Филология

Русския язык и культура речи (контрольная работа)

Тип работы: Практикум
Цена: Скидка 50%
(Время чтения: 3 - 5 минуты)

User Rating: 0 / 5

Формирование русской лексики. Исконно русская лексика. Заимствования из разных языков. Калькирование

Словарный состав современного русского языка прошел длительный путь становления. Наша лексика состоит не только из исконно русских слов, но и из слов, заимствованных из других языков. Иноязычные источники пополняли и обогащали русский язык на протяжении всего процесса его исторического развития. Одни заимствования были сделаны еще в древности, другие – сравнительно недавно.

Лексикография

Лексикология (от др. – греч. lexis 'слово, выражение') – раздел науки о языке, изучающий лексику, т. е. словарный состав языка. Лексика состоит из слов и устойчивых словосочетаний, функционирующих в речи наподобие слов. Переходя после изучения фонетики и фонологии к изучению лексикологии, мы попадаем в совершенно другой мир. Если там мы имели дело с односторонними языковыми единицами, то здесь – с единицами двусторонними, обладающими значением. Если количество фонем в одном языке исчисляется всего несколькими десятками, то количество лексических единиц – десятками и сотнями тысяч, а вернее – даже вообще не может быть сосчитано, так как словарный состав непрерывно пополняется.

Словообразование. Понятие о типах образования слов. Морфологический способ словообразования. Состав слов 

Словообразование тесно связано с другими уровнями языковой системы – фонологией, морфологией, синтаксисом и, конечно, лексикой, так как результатом словообразовательных процессов является появление новых слов. Словообразование служит группировке слов в отдельные лексические разряды, способствует формированию лексических значений. Именно на почве словообразования устанавливаются системные отношения между лексикой и грамматикой. Новые слова в русском языке образуются от производящих основ, выделяемых в тех или иных словах или словосочетаниях. Производящей называется основа, от которой образовалось то или иное производное слово, являющееся самым близким по смыслу.

Причастие и деепричастие

Причастие совмещает в себе признаки глагола и прилагательного.

Глагольные признаки причастий: переходность –непереходность (читающий книгу, виднеющийся в поле), возвратность – невозвратность, вид (могут быть совершенного и несовершенного вида, например: читавший, прочитавший), залог (действительный и страдательный, например: вытаскивающий – вытаскиваемый), время (настоящее и прошедшее: читающий – читавший, читаемый – читанный), возвратность (виднеющийся, писавшийся).

Признаки прилагательного у причастий: зависимые формы рода, числа, падежа (написанная книга, написанное письмо, написанные письма); наличие у страдательных причастий как полной, так и краткой формы, парадигмы склонения прилагательных (написанное письмо, написанного письма, к написанному письму и т.д.).

Вводные слова и предложения.Вставные конструкции

Водными называются слова, грамматически не связанные с членами предложения (т.е. не связанные с ними по способу согласования, управления или примыкания), не являющиеся членами предложения и выражающие отношение говорящего к высказываемой мысли, характеризующие способ ее оформления и т.п. Вводным словам присуща интонация вводности, выражающаяся в понижении голоса и более быстром их произнесении по сравнению с остальной частью предложения и в своеобразной безударности.

Вводные слова могут относиться или ко всему предложению в целом, или к отдельным его членам. Ср.: К счастью, никто меня не заметил (Т.); –...Наше ветхое судно наклонилось, зачерпнулось и торжественно пошло ко дну, к счастью, не на глубоком месте (Т.). В последнем случае вводное слово ставится непосредственно рядом с тем членом предложения, к которому оно относится.

Пунктуация

Основное назначение пунктуации — членение и графическая организация письменного текста. Средство пунктуации — знаки препинания. Знаки препинания выполняют.две общие функции: отделение и выделение. К числу основных знаков, имеющих функцию отделения, относятся одиночные знаки: точка, вопросительный и восклицательный знаки, запятая, точка с запятой, тире и двоеточие. К числу основных знаков, имеющих функцию разделения, относятся двойные знаки: запятые, тире, скобки, кавычки. Ср.: Он всегда слушал с приятною улыбкою гостей, приезжавших к нему, иногда и сам говорил,.но больше расспрашивал (Г.), где в первом случае двойная запятая выделяет причастный оборот, а во втором случае одиночная запятая разделяет однородные сказуемые.

По нормам пунктуации в том случае, если в одном и том же месте нужна и запятая из двойного знака и одиночная запятая, ставится только одна запятая: в приведенном предложении запятая после слова к нему нужна не только потому, что она вместе с предшествующей запятой выделяет придаточный оборот, но и потому, что она разделяет однородные сказуемые (слушал и говорил). Такая запятая, следовательно, двузначна.

Перепишите, ставя нужные знаки препинания:

По мере того как бричка приближалась к крыльцу глаза Манилова делались веселее и улыбка раздвигалась более и более. Собакевич в четверть часа с небольшим доел осетра всего так что когда полицмейстер вспомнил было о нем то увидел что от произведения природы оставался один хвост. Иногда глядя с крыльца на двор и на пруд говорил Манилов о том как бы хорошо было если бы вдруг от дома провести подземный ход или через пруд выстроить каменный мост на котором были бы по обеим сторонам лавки и чтобы в них сидели купцы и продавали разные мелкие товары нужные для крестьян.

Перепишите, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы:

Современной науке еще далеко (н..) известно, что находится внутри земного шара, а наши знания о газообразном слое, окружающем нас и поднимающемся на сотни километров ввысь, так же (н..) совершенны, как и о глубинных слоях земли. По словам разве..иков, главный японский штаб стоял в Яковлевке. По главным улицам проворно перебегали с лесенками фонар..щики, зажигая свет. На тачанке взобрался в гору первый пулемет..ик.
 

Устарела ли проблема «отцов» и «детей».


Напишите сочинение на тему «Моя будущая профессия» (не менее 250 слов).


Список использованной литературы:

  1. Александров Д.Н. Риторика - Учебное пособие. — 3 - е изд. - М.: Флинта: Наука, – 2004. - 624 с.
  2. Виноградов В. В. Основные типы лексических значений слова. // Виноградов В. В. Избранные труды. Лексикология и лексикография. – М., 1977. – С. 162-189.
  3. Гордеева Е.В. Уроки практической орфографии - М.: изд-во Владос 2001 – 160с.
  4. Культура русской речи. Учебник для вузов. Под Ред. проф. Л. К. Граудиной и проф. Е. Н. Ширяева. – М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА М, 1999. – 560 с.
  5. Мусорин А. Ю. Основы науки о языке. Учебное пособие. Издание второе, исправленное и дополненное. Новосибирск, Новосибирское книжное издательство, 2004. – 196 с.
  6. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. Современный русский язык. – М.:Айрис-пресс. – 2009- 448с.
  7. Русова Н. Как стать грамотным: Таблицы; Упражнения: Руководство по ускоренному овладению навыками правильной письменной речи Изд. 5-е, перераб./ 6-е Русова Н.Ю. Айрис-Пресс 2005