяся, распавшаяся, неполная. [5;495]

У педагогов практиков принято деление семей на «благополучные» и «неблагополучные», хотя благополучие нередко носит только видимый характер и определяется по анкетным данным: есть ли родители, каково их образование, где работают, каково материальное положение в семье. Бесспорно, все эти показатели имеют определенное значение и влияние на семейное воспитание. Но часто так бывает, что за анкетным благополучием скрываются глубокие внутренние противоречия, раздирающие семью. Сплоченность и крепость ее существует только для показа. Это семьи псевдоблагополучные, псевдосолидарные.

Неблагополучными принято считать те семьи, в которых ясно просматриваются дефекты воспитания. Как правило, в неблагополучных семьях дети больные, т.к. за постоянную напряженность в семье ребенок расплачивается неврозами и другими болезнями, тесно связанными между собой. В неблагополучной семье приходится наблюдать явное или скрытое эмоциональное напряжение ребенка. В неблагополучной семье приходится наблюдать явное или скрытое эмоциональное напряжение ребенка, переходящее в отторжение. Частые наказания, окрики, недовольство со стороны родителей заставляют ребенка прийти к выводу, что его не любят, что он никому не нужен. В ответ на эту ситуацию ребенок замыкается в себе, уходит в свой узкий мирок. Все это создает надлом в душе ребенка, делает его ущербным. Ребенок не может найти свое место в семье, а затем в жизни. [5;496]

В связи с изменениями, происходящими в стране, нарождается новый тип семьи, принадлежащий к разряду «новых русских». Это, как правило, высокообразованные и сверхобеспеченные семьи. В этих семьях отношения как между родителями, так и между родителями и детьми складываются своеобразно. Родители постоянно испытывают страх за свое будущее, за свою жизнь и жизнь своих детей. В этих условиях они ни на минуту не отпускают от себя ребенка, опасаясь киднепинга. По этой причине дети из семей «новых русских» нередко учатся в частных школах, куда их сопровождают телохранители.

Жена, как правило, не работает. Муж постоянно занят работой и проводит мало времени с семьей. Социологи и психологи фиксируют наивысший кризис в семейных отношениях в подобных семьях. Таким образом, материально обеспеченная семья, в которой есть мать, отец, попадает в разряд «неблагополучных» для формирования личности ребенка. Тот же итог наблюдается в семьях с очень низким материальным уровнем, с маленькими доходами, не обеспечивающими прожиточный минимум. С этим обстоятельствами приходится считаться школе и учителям, строя свои отношения с семьей, планируя учебно-воспитательный процесс. В общей сложности кризисная ситуация в полярно противоположных семьях отрицательно влияет на детей, их воспитание в семье, затрудняет организацию обучения и воспитания детей в образовательных учреждениях. [5;497]

Сколько семей, столько особенностей воспитания. Но несмотря на их многообразие, можно выделить типичные модели отношений между взрослыми и детьми в семьях. Отношения определяются по степени напряженности и последствиям негативного влияния на воспитание детей.

1. Семьи, уважающие детей. Детей в таких семьях любят. Родители знают, чем они интересуются, что их беспокоит. Уважают их мнение, переживания, стараются тактично помочь. Развивают интересы детей. Это наиболее благополучные для воспитания детей семьи. Дети в таких семьях растут инициативными, независимыми, дружелюбными. Отношения в семье характеризуются порядочностью, откровенностью, взаимным доверием, равенством во взаимоотношениях.

2. Отзывчивые семьи. Отношения между взрослыми и детьми нормальные, но существует определенная дистанция, которую ни родители, ни дети стараются не нарушать. Дети повинуются родителям. Они растут послушными, вежливыми, дружелюбными, но недостаточно инициативными. Часто не имеют собственного мнения, зависимы от других. Внешне отношения благополучны, но некоторые глубинные связи могут нарушаться.

3. Материально-ориентированные семьи, где главное внимание уделяется материальному благополучию. Детей в таких семьях с раннего возраста приучают смотреть на мир жизнь прагматически, во всем видеть свою выгоду. Духовный мир родителей и детей беден. Интересы детей не учитываются, поощряется только «выгодная» инициативность. Отношения с родителями лишены духовной основы, могут развиваться непредсказуемо. [7;207]

4. Враждебные семьи. Детям здесь тяжело. Неуважение к ним, недоверие, слежка, телесные наказания. Дети в таких семьях растут скрытными, недружелюбными, они плохо относятся к своим родителям, не ладят меду собой и со сверстниками, не любят школу, могут уходить из семьи. Поведение, жизненные стремления детей вызывают в семьях конфликты, и при этом правы родители. Но при всей правоте родителям полезно знать, что существуют психологические барьеры.

5. Антисоциальные семьи. Это скорее, не семьи, а временные пристанища для детей, которых здесь не ждали, не любят, не приемлют. Родители, как правило, ведут аморальный образ жизни: пьянствуют, воруют, дерутся. Влияние таких семей крайне негативное. Родители, как правило, занимают конфликтную позицию. Непонимание между детьми и взрослыми ведет к обоюдному отчуждению. [7;209]

Таким образом, мы видим, что не так просто построить правильные, благоприятные отношения в семье, так как воспитание детей принадлежит к самым трудным сферам человеческой деятельности.

1.3 Основные условия успешного семейного воспитания

Успех воспитания в семье может быть обеспечен в том случае, когда созданы благоприятные условия для роста и всестороннего развития ребенка. Основными условиями успеха в воспитании детей в семье можно считать наличие нормальной семейной атмосферы, авторитета родителей, правильного режима дня, своевременного приобщения ребенка к труду.

Нормальная семейная атмосфера – это

  • сознание родителями своего долга и чувства ответственности за воспитание детей, основанного на взаимном уважении отца и матери, постоянном внимании к учебной, трудовой и общественной жизни, помощь и поддержка в больших и малых делах, постоянном проявлении такта к каждому члену семьи;
  • организация жизни и быта семьи, в основе которой лежит равенство всех членов семьи, привлечение детей к решению вопросов жизни семьи;
  • взаимная принципиальная требовательность, доброжелательный тон в обращении, задушевность, любовь и жизнерадостность в семье.

Созданию высоконравственной атмосферы в семье способствуют семейные традиции. К ним относятся проведение общественных и семейных праздников, которые формируют духовную культуру семьи.

Важным условием успеха в воспитании является авторитете родителей и старших братьев и сестер. Что же такое авторитет родителей, и как он создается в семье?

А.С. Макаренко определяет авторитет как нормальное взаимоотношение между воспитателем и воспитанником, когда последний, уважая своего воспитателя и доверяя ему, подчиняется его воле, требованиям и указаниям[7;316]. В своей книге «Лекции о воспитании детей» А.С. Макаренко показал, из чего складывается авторитет. Он рассмотрел виды ложного авторитета и показал, какой вред причиняет неправильный подход к ним. Например, таким является «авторитет подавления», который А.С. Макаренко назвал самым страшным, так как он строится на угрозах, наказаниях, страхе, запугивании ребенка. Чаще всего такой путь создания себе авторитета выбирают отцы. Дети в подобных семьях вырастают забитыми, безвольными существами. [3;22]

Часто в семьях встречается «авторитет любви». Он основан на провальном предположении, что дети должны любить своих родителей, однако неправильное использование этого взаимоотношения приводят к тому, что из ребенка вырастает лицемер и эгоист.

Кроме этих есть еще много видов ложного авторитета (авторитет расстояния, чванства, педантизма, доброты, дружбы, подкупа), но возникает вопрос: а что такое настоящий авторитет, от чего он зависит?

Главным основанием родительского авторитета является гражданское лицо родителей, их участие в труде, их поведение. Родители во всех отношениях должны показывать детям пример.

Кроме того, вы должны знать, чем живет, интересуется, что любит и не любит, чего хочет и не хочет ваш ребенок. Вы должны знать все, что происходит в жизни ребенка, но добиваться этого не надоедливыми расспросами и постоянным шпионством. С самого начала вы должны так построить отношения, чтобы дети сами вам все рассказывали.

Авторитет знания необходимо приведет к авторитету помощи. Дети видят в родителях советчиков во всех своих делах, помощников в борьбе с разного рода трудностями, истинных друзей, с которыми можно поделиться и радостями и заботами. Но родительская помощь не должна быть навязчива, надоедлива, утомительна. В некоторых случаях ребенок сам должен выбираться из сложных ситуаций. [3;27]

Следующим этапом успешного воспитания детей в семье является наличие четкого режима дня для детей. Режим дня включает весь распорядок дня ребенка в течение суток (время на сон, на прием пищи, на все виды труда и на отдых). При этом нужно учитывать его возраст и состояние здоровья. Режим дня только тогда будет иметь воспитательное значение, когда ребенок привыкнет к его выполнению без напоминания взрослых. Хорошим стимулом для его выполнения является четко спланированная и организованная жизнь родителей, единство требований к ребенку со стороны всех членов семьи. Так как разноречия наталкивают ребенка на ошибочные действия, на неуважительное отношение к требованиям одного из родителей.

1.4 Причины неправильного воспитания в семье

Современные семьи переживают не лучшие времена. В большинстве нынешних семей основные силы и время родителей расходуются на материальное обеспечение, но не на духовное формирование и развитие детей. Духовное общение родителей с детьми, их совместные занятия, к сожалению, для большинства семей остаются непозволительной роскошью. Общение родителей с детьми в основном сводится к контролю за учебой ребенка в школе.

Среди наиболее веских причин неэффективного воспитания детей в семье выделяются следующие.

1. Невысокий экономический уровень большинства трудовых семей, когда основное время родителей тратится на добывание средств к существованию; социальные и экономические трудности; низкая заработная плата или несвоевременная ее выдача; полная или частичная безработица, необеспеченность в семьях прожиточного минимума. Все это снижает уровень внутрисемейного эмоционального настроя и не создает благоприятных условий в семье. [4;493]

2. Низкая культура общественной жизни, двойная мораль. лицемерие властей, социальная напряженность, неуверенность в завтрашнем дне, угроза потери работы, боязнь заболеть и другие причины, приводящие людей в состояние повышенного нервного напряжения, стресса.

3. Двойная нагрузка на женщину в семье – и на работу, и на семью. Обследование показало, что трудовая нагрузка горожанки в простых семьях с детьми составляет 77 часов в неделю, в том числе дома – 36 часов. Средний рабочий день матери, включая воскресенье, составляет 11 часов.

4. Высокий процент разводов, являющихся следствием многих социально-бытовых и моральных причин. Развод, а в итоге и неполная семья – это всегда проблема воспитания детей.

5. Бытующее общественное мнение, что муж лишь помогает жене в воспитании детей. Льготы по уходу за детьми имеет не семья, а женщина. Пока же законодательство закрепляет положение, при котором воспитание детей остается святой обязанностью матери. Объявленное законом равное право отца и матери в воспитании детей на практике нарушается.

6. Обострение конфликтов между поколениями, которые день от дня становятся напряженнее. Молодые семьи чаще всего отделяются от своих родителей, старшего поколения. Казалось бы, в этом есть определенное благо, но жизнь порознь со страшим поколением лишает молодые семьи возможности воспользоваться знанием и мудростью старших поколений в вопросах воспитания детей. В итоге влияние старшего поколения снижается и, кроме того, дети лишаются ласки и внимания бабушек и дедушек.

7. Однодетность или малодетность семьи уже во многих поколениях, особенно на протяжении последних пятидесяти лет. Воспитываясь в таких условиях, дети не получают практических навыков по уходу за своими младшими братьями и сестрами, которые затем можно использовать с появлением собственных детей.

8. Увеличение разрыва между семьей и школой. Обычная общеобразовательная школа вследствие многих причин ставшая непрестижной и малопривлекательной, почти устранилась от роли семейного помощника. А новые общественные институты хотя и появились, но еще не окрепли и не в состоянии оказать действенную помощь семье.

Для преодоления кризиса семьи и повышения ее воспитательного воздействия педагогика ничего нового в этом плане открыть не может: общие закономерности зависимости воспитания от уровня развития общественных, экономических отношений действуют неотвратимо. Вся надежда на учителя, его подвижническую деятельность. Он должен быть заинтересован в оказании помощи родителям в овладении содержанием и организацией воспитания детей в семье, в педагогическом просвещение родителей, установления между школой, родителями и учителями союзнических взаимоотношений. Только конкретная помощь учителя открывает сердца растерявшихся родителей и позволяет им опускать руки в борьбе за лучшее будущее своих детей.

Вывод:

Семья – это фундамент дальнейшего развития ребенка в обществе. Все зависит от того, насколько правильно построены отношения между всеми членами семьи, соблюдены ли условия эффективного воздействия на воспитание ребенка.

Глава II Формы и содержание оказания педагогического помощи семье

2.1 Формы, в которых осуществляется сотрудничество педагогов, учащихся и родителей

Ключевой фактор становления и формирования личности – социальная среда, окружающая подрастающего ребенка. Она решающим образом влияет на становление его личностного мира как такового.

Социальный мир семьи – сильнейший фактор формирования личности ребенка. Его влияние нельзя исключить и не учитывать. Социальное поле отношений в семье, если оно противостоит в своем содержании и влиянии школьной воспитательной среде, становится разрушительным фактором, а ребенок вырастает маргинальной личностью, лишенной способности иметь собственные отношения, обладать устойчивым отношениями к миру вокруг себя.

Педагогическое взаимодействие с родителями воспитанников заключается в том, чтобы содействовать единому воспитательному полю, единой социальной среде, в которой высшие ценности являлись бы основой жизни, либо были признаны как основа жизни желаемой, достойной для человека.

Классный руководитель не может и не должен преобразовывать семью – это лежит за пределами его профессиональных полномочий. Но классный руководитель мог бы содействовать наиблагоприятнейшим условиям личностного становления ребенка путем педагогического влияния на семейное воспитание. Следует заметить, что объектом профессионального влияния выступает не сама семья и не родители, а семейное воспитание.

Первой составной частью такого взаимодействия является информационное педагогическое обеспечение родителей сведениями о воспитательной концепции школы, о педагогических позициях классного руководителя, о методике воспитания, целях и задачах личностного развития школьника на данный учебный год; а также о ходе духовного развития ребенка, особенностях его школьной деятельности, взаимоотношениях в группе, выявляющихся способностях, успехах во всех сферах обучения. Реализуется функция педагогического просвещения. Информация такого плана чрезвычайно влияет на воспитательную семейную среду, вносит осознанность в действия родителей, придает их влиянию на детей целесообразный характер, повышает уровень положительного отношения к школе, вносит серьезность отношения родителей к своим родительским обязанностям.

Вторую составную часть взаимодействия педагога с родителями выполняет педагогическое корректирование семейного воспитания, а именно той его стороны, которая касается, прежде всего, отношения к ребенку, а далее режима жизни и деятельности ребенка.

Корректирование производится с позиции профессиональной необходимости, диктуемой ходом воспитательного процесса. Все, что скажет классный руководитель относительно необходимых изменений проистекать должно из целей воспитательных, из блага ребенка как растущей и развивающейся личности. Все, о чем просит педагог, должно быть крепко связано с делом воспитания ребенка, иметь точный воспитательный адресат. Педагог привносит невольно дополнительную мотивацию для устройства семейной жизни и некоторого переустройства ее, ссылаясь на то важное, без чего не может быть максимального развития личности ребенка. Коррекция семейного воспитания становится коррекцией личности родителей.

Единое воспитательное поле создается, если родители приобщаются к реальной практической жизнедеятельности детей в школе, проживая вместе с детьми определенные ценностные отношения. Ребенок в этот момент как бы не видит грани между семьей и школой, видит лишь некое единство мира, в котором наивысшие ценности носят общий характер, выступая основополагающими элементами этого мира.

Третья слагаемая часть взаимодействия педагога и семьи практическая совместная работа детей и родителей, которую организовывает педагог. Обретая вместе с детьми определенные отношения в ходе праздника, концерта, беседы, игры, трудового дела, спортивного состязания и других форм совместной деятельности, родители переносят данное отношение в дальнейшую историю семейной жизни, привносят невольно новые отношения, которых раньше не было в семье. Эти изменения принципиальны, так как положительно соотносятся с основными ценностными отношениями воспитательной среды.

Содержанием взаимодействия педагога с родителями становится постоянная забота педагога о развитии личности ребенка. Она направляет всевозможные действия педагога в адрес родителей, будь то просьба приобрести книгу, прийти на собрание и т.д.

Единственным низменным объектом внимания в организованном таким образом взаимодействии становится забота о развитии воспитанника, его самочувствии, состоянии души, физическом и психическом здоровье, успешности деятельности, положения в группе и групповом статусе, самооценке и притязаниях, способностях и перспективах их развития, особенностях характера и их учете в общении с ребенком, в целом, о счастье подрастающей личности, входящей в контекст современной культурной жизни.

Снимается окончательно проблема «вызова» родителей в школу. Их приглашают в школу, чтобы побеседовать о положении дела, о том, каковы успехи ребенка в школе, как можно был бы повысить уровень успешности развития всех сторон личности ребенка, о том, как решить проблемы, которые встали перед ним.

Классное собрание. Обсуждаются проблемы, отражающие общие интересы родителей и детей. Важен демократизм встречи, добровольность участия, учет пожеланий участников собрания. Это разговор равноправных заинтересованных людей.

Формы познавательной деятельности: общественные смотры знаний, творческие отчеты по предметам, дни открытых уроков, праздник знаний и творчества.

Предмет, тему, методику проведения общественного смотра знаний дети, родители учителя определяют совместно. Учитель составляет задания, помогает сформировать группы, организовывает подготовительную работу. Родители участвуют в оформлении, подготовке поощрительных призов, оценке результатов.

2.2 Коллективные формы

Влияние на воспитание учащихся в семье школа осуществляет через разнообразные формы организационно-педагогической работы с родителями. Одной из таких важных форм являются родительские собрания и конференции. Они проводятся как в общешкольном масштабе, так и по отдельным классам.

На общешкольных родительских собраниях или конференциях обсуждаются наиболее актуальные проблемы совершенствования учебно-воспитательной работы семьи и школы, а также текущие вопросы обучения и воспитания учащихся. Так, родительские собрания посвящаются обсуждению задач и мероприятий по повышению качества знаний учащихся, улучшению трудового воспитания и профориентации школьников, совершенствованию их идейно-политического формирования и т.д. Общешкольные родительские собрания проводятся обычно 2-3 раза в год.

Более оперативной формой организационно-педагогической работы с семьей являются собрания родителей учащихся отдельных классов. На этих собраниях классные руководители делают сообщения о состоянии успеваемости и дисциплины учащихся, ставится наиболее важные задачи улучшения их учебной работы, при решении которых учителя и классные руководители нуждаются в помощи семьи, обсуждаются проблемы возрастных и индивидуальных особенностей учащихся в семейном воспитании. Очень важно, чтобы родители знали, какие вопросы находятся в центре внимания воспитательной работы школы и что конкретно они должны знать по оказанию помощи учителям. Это, естественно, способствует согласованной педагогической деятельности семьи и школы.

Подобные родительские собрания полезно проводить совместно с учащимися. В таких случаях создается особая психологическая атмосфера, повышающая ответственность как детей, так и родителей за решение поставленной задачи. Следует подчеркнуть, что влияние школы на воспитательную деятельность семьи во многом зависит от того, в какой мере школа ставит перед родителями конкретные воспитательные задачи и дает методические советы и рекомендации по их решению.

В системе организационно-педагогической работы школы с семьей значительную роль играет деятельность общешкольных и классных родительских комитетов. Родительские комитеты обсуждают вопросы, связанные с подготовкой школы к очередному учебному году, оказанием материальной помощи нуждающимся семьям, созданием фондов всеобуча, поддержанием связи с промышленными предприятиями, государственными и общественными организациями, развитием спонсорских отношений. Они организуют обмен опытом семейного воспитания, вместе с руководством школы и классными руководителями проводят родительские собрания.

Педагогическое просвещение родителей и населения – это традиционная работа школы по объединению своих воспитательных усилий с семьей и различными внешкольными организациями и учреждениями. Нормы этой работы включают в себя: создание педагогических лекторов в школе и на различных предприятиях или в учреждениях. Читается систематический курс лекций по вопросам обучения и воспитания детей по определенной программе.

Проведение научно-методических конференций, к которым актив родителей вместе с учителями ведет тщательную подготовку: выявляет интересный опыт воспитания детей в отдельных семьях, рекомендует тему выступления и конкретно указывает, кто из родителей может выступить, помогает подготовить выступления. Обычно открывает конференцию директор или завуч школы, он же и обобщает выступления родителей в конце конференции.

Так же сюда относится организация обмена опытом воспитательной работы в семье, обсуждение наиболее интересных научно-методических трудов по семейной педагогике, проведение дискуссий по наиболее острым проблемам семейного и школьного воспитания, вечеров вопросов и ответов.

2.3 Индивидуальные формы

Существенным фактором влияния школы на семейное воспитание является индивидуальная работа с родителями. Она охватывает различные стороны учебных заведений учащихся, их идейно-нравственное формирование, организацию рудовой деятельности и профориентацию.

В индивидуальной работе с родителями большое место занимает создание необходимых домашних условий для учебных занятий и трудовой деятельности школьников, а также осуществление контроля в семье за их поведением и соблюдением режима дня. Некоторые родители не уделяют этим вопросам должного внимания, что отрицательно сказывается на успеваемости и нравственном развитии учащихся. В отдельных семьях родители не заботятся об организации досуга детей и воспитания у них здоровых духовных потребностей. Не изжиты также факты, когда отдельные родители стремятся снять с себя ответственность за воспитание детей и полностью переложить ее на учителей. Все это, естественно требует соответствующей индивидуальной работы с родителями.

К индивидуальным формам работы следует отнести беседы с родителями дома, приглашение их на беседу в школу, консультации родителей по отдельным вопросам обучения и воспитания. Распространенной формой является посещение учителем семьи учащегося. Во время посещения учитель знакомится с семейными условиями: узнает состав семьи; старается выяснить характер будущего ученика, его интересы, склонности; отношение ребенка к родителям, сестрам, братьям; что умеет делать и каковы трудовые обязанности ребенка в семье. К каждому посещению нужно готовиться. Независимо от успехов ученика и его личных качеств эта подготовка включает тщательный анализ успехов и неудач ребенка в учебе и поведении. Плановые посещения семей учащихся создают атмосферу деловых взаимоотношений учителя с семьей, взаимную заинтересованность в успехе обучения и воспитания ребенка. Исключительно важно для педагога соблюдать при посещении некоторые правила: не идти не прошенным, а постараться любыми путями получить приглашение от родителей; проявлять высокий такт в разговоре с родителями; всегда начинать с похвалы и комплиментов; говорить о проблемах, подсказывая пути их решения; беседовать в присутствии учащегося только в исключительных случаях, все должно происходить конфиденциально.

Специфика работы учителя не всегда позволяет учителю часто посещать учащихся на дому. Поэтому традиционной формой работы классного руководителя с семьей остается приглашение родителей в школу для беседы. Поводом для этого в школах с гуманистической ориентацией становятся достижения учащихся, о которых сообщается родителям для согласования дальнейшего развития дарований школьника. В авторитарных школах причина всегда одна – недовольство поведением или учебой, а повод – конкретный факт. Но именно такие вызовы родителей, где они получают заряд негативных эмоций, больше всего отчуждают родителей от школы, школу от детей. Многие школы вводят правило: каждый родитель должен побывать в школе обязательно раз в неделю. Тогда и проступки ребенка, если они будут к очередному посещению, воспринимаются нормально и не вызывают острой реакции на общем положительном фоне. В такой форме школа помогает родителям систематически заниматься воспитание собственных детей.

Индивидуальная работа с родителями иногда носит характер педагогических консультаций и практических советов в тех случаях, когда отдельные учащиеся проявляют повышенную нервозность, капризность и упрямство.

В некоторых школах объявляется определенный день, час для консультаций родителей. В это время в школе находятся все учителя, и родители могут обратиться с любыми вопросами к учителю, завучу или директору школы.

Не все родители достаточно компетентны в подходе к таким детям и нуждаются в квалифицированной помощи со стороны педагогов. Весьма важна индивидуальная работа с родителями тех учащихся, которые проявляют определенный интерес по определенным предметам или одаренность к различным видам деятельности.

Контакты школы с родителями таких учащихся направляют на то, чтобы они заботились о развитии творческих задатков детей и создавали для этого необходимые условия, обращали внимание на вовлечение их в другие виды деятельности.

Вывод

Перечисленный перечень совместной и индивидуальной работы классного руководителя с родителями показывает неограниченные возможности совместных усилий по воспитанию учащихся. В современных условиях образование и воспитание подрастающего поколения от родителей требуется не простое выполнение родительских обязанностей, а квалифицированная помощь школе. В свою очередь, если поддерживается систематическая связь школы, классного руководителя с родителями, оказывается им надлежащая помощь в воспитании детей, то в итоге достигается оптимальный уровень в образовании, развитии и воспитании учащихся.

Список литературы:

 1. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. – М., 1985. – 248с.

2. Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. М.,1991 – 215с.

3. Макаренко А.С. Лекции о воспитании детей. –Мн., 1978. –20 с.

4. Педагогика: Учебное пособие // Под ред. Пидкасистого П.И. – М., 1998 – 493с.

5. Пидкасистый П.И. Педагогика. – М.; 1998. – 495с.

6. Подласый И.П. Педагогика. – М.; 2000. – 207с.

7. Степаненков Н.К. Педагогика. – Мн., 1998. – 390с.

8. Харламов И.Ф. Педагогика. – М.; 2001. – 237с.

9. Чечет В.В. Педагогика семейного воспитания . М.,1989