Филология

Стилистика и культура речи (контрольная)

Тип работы: Практикум
Цена: Скидка 50%
(Время чтения: 2 - 4 минуты)

User Rating: 0 / 5

Содержание:

I. Практикум

  • Выполните комплексный анализ выбранного текста по следующим заданиям:
    Перепишите текст, вставляя, где нужно, пропущенные буквы и знаки препинания.
  • Обозначьте эти орфограммы и пунктограммы графически.

    Текст 1

Язык – это продукт общественной деятельности, это отличительная особенность общества. А зачем нужен язык? Для чего нужна человеку членораздельная речь?

Во-первых, для того, чтобы люди могли обмениваться мыслями при всякого рода совместной деятельности, то есть он нужен как средство общения.

Во-вторых, язык нужен для того, чтобы сохранять и закреплять коллективный опыт человечества, достижения общественной практики. Когда Архимед открыл свой закон, то первое, что он при этом сделал, – сформулировал этот закон в словах, выразил свою мысль так, что она стала доступной для понимания и его современникам, и нам далеким потомкам. Когда вы учитесь в школе, вы усваиваете достижения общественного опыта по учебникам, где необходимые сведения изложены в языковой форме.

Наконец, в-третьих, язык нужен для того, чтобы человек мог с его помощью выразить свои мысли, чувства, эмоции. Например, в стихах человек передает самые сокровенные мысли, чувства, переживания. И все это благодаря языку.

Без языка не было бы самого человека , потому что все то, что есть в нем человеческого, связано с языком, выражается в языке и закрепляется в языке.

©(А. А. Леонтьев)

Укажите характерные особенности, на основании которых данный отрывок может считаться текстом.
Текст (от лат. textus – ткань; связь, соединение) – это слова, предложения, абзацы и более крупные части, связанные в целое темой и основной мыслью, образующие высказывание, речевое произведение.

Таким образом, основными признаками текста являются следующие:

Членимость. Текст состоит из нескольких предложений, представляет собой коммуникативную единицу высшего ранга, по сравнению с предложением. Однако это положение является дискуссионным: одно распространенное завершенное высказывание, реплику в диалоге некоторые исследователи считают текстом.

Смысловая цельность достигается тогда, когда отбор материала подчиняется задаче передать основную мысль. Т. е. предложения текста должны объединяться темой и идеей.

Связность заключается в том, что текст состоит из предложений, связанных между собой по смыслу и формально - с помощью языковых средств: повторяющихся слов, личных и указательных местоимений, синонимов, антонимов, сочинительных союзов и т. п.

Ответ:

Данный текст ....

Определите стиль текста, опираясь на характерные особенности функциональных стилей русского языка
Функциональный стиль (это исторически сложившаяся и общественно осознанная разновидность литературного языка, функционирующая в определенной сфере человеческой деятельности и общения, создаваемая особенностями употребления в этой сфере языковых средств и их специфической организацией.

В данном тексте……….

Проанализируйте лексику текста с точки зрения сферы употребления. Укажите, если таковая имеется, лексику необщеупотребительную, объясните причины ее использования в данном тексте
В основном в данном тексте

Определите жанровую разновидность текста.
Каким типом речи является данный текст (повествованием, описанием, рассуждением)? Докажите.
Данный текст представляет собой

Найдите и выпишите слова (словосочетания, предложения), интересные с точки зрения культуры речи. Укажите для них типы норм и правильный (ые) варианты).
В данном тексте……..

II. Итоговый тест

1. На основе общеславянского языка образовались языки южнославянской, восточно-славянской, западно-славянской групп. Какая из этих групп дает возможность возникновения трех самостоятельных языков: русского, украинского, белорусского, которые с образованием наций оформляются в самостоятельные языки?

а) южно-славянская;

б) восточно-славянская;

в) западно-славянская.

2. Процесс возникновения самостоятельных языков (русского, украинского, белорусского) происходит:

а) в результате общения славянских племён до V-VI вв. до н. э.;

б) в результате образования древнерусской народности в пределах Киевского государства в IX в.;

в) в результате распада Киевского государства в XIV-XV вв.

3. Назовите средства существования языка:

а) общение коллектива (коммуникативная);

б) мышление (когнитивная);

в) сохранение и передача культурно-исторических традиций (аккумулятивная).

4. Разграничьте лексику: 1) лексика ограниченной сферы общения; 2) лексика неограниченной сферы общения.

a) диалекты; (1)

б) просторечие;

в) жаргоны; (1)

г) литературный язык (2).

5. Какая из форм национального языка существует только в устной форме и служит для обиходно-бытового общения?

а) территориальные диалекты;

б) просторечие;

в) жаргоны;

г) литературный язык.

6. Для какой из форм существования национального языка характерно наличие специальной лексики и фразеологии?

а) диалекты;

б) просторечие;

в) жаргоны;

г) литературный язык.

7. Соотнесите единицы и уровни языка:

1. Слова.

А. Фонетический уровень.

2. Формы и классы слов.

Б. Морфемный уровень.

3. Звуки, фонемы.

В. Лексический уровень.

4. Морфемы.

Г. Морфологический уровень.

5. Словосочетание, предложение, текст

Д. Синтаксический уровень

1 В; 2 Г; 3А; 4Б; 5Д

 Список использованной литературы

  1. Введенская Л. А. Культура речи. Серия «Учебники, учебные пособия». Ростов н/Д: Феникс, 2001. – 448 с.
  2. Громов, С.А. Русский язык. Курс практической грамотности для старшеклассников и абитуриентов. – М.: Московский лицей; Издание 18-е. – 2005 – 2006. – 304с.
  3. Мельникова С. В. Деловая риторика (речевая культура делового общения): Учебное пособие. – Ульяновск: УлГТУ, 1999. – 106 с.
  4. Плещенко Т. П. Стилистика и культуры речи: Учеб. Пособие /Т. П. Плещенко, Н. В. Федотова, Р. Г. Чечет; Под Ред. П. П. Шубы. (Мн.: «ТетраСистемс», 2001. – 544 с.
  5. Рейсер С. А. Основы текстологии. Изд. 2-е Учебное пособие для студентов педагогических институтов. Л., «Просвещение», 1978. – 176с.
  6. Ткаченко И. В., Шарохина Е. В. Шпаргалка по риторике: учеб. пособие. – М.: ТК Велби, 2005. – 40 с.