Филология

Поможем написать

Русский язык и культура речи3 (контрольная работа)

  • Тип работы: Практикум
  • Цена: Скидка 50%

I. Практикум


Выполните комплексный анализ выбранного текста по следующим заданиям:

1. Перепишите текст, вставляя, где нужно, пропущенные буквы и знаки препинания. Обозначьте эти орфограммы и пунктограммы графически.

Текст 1

Язык – это продукт обществен(нн)ой деятельности это отличительная особенность общества.

А зачем нужен язык? Для чего нужна человеку членораздельная речь?

Во-первых для того чтобы люди могли обмениваться мыслями при всякого рода совмес ной деятельности то есть он нужен как средство общения.

Во-вторых язык нужен для того чтобы сохранять и закреплять коллективный опыт человечества достижения общественной практики. Когда Архимед открыл свой закон то первое что он при этом сделал – сформулировал этот закон в словах выразил свою мысль так что она стала доступной для понимания и его современникам и нам далеким потомкам. Когда вы учитесь в школе вы усваиваете достижения обществен(нн)ого опыта по учебникам где необходимые сведения изложен(нн)ы в языковой форме.

Наконец в-третьих язык нужен для того чтобы человек мог с его помощью выразить свои мысли чувства эмоции. Например в стихах человек передает самые сокровен(нн)ые мысли чувства переживания. И все это благодаря языку.

Без языка не(было) бы самого человека потому что все то что есть в нем человеческого связано с языком выражается в языке и закрепляется в языке.

(А. А. Леонтьев)

  1. Укажите характерные особенности, на основании которых данный отрывок может считаться текстом.
  2. Определите стиль текста, опираясь на характерные особенности функциональных стилей русского языка
  3. Проанализируйте лексику текста с точки зрения сферы употребления. Укажите, если таковая имеется, лексику необщеупотребительную, объясните причины ее использования в данном тексте
  4. Определите жанровую разновидность текста.
  5. Каким типом речи является данный текст (повествованием, описанием, рассуждением)? Докажите.
  6. Найдите и выпишите слова (словосочетания, предложения), интересные с точки зрения культуры речи. Укажите для них типы норм и правильный (ые) варианты).

II. ИТОГОВЫЙ ТЕСТ

1. На основе общеславянского языка образовались языки южнославянской, восточно-славянской, западно-славянской групп. Какая из этих групп дает возможность возникновения трех самостоятельных языков: русского, украинского, белорусского, которые с образованием наций оформляются в самостоятельные языки?

а) южно-славянская;

б) восточно-славянская;

в) западно-славянская.

2. Процесс возникновения самостоятельных языков (русского, украинского, белорусского) происходит:

а)         в результате общения славянских племён до V-VI вв. до н. э.;

б)         в результате образования древнерусской народности в пределах Киевского государства в IX в.;

в)         в результате распада Киевского государства в XIV-XV вв.

3. Назовите средства существования языка:

а) общение коллектива (коммуникативная);

б) мышление (когнитивная);

в) сохранение и передача культурно-исторических традиций (аккумулятивная).

4. Разграничьте лексику: 1) лексика ограниченной сферы общения; 2) лексика неограниченной сферы общения.

a) диалекты;

б) просторечие;

в) жаргоны;

г) литературный язык

5.  Какая из форм национального языка существует только в устной форме и служит для обиходно-бытового общения?

а)         территориальные диалекты;

б) просторечие;

в) жаргоны;

г) литературный язык.

6. Для какой из форм существования национального языка характерно наличие специальной лексики и фразеологии?

а) диалекты;

б) просторечие;

в) жаргоны;

г) литературный язык.

7. Соотнесите единицы и уровни языка:

1. Слова.

А. Фонетический уровень.

2. Формы и классы слов.

Б. Морфемный уровень.

3. Звуки, фонемы.

В. Лексический уровень.

4. Морфемы.

Г. Морфологический уровень.

5. Словосочетание, предложение, текст

Д. Синтаксический уровень

 

8. Определите функцию языка в художественном стиле:

а) функция общения;

б) функция сообщения;

в) функция воздействия.

9. Укажите, какой критерий связывают с нормой литературного языка:

а) образцовость;

б) полифункциональность;

в) социальная значимость.

10. Какие аспекты включает понятие «культура речи»?

а) нормативный;

б) коммуникативный;

в) этический.

11. Точность, понятность, чистота, богатство и разнообразие, выразительность речи – основные составляющие:

A. Нормативного аспекта культуры речи.

Б. Коммуникативного аспекта культуры речи.

B. Этического аспекта культуры речи.

12. Языковая норма обязательна:

A. Только для устной речи.

Б. Только для письменной речи

B. Как для устной, так и для письменной речи.

13. Какой прием используется в оксюмороне:

А. Омонимия.

Б. Антонимия.

14. Соотнесите определение и определяемое:

1. Правила использования морфологических форм разных частей речи и синтаксических

А. Орфоэпическая норма, конструкций

2. Правила употребления слов в речи.

Б. Лексическая норма.

3. Правила звучащей речи.

В. Грамматическая норма

5. Для какой формы национального языка норма играет роль «фильтра»?

а) просторечий;

б) литературного языка;

в) диалектов;

г) жаргонов.

16. Для какого функционального стиля речи характерно использование терминологической лексики, употребление многозначных слов только в одном значении, широкое использование конкретной лексики по сравнению с абстрактной, отсутствие лексики разговорной; однородность и замкнутость лексического состава, что выражается в меньшем использовании синонимов; речь отличается точностью и логичностью мысли, её последовательным представлением и объективностью изложения?

A. Для научного стиля.

Б. Для публицистического стиля.

B. Для официально-делового стиля.

17. Функция социальной регламентации предъявляет текстам этого стиля однозначность прочтения:

A. Научного стиля.

Б. Публицистического стиля.

B. Официально-делового стиля.

Г. Художественного стиля.

18. Соотнесите разновидности многословия, или речевой избыточности, с данными определениями:

1. Употребление в речи близких по смыслу и поэтому лишних слов

А. Плеоназм.

2. Повторное обозначение другими словами уже названного понятия

Б. Тавтология.

 

19. Соотнесите определение и определяемое:

1. Слова и выражения, смягчающие грубый смысл речи, что нередко объясняется стремлением автора притупить критическую остроту высказываний при описании негативных явлений.

А. Анахронизм,

2. Нарушение хронологической точности при употреблении слов, связанных с определенной исторической эпохой.

Б. Эвфемизм

20. Сопоставление несовместимых понятий

А. Алогизм.

Б. Инверсия.

 

21. Определите ряд слов с неправильным ударением:

А. Балов'ать, занят'а, шав'ель, ст'атуя.

Б. Кат'алог, нач'ал, жд'ала, д'оговор.

 

22. Какая языковая норма нарушена?

1 Железнодорожная рельса, французская шампунь, большой мозоль, заказной бандероль, черное кофе

2 Проведение экзамена планируем где-то в июне. Я ложу книгу в шкаф

A. Грамматическая норма.

Б. Лексическая норма.

B. Словообразовательная норма.

Г. Синтаксическая норма.

23. Многословие

А. Совместимо с понятием «содержательная речь».

Б. Недостаток речи независимо от стиля и жанра.

24. Какая речевая неточность допущена в словосочетаниях?

Период времени, памятный сувенир, свободная вакансия, автобиография жизни, народный фольклор.

А. Синонимия,

Б. Плеоназм.

25. Какая речевая ошибка допущена в предложениях?

Пришла весна, у куниц скоро появится наследство. Я решил стать офицером, потому что хочу продолжить семейную династию.

А. Использование слова без его семантики.

Б. Нарушение лексической сочетаемости.

26. Укажите вид лексической ошибки в предложении.

В Древнем Риме недовольные законами племена устраивали митинги.

А. Эвфемизм.

Б. Анахронизм.

27. Присутствует ли грамматическая ошибка в предложении?

Выросло поколение, для которых война – история

А. Да.

Б. Нет.

28. Чем являются выделенные слова?

Не вы, ни Сима

Страдаю невыносимо

Водой Невы носима.

а) омофоны;

б) омоформы;

в) омографы.

29. Какой стилистический приём использован в предложении?

Ты и убогая, ты и обильная, ты и могучая, ты и бессильная, матушка-Русь (И. А. Некрасов).

А. Антитеза.

Б. Инверсия.

30. Какого рода несклоняемые существительные?

Кольраби, шимпанзе, кашне, авеню, банджо, иваси, Сочи.

а) несклоняемые разного рола;

б) несклоняемые мужского рода;

в) несклоняемые женского и среднего рода.

31. Найдите глагол, не употребляющийся в форме 1-го лица единственного числа:

а) махать;

б) находить;

в) победить;

г) бередить;

д) заводить.

32. Определите, какие слова не являются антонимами

а) будний день – праздничный день;

б) медленные шаги – твердые шаги;

в) чуткий сон – крепкий сон;

г) скромный подарок – богатый подарок.

33. Какая группа слов является: 1) историзмами; 2) архаизмами?

а) десница, чело, рыбарь, выя, роги;

б) бояре, темница, холоп, вождь, кафтан.

34. Соотнесите паронимы (справа) в соответствии с их лексическим значением.

I. 1. Имеющий большую длину.                                        А. Длинный.

2. Долговременный.                                                                       Б. Длительный.

II. 1. Стать бедным.                                                                        А. Обеднеть.

2. Сделать бедным.                                                             Б. Обеднить.

35. В какой паре выделенное существительное в форме р. п. мн. ч. нарушает морфологическую норму?

а) будни – будней; 

б) чулки – чулок; 

в) ботинки – ботинков;

г) одеяльце – одеялец; 

д) плоскогубцы – плоскогубцев.

36. Отметьте, какое выражение содержит метафору:

а) Весна бродила вместе с легким сквозным ветром по коридорам, дышала в лицо девичьим своим дыханием.

б) Кленовый лист напоминает нам янтарь.

в) Горит восток зарею новой.

Список использованной литературы

 

  1. Введенская Л. А. Культура речи. Серия «Учебники, учебные пособия». Ростов н/Д: Феникс, 2001. – 448 с.
  2. Громов, С.А. Русский язык. Курс практической грамотности для старшеклассников и абитуриентов. – М.: Московский лицей; Издание 18-е. – 2005 – 2006. – 304с.
  3. Мельникова С. В. Деловая риторика (речевая культура делового общения): Учебное пособие. – Ульяновск: УлГТУ, 1999. – 106 с.
  4. Плещенко Т. П. Стилистика и культуры речи: Учеб. Пособие /Т. П. Плещенко, Н. В. Федотова, Р. Г. Чечет; Под Ред. П. П. Шубы. (Мн.: «ТетраСистемс», 2001. – 544 с.
  5. Рейсер С. А. Основы текстологии. Изд. 2-е Учебное пособие для студентов педагогических институтов. Л., «Просвещение», 1978. – 176с.
  6. Ткаченко И. В., Шарохина Е. В. Шпаргалка по риторике: учеб. пособие. – М.: ТК Велби, 2005. – 40 с.
 
 

Еще статьи

Поможем с курсовой, контрольной, дипломной
1500+ квалифицированных специалистов готовы вам помочь